Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:17, реферат
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.
3. Позитивная адаптация — повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.
Адаптация имеет огромное биологическое значение: она позволяет улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия сильных.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Оно может выражаться как в повышении, так и в понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители, воздействующие на один анализатор, повышают чувствительность другого и, наоборот сильные раздражители понижают чувствительность других анализаторов при их взаимодействии. Например, сопровождая чтение книги тихой, спокойной музыкой, мы повышаем чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора; слишком громкая музыка, напротив, способствует их понижению.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:
сенсибилизацию, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов: слепоты, глухоты. Например, у некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку.
сенсибилизацию, вызванную деятельностью, специфическими требованиями профессии. Например, высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака и т.д.
Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.
"Ощущения как психический познавательный процесс"
1. Ощущения как психический познавательный процесс
В качестве психических процессов выступают ощущения, восприятие, мышление, память, воображение. В зависимости от задачи, на которую направляется деятельность, она принимает форму того или иного процесса. Все психические процессы имеют личностномотивационный компонент. В современной психологии существует тенденция относить ощущение и восприятие к сенсорно-перцептивному, а память, мышление, речь, сознание к более высокому – когнитивному уровню психики. Вместе с тем, выделение ощущения и восприятия в качестве относительно самостоятельных психических процессов продолжает оставаться достаточно распространенным.
Критерием для разграничения сенсорных и перцептивных процессов является целостность и предметность образа. Ощущения, отражающие отдельные стороны воспринимаемой действительности, не относятся к конкретному объекту с предметным значением. Результатом процесса ощущения является парциальный образ мира, так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов. Восприятие, как отражение целостного объекта или явления, включает в себя его предметное значение.
Выделение ощущения как базового, исходного уровня познавательной сферы соответствует учению В. Вундта, который выделил следующие виды организации познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, сознание. В качестве критерия этой классификации им был использован принцип возрастающей сложности и качественной специфики ощущений. Он предложил разделить рецепторы, которые специализируются на приеме механической, химической или световой энергий.
Ощущения являются начальным процессом познания. В процессе ощущений происходит непосредственный контакт с раздражителями, в результате чего у человека возникают осознанные знания о качествах или признаках предметов или явлений. И тогда человек научается дифференцировать соленое, сладкое, горячее, холодное, тяжелое, давящее, шероховатое и другие свойства.
В процессе ощущений происходит обнаружение и кодирование энергии физического мира. Затем информация, полученная с помощью органов чувств и нервной системы, перерабатывается, интегрируется, трансформируется и превращается в чувственный опыт, дающий представление о видимом, слышимом, осязаемом, обоняемом и т.д. Но процессы ощущения и восприятия не происходят сами собой. Они требуют сенсорной и перцептивной активности субъекта познания, благодаря которой он сможет адаптироваться к тем воздействиям, которые непосредственно и реально падают на его органы чувств.
Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств, называемая анализаторной. Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма. Все человеческое тело можно рассматривать как единый и сложно дифференцированный анализатор воздействий на человека со стороны окружающей среды.
Дифференциация анализаторов связана с их специализацией на отображении различного рода воздействий. Периферическую часть анализаторов составляют рецепторы, в которых осуществляются первичные преобразования внешнего воздействия во внутреннее состояние человека.
Потенциальными энергетическими сигналами являются: свет, давление, тепло, химические вещества и т.д. Органы чувств получают эту информацию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который поступает в мозг. Реагирование на тот или иной сигнал, то есть на тот или иной вид энергии, осуществляют рецепторы.
Однозначной связи между рецепторами и выполняемыми ими функциями нет. Совокупность иерархических механизмов, которые решают различные по сложности перцептивные задачи, называют перцептивной системой.
Разделяют пять основных перцептивных систем: зрительную, слуховую, кожно-мышечную, обонятельно-вкусовую и вестибулярную. Зрительная система реализует сложную эпикритическую форму чувствительности. Она принимает участие в регуляции локомоций и предметных действий. Зрительная система позволяет оценить свойства поверхности предметов, обеспечить высшие формы предметного восприятия.
Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, вкусовые, кинестетические, внутриорганические). Различают рецепторы и в зависимости от того, к какого рода воздействиям они чувствительны: к физическим (зрительные, слуховые), механическим (осязание), химическим (вкус, обоняние).
Рецепторы имеют различное строение и выполняют различные функции. Вместе с тем, они имеют ряд общих свойств:
· они преобразуют энергию раздражителя в потенциалы действия, которые распространяются по сенсорным нервам в центральные отделы нервной системы, эти ритмические разряды содержат информацию о параметрах раздражителей и называются сенсорным кодом;
· рецепторы реагируют на изменение раздражителя, все рецепторы подвержены контролю со стороны центральных отделов мозга;
· третьим общим свойством рецепторов является их рефлекторная регуляция.
Основными свойствами (атрибутами) ощущений являются: качество (модальность или субмодальность); интенсивность; длительность; пространственная и временная структура (Э. Титченер).
Отдельные свойства ощущений можно разграничить, если они изменяются независимо друг от друга или остаются постоянными при изменении других свойств.
Качество ощущения отличается его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов.
В психологических исследованиях ощущений существуют отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках основных свойств ощущения:
♦для зрения – цвета, яркости, размера, глубины, формы,
движения, скорости и т.д.;
♦ для слуха – громкости, высоты, тембра звука;
♦ для кожной чувствительности – прикосновения, давления, температуры, боли;
♦ для всех модальностей и для разных интенсивностей ощущений – их пространственные и временные характеристики.
Изучение ощущений различной модальности позволило выявить их взаимосвязь с движениями. Связь ощущений и движений особенно наглядно проявляется во всех двигательных навыках: спортивных, танцевальных, водительских и т.д. Выявлена связь слуховых ощущений, получаемых от звуков речи, и речевых движений, связь ощущений музыкальных звуков и движений речевого аппарата. Движения органов чувств обеспечивают более совершенное познание предметов и их свойств. Глаза человека совершают бесчисленное множество движений, способствующих их более адекватной и интенсивной работе. Для получения наиболее полных и точных осязательных ощущений мы ощупываем предмет, то есть совершаем целый ряд ознакомительных движений.
Рассматривая ощущение как один из сенсорных процессов, нельзя не поставить вопрос о соотношении ощущений и эмоций. Экспериментально-
Ощущения могут быть охарактеризованы четырьмя параметрами: модальность, интенсивность, длительность, отчетливость. Эмоции же – только тремя: модальность, интенсивность, длительность. Удовольствие и неудовольствие могут быть, согласно Э. Титченеру, более или менее интенсивными, более или менее длительными, но никогда не бывают ясными. На эмоциях невозможно сосредоточить свое внимание. Чем больше внимания мы обращаем на ощущение, тем яснее оно становится, если же мы обращаем внимание на эмоцию, она просто исчезает. Ощущения можно локализовать в пространстве, эмоции – нет. Эмоции всегда имеют одинаковый объем с сознанием. Ощущения суть объективно обусловленные элементы сознания, эмоции субъективно инициированы. Эмоции субъективны в том смысле, что они никогда не появляются одни, но всегда сопровождают ощущения.
Конкретно жизненный смысл различия между эмоциями и ощущениями приобретают при рассмотрении феномена болевых переживаний. С одной стороны, боль – это неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее при раздражении болевых рецепторов либо при сверхсильных раздражениях любых других рецепторов. С другой стороны, боль – это эмоция, характеризующаяся как душевное страдание, не имеющее соматической локализации («душа болит»). Такое словоупотребление указывает на нерасторжимость соматического субстрата и психического субъекта в пределах каждого отдельного психического феномена.
Быстро развивающаяся в последнее время когнитивная нейрология содержит новые факты и закономерности, полученные методом визуализации мозга. Значительно обогатились также разделы, основанные на клиническом изучении сенсорных систем, их патологий и объяснении вытекающих из этого следствий. Более ясными стали процессы, которые превращают физические сигналы из окружающей среды в нейронную энергию, то есть речь идет о работе рецепторных клеток, которые инициируют сенсорные и перцептивные реакции.
6.4.Свойства и виды восприятия.
Психические процессы основываются на восприятии.
Восприятие (перцепция) — это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.
Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.
Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.
Константность — обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
Информация о работе Ощущения и их анатомо-физиологические механизмы