Ощущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:32, реферат

Описание работы

Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века

Содержание работы

1. Психические процессы
2. Понятие ощущения
3. Физиологические механизмы ощущений
4. Классификация видов ощущений
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ощущения.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

   2. Первичным  познавательным процессом, посредством  которого человек получает всю элементарную информацию от внешней и внутренней среды, является ощущение. Через ощущения человек узнает о цвете, запахе, вкусе, гладкости или шероховатости предметов, о состоянии своих внутренних органов, о движениях и положении тела в пространстве.

   Ощущения - психический процесс отражения  отдельных свойств объектов реального  мира, непосредственно воздействующих на анализаторы.

На основе ощущений и слагаются более целостные, предметные восприятия, возникают все  остальные более сложные по своей  структуре познавательные процессы: представления, память, мышление.

   3. Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:

   - Рецепторы.

   - Ядро анализатора (в коре головного мозга).

   - Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).

   - Источник раздражения.

   - Среда или энергия (от источника до субъекта).

   Функции ощущений: сигнальная, отражательная, регулятивная.

   Теории  ощущений: рецептивная, диалектико-материалистическая, рефлекторная.

    4. Существует несколько классификаций видов ощущений. По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

    По  характеру отражения и месту  расположения рецепторов классификация  ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.

    По  происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и  эпикритические ощущения.

 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы  своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

    Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый  ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

    Полноценное протекание всех вышеперечисленных  процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

    Итак, ощущение - это процесс отражения  отдельных свойств предметов  объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий  при непосредственном воздействии  их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

    Можно себе только представить, что случится, если в этом сложнейшем процессе обмена произойдёт сбой...что будет с нами. Так можно говорить о любой структуре организма, она может не являться главной, но без неё деятельность всего организма будет не совсем верной и полной. Всё равно, что в часах. Если отсутствует одна, даже самая маленькая деталь в механизме, часы уже не будут работать абсолютно точно. И вскоре часы сломаются. Так же и наш организм, при нарушении одной из систем, постепенно ведёт к сбою всего организма, а в последствие к гибели этого самого организма. Так что в наших интересах следить за состоянием своего организма, и не допускать тех ошибок, которые могут привести к серьёзным последствиям для нас.

    Наше  тело - один большой часовой механизм. Он состоит из огромнейшего количества мельчайших частиц, которые расположены в строгом порядке и каждая из них выполняет определённые функции, и имеет свои неповторимые свойства. Этот механизм - тело, состоит из клеток, соединяющих их тканей и систем: все это в целом представляет собой единую цепочку, сверхсистему организма. Величайшее множество клеточных элементов не могли бы работать как единое целое, если бы в организме не существовал утонченный механизм регуляции. Особую роль в регуляции играет нервная система. Вся сложная работа нервной системы - регулирование работы внутренних органов, управление движениями, будь то простые и неосознаваемые движения (например, дыхание) или сложные, движения рук человека - все это, в сущности, основано на взаимодействии клеток между собой. Все это, в сущности, основано на передаче сигнала от одной клетке к другой. Причем, каждая клетка выполняет свою работу, а иногда имеет несколько функций. Разнообразие функций обеспечивается двумя факторами: тем, как клетки соединены между собой, и тем, как устроены эти соединения.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Ощущение.

    2. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

    3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

    4. Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М. 1975.

    - с. 227.

    5. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 368 с.

    6. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. 

    - 128 стр.

    7. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.

    8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.

    9. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. – 4

    10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.

    11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

    12. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2004 - 528 с.

    13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688.

    14. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2002. - 232 с.

        15. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. - 315 с.

        16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

Информация о работе Ощущения