Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:32, реферат
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века
1. Психические процессы
2. Понятие ощущения
3. Физиологические механизмы ощущений
4. Классификация видов ощущений
Выводы
Заключение
Список литературы
2. Первичным
познавательным процессом,
Ощущения - психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы.
На основе ощущений и слагаются более целостные, предметные восприятия, возникают все остальные более сложные по своей структуре познавательные процессы: представления, память, мышление.
3. Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:
- Рецепторы.
- Ядро анализатора (в коре головного мозга).
- Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).
- Источник раздражения.
- Среда или энергия (от источника до субъекта).
Функции ощущений: сигнальная, отражательная, регулятивная.
Теории ощущений: рецептивная, диалектико-материалистическая, рефлекторная.
4. Существует несколько классификаций видов ощущений. По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.
По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.
По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.
Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.
Итак, ощущение - это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.
Можно себе только представить, что случится, если в этом сложнейшем процессе обмена произойдёт сбой...что будет с нами. Так можно говорить о любой структуре организма, она может не являться главной, но без неё деятельность всего организма будет не совсем верной и полной. Всё равно, что в часах. Если отсутствует одна, даже самая маленькая деталь в механизме, часы уже не будут работать абсолютно точно. И вскоре часы сломаются. Так же и наш организм, при нарушении одной из систем, постепенно ведёт к сбою всего организма, а в последствие к гибели этого самого организма. Так что в наших интересах следить за состоянием своего организма, и не допускать тех ошибок, которые могут привести к серьёзным последствиям для нас.
Наше тело - один большой часовой механизм. Он состоит из огромнейшего количества мельчайших частиц, которые расположены в строгом порядке и каждая из них выполняет определённые функции, и имеет свои неповторимые свойства. Этот механизм - тело, состоит из клеток, соединяющих их тканей и систем: все это в целом представляет собой единую цепочку, сверхсистему организма. Величайшее множество клеточных элементов не могли бы работать как единое целое, если бы в организме не существовал утонченный механизм регуляции. Особую роль в регуляции играет нервная система. Вся сложная работа нервной системы - регулирование работы внутренних органов, управление движениями, будь то простые и неосознаваемые движения (например, дыхание) или сложные, движения рук человека - все это, в сущности, основано на взаимодействии клеток между собой. Все это, в сущности, основано на передаче сигнала от одной клетке к другой. Причем, каждая клетка выполняет свою работу, а иногда имеет несколько функций. Разнообразие функций обеспечивается двумя факторами: тем, как клетки соединены между собой, и тем, как устроены эти соединения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.http://ru.wikipedia.org/
2. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
4. Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М. 1975.
- с. 227.
5. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 368 с.
6. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007.
- 128 стр.
7. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.
9. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. – 4
10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
12. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2004 - 528 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688.
14. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2002. - 232 с.
15. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. - 315 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.