Ощущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:36, реферат

Описание работы

С древнейших времен ощущение выступает главным признаком одушевленности живого существа. Так, на заре психологической мысли, Аристотель в своем учении о душе относил ощущение, наряду со способностью к свободному перемещению, к основным функциям так называемой животной души, отличающим ее от души растительной.
В современной психол

Содержание работы

1.Что такое ощущение?...............................................................3-4
2. Виды ощущений по Б.Г. Ананьеву…………………….............5-6
3.Функции ощущений………………………………………………..7
4.Развитие ощущений……………………………………………….8-9
5.Ощущения и реклама……………………………………………..10-11

Файлы: 1 файл

Ощущения.docx

— 34.47 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый  университет) 

                             

Кафедра «Прикладная психология» 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Психология» 

на  тему:

«Ощущения» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил(а):

Студент(ка) группы Э1-3

Иванов  Евгений Евгеньевич

                                             

Научный руководитель: 
 
 
 
 

Москва 2011

 

План  реферата 
 
 

1.Что такое ощущение?...............................................................3-4

2. Виды ощущений по Б.Г. Ананьеву…………………….............5-6

3.Функции ощущений………………………………………………..7

4.Развитие ощущений……………………………………………….8-9

5.Ощущения и реклама……………………………………………..10-11

 

Что такое ощущение? 
 
 

С древнейших времен ощущение выступает главным признаком  одушевленности живого существа. Так, на заре психологической мысли, Аристотель в своем учении о душе относил ощущение, наряду со способностью к свободному перемещению, к основным функциям так называемой животной души, отличающим ее от души растительной.

В современной психологии, ощущение как процесс - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения. Ощущения как результат - исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом. Именно поэтому про ощущения часто говорят, что это больше физиология, чем психология. Физиологической основой ощущения является процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из 3 частей:

1.периферический отдел (рецепторы) является трансформатором внешней энергии в нервный процесс.

2.отдел аффективных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов – проводящих путей соединяет периферический отдел анализатора с центральным.

3.подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Впрочем, едва ли это  верно, хотя бы потому, что культурная и интеллектуальная обработка входящих например зрительных сигналов у человека происходит еще до мозга, уже на уровне глаза. В любом случае, ощущения отличают от восприятий, как нечто элементарное отличают от более сложного. Ощущения сообщают человеку об отдельных свойствах предметов и явлений, восприятия (представления) дают целостную картину происходящего. К ощущениям относят свет и цвет, звуки и запахи, осязание и ощущение температуры, ощущение вибрации, кинестетические ощущения в мышцах и проприорецептивные ощущения от внутренних органов. Эмоциональный фон ощущений иногда относят к ощущениям, иногда - к чувствованиям, отличая их от ощущений.

 

Виды  ощущений по Б.Г. Ананьеву  
 
 

У человека 11 видов  ощущений, которые в виде нервных  импульсов попадают в головной мозг.

Первая группа –  дистантные ощущения 
1) зрение (электромагнитные колебания, отражение света от предметов) 
2) слух (звуковые колебания) 
3) обоняние (пахучие частицы, химический анализ) 
Вторая группа – контактные ощущения 
4) тактильные (ощущения прикосновения и давления. Даже небольшое снижение тактильной чувствительности негативно влияет на психику. Наиболее чувствительны: а) язык, б) губы, в) кончики пальцев) 
5) температурные (отдельные рецепторы на холод и тепло. температура тела принимается за 0 ) 
6) вкусовые (рецепторы в сосочках языка, реагирующие на химический состав пищи) 
7) вибрационная чувствительность (реакция на низкочастотные колебания окружающей среды. самая древняя чувствительность. прородительница слуха и тактильных ощущений. нет специальных рецепторов, все ткани тела участвуют в передаче информации) 
8) Болевая чувствительность (стоит на службе у инстинкта самосохранения. Люди без болевой чувствительности не доживают до 10 лет) 
Третья группа – ощущения, относящиеся к самому телу.Ощущения на события внутри тела. 
9) Вестибулярные (определяют то, как тело размещено по отношению к земному притяжению. Нужны, чтобы понимать, где верх, где низ. Рецепторы во внутреннем ухе) 
10) Мышечные (кинестические / динамические / скелетно-мышечные / проприорецепция) (специальные датчики во всех мускулах, местах прикрепления сухожилий и суставов. Реагируют на напряжение и расслабление. Благодаря им мы с закрытыми глазами можем сказать, что делает наше тело. Все виды скелетных движений регулируются психикой с участием мышечных ощущений). 
11) Интроцепивные ощущения / интерорецепция (совокупный результат работы нескольких видов датчиков внутри организма (хеморецепторы - хим.события внутри тела, барорецепторы - реагируют на изменение давления, болевые, и др.). Зачастую не доходят до психики, до осознания. Управляются подкорковыми структурами. Что доходит до сознания (Сеченов): "темное валовое чувство организма" - плохоосознаваемое, недифференцированное. События внутри тела оказывают влияние на виды сенсорной чувствительности извне).
 
 
 
 
 
 

 

Функции ощущений 
 

Функции ощущений таковы:

  • являются основой более сложных познавательных процессов,
  • превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания,
  • обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.

Согласно материалистической теории отражения, именно через ощущения осуществляется непосредственная связь сознания с внешней средой и преобразование энергии внешних воздействий (раздражений) в сенсорную информацию. Отражение в зеркале и, вообще, отражение в неживой природе, является пассивным. Например, зеркало «безразлично» к тому, что в нем отражается. Отражение посредством ощущений носит активный характер. А именно, ощущение является не просто продуктом воздействия внешнего объекта на организм, а скорее результатом взаимодействия среды, ее специфических характеристик (физических и химических свойств) с познающим субъектом, обеспечивающим себе посредством сенсорной информации ориентацию в меняющихся условиях жизнедеятельности. Ощущение является простейшим актом познания. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира. Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Ощущения объективны, поскольку непосредственно связаны с внешним раздражителем, отражают его интенсивность и качественные характеристики и, одновременно, субъективны, т.к. зависят от состояния нервной системы, индивидуальных особенностей организма и психики, мотивационных факторов, специфики ведущей деятельности.

Развитие  ощущений 

Совершенствование ощущений в процессе индивидуальной жизни  человека может состоять как в повышении чувствительности тех или других анализаторов, так и в развитии способности различения — более четкой дифференциации различных свойств внешних предметов. Например, человек может обладать высоким порогом слуховой чувствительности, но не уметь различать в сложных звуковых раздражителях их составные части: музыкальный аккорд воспринимается этим человеком генерализован - но, он не выделяет в нем отдельных тонов. Этот недостаток может быть исправлен: путем целенаправленной тренировки человек может развить свою способность ощущения, научиться различать музыкальные тоны. Спортсмен, впервые совершающий прыжок с трамплина на лыжах, плохо разбирается в своих мышечно-двигательных ощущениях, хотя и может обладать большой чувствительностью двигательного анализатора. После первого прыжка он может рассказать о нем только в самом общем виде, не выделяя отдельных ощущений. Однако в процессе тренировки его двигательные ощущения становятся более ясными, вследствие чего он может дифференцированно отметить отдельные элементы своих движений. Развитие ощущений имеет в своей основе концентрацию возбуждений в корковых отделах анализаторов, ограничение их первоначальной генерализации путем выработки специальных дифференцировок. Этот процесс, как говорит И. П. Павлов, есть не что иное, как «постепенное заглушение сначала широко возбужденного мозгового конца анализатора, исключая его мельчайшую часть, отвечающую данному условному раздражителю».У человека этот процесс имеет активный характер. Та или иная деятельность для лучшего своего выполнения требует сосредоточения внимания на отдельных элементах работы. В связи с этим происходит выделение этих элементов и их лучшее отражение в ощущениях. Занятия физическими упражнениями, связанные с сознательным выполнением очень точных движений, в высшей степени содействуют развитию мышечно-двигательных ощущений. Опытный спортсмен может точно дифференцировать тончайшие мышечно-двигательные ощущения, связанные с тем видом спорта, в котором он тренируется. Нет ни одного вида ощущений, который нельзя было бы развить в процессе тренировки. Большую роль при этом играет вторая сигнальная система. Ощущения становятся более ясными и отчетливыми, если они связываются с их словесными обозначениями. Развитие ощущений, имеющих значение в том или ином виде деятельности, стоит в прямой связи с наличием дифференцированной терминологии и ее правильным применением. Едва ли можно было бы хорошо развить ощущения музыкальных тонов, если бы эти тоны не обозначались соответствующими терминами. То, что не обозначается словом, плохо выделяется из общего комплекса.

  

Как используются ощущения в рекламе? 
 
 

В рекламе чаще всего  используются зрительные и слуховые ощущения, хотя в ряде случаев реклама может быть основана и на других видах ощущений. На автомобильных выставках посетителям иногда предлагают поуправлять автомобилем, чтобы «почувствовать» его и испытать чувство комфорта, скорости по отдельности и (более абстрактно) престижа в целом. Тем самым используются вибрационные, двигательные и другие ощущения. Например, во время презентации продуктов питания или напитков могут предложить отведать этот продукт, т.е. в качестве рекламы используются вкусовые или обонятельные ощущения. Посетителям могут предложить испытать ощущение тепла (или холода), которые возникают при пользовании продукцией, выпускаемой фирмой, – кондиционеры, обогреватели, холодильники, морозильники. Неосознанным мотивом покупки могут быть приятные на ощупь товар или его упаковка (осязательное ощущение). Однако если возникающие при этом ощущения ничем не отличаются от уже хорошо известных (по товарам другого производителя), то вряд ли производителю рекламы удастся обратить внимание на свой товар и убедить кого-нибудь этот товар приобрести, и в этом случае лучше опираться на другие психические процессы. Если же ощущение отличается, то это должным образом обыгрывают. Например, в видеоклипе человеку предлагают попробовать два вида зубной пасты, шампуня, крема и т.д., после чего демонстрируют (как правило, гиперболизируя – но лишь настолько, насколько это не противоречит законодательству) преимущества рекламируемого товара. Говоря об ощущениях, всегда следует помнить о существовании «золотой середины»: закон Фехнера гласит, что при очень больших значениях стимула человек испытывает пропорционально меньшие изменения в ощущениях, чем при небольших значениях. Ощущения, которые испытывает человек от воздействующих на него объектов, в частности, от рекламы в газете, подчиняются этому психофизиологическому закону. Например, большое количество мелких рекламных объявлений, помещаемых на одной странице в газете, окажется менее эффективным. Закон говорит о том, что не всегда оказываются лучшими для восприятия очень интенсивные воздействия (громкие звуки, яркие цвета, многословные тексты и т.д.). Поэтому с точки зрения восприятия наиболее эффективны некие средние значения.

 

 

Заключение 
 

Ощущения являются основополагающими в жизнедеятельности  человека. С помощью ощущений человек ориентируется в окружающей среде. Очень 
Список источников
 
 

psychologos.ru

psyworld.ru

Б.Г. Ананьев «Теория Ощущений»

Информация о работе Ощущения