Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 05:04, доклад
Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Как считают ученые, человеческое общение на две трети состоит из речевого. Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность и т. п.
Общение — это сложный
процесс взаимодействия людей. Проблемами
общения занимаются представители
различных наук: философы, психологи,
лингвисты, социологи, культурологи и
др.
Как считают ученые, человеческое общение
на две трети состоит из речевого. Лингвисты
изучают процессы образования речи и ее
восприятие; коммуникативные установки;
факторы, затрудняющие общение и повышающие
его эффективность и т. п. Исследователи
выделяют и описывают основные единицы
речевого общения — речевую ситуацию,
речевое событие, речевое взаимодействие. Речевая
ситуация — это контекст высказывания,
то, что помогает его понять. Известно,
что высказывание делается в определенном
месте в определенное время и имеет определенный
набор участников: говорящий и слушающий.
Таким образом, составляющие речевой ситуации
— это говорящий, слушающий, время и место
высказывания. Речевая ситуация помогает понять
смысл сообщения, конкретизирует значение
ряда грамматических категорий, например,
категории времени, местоименных слов
типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и др. Она
позволяет также правильно толковать
высказывание, уточнять его целевую функцию
(угроза, просьба, совет, рекомендация),
выявлять причинные связи данного высказывания
с другими событиями и т. д. Речевая ситуация диктует правила
ведения разговора и определяет формы
его выражения. Например, типичные диалоги
на экзаменах, у железнодорожной кассы,
на приеме у врача, в юридической консультации;
светские беседы в гостях, на банкетах;
публичные дискуссии. Необходимо учитывать, что высказывание
наряду с прямым смыслом обладает так
называемым
прагматическим значением, обусловленным
речевой ситуацией. Например, фраза «Скоро
увидимся», сказанная при расставании
с близким человеком, может означать в
зависимости от конкретной ситуации разное:
«Не расстраивайся, все будет хорошо»,
«Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь»
и др.
Высказывания, у которых семантическое
значение расходится с прагматическим,
называются косвенными. Вот примеры косвенных
высказываний и их возможных толкований:1. Мне
нездоровится. —Я не хочу с вами разговаривать.
—Вызовите поскорее врача. —Я не буду
выполнять эту работу. — Оставьте меня
в покое. —2. Я приду завтра. —Объявление/утверждение.
—Обещание. —Угроза. Косвенные высказывания
широко используются в речи. Они делают
речь более выразительной, сжатой, позволяют
передавать разнообразные экспрессивные
оттенки. Смысл косвенных высказываний
становится понятным только в контексте
речевой ситуации.Основная единица речевого
общения — речевое событие. Как пишет А.
К. Михальская в своем учебном пособии
«Основы риторики", речевое событие
— это некое законченное целое со своей
формой, структурой, границами. Например,
школьный урок, родительское собрание,
заседание, конференция, разговор в булочной,
в метро и т. д. Речевое событие составляют
два главных компонента: 1) словесная речь
(то, что говорится, сообщается) и то, что
ее сопровождает (жесты, мимика, движения
и др.); 2) условие, обстановка, в которой
происходит общение (речевая ситуация).
Первую составляющую речевого события,
те есть живую речь, взятую в событийном
аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от
франц. discours — речь).