Основные функции процесса общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследования является общение как социальное явление.
Предмет исследования – проблемы общения в социальной психологии
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
2. Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
3. Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
4. Определить особенности каждой из функций процесса общения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии
1.1 Понятие общения……………………………………………………………….5
1.2 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной
Психологии…………………………………………………………………………6
1.3 Структура, содержание и формы феномена общения……………………….8
2. Некоторые особенности процесса общения
2.1 Типы и виды общения………………………………………………………...15
2.2 Характеристика основных функций процесса общения……………………19
Заключение………………………………………………………………………...23
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………….28
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

Иващенко Социальная психология.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Ачинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Основные функции процесса общения

Фамилия студента

Иващенко

Имя студента

Ирина

Отчество студента

Анатольевна

№ контракта

14300090709030


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Теоретическое обоснование  проблем общения в социальной психологии

1.1 Понятие общения……………………………………………………………….5

1.2 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной

Психологии…………………………………………………………………………6

1.3 Структура, содержание и формы феномена общения……………………….8

2. Некоторые особенности  процесса общения

2.1 Типы и виды общения………………………………………………………...15

2.2 Характеристика основных  функций процесса общения……………………19

Заключение………………………………………………………………………...23

Глоссарий………………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………….28

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

 

Введение

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных  социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти   задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Вопросам общения посвящены  труды многих выдающихся психологов-классиков, таких как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. Однако, однозначного подхода к проблемам общения в психологической науке не существует, что и позволило нам рассмотреть их более детально, и определило направление исследования.

Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому  необходимо более детально рассмотреть  его структуру. К пониманию структуры  общения существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении выделяет три функции: информационно – коммуникативную, регуляционно–коммуникативную, эффективно – коммуникативную. Естественно, что все это деление весьма условно. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие классификации.

Цель исследования: рассмотреть  проблемы общения в социальной психологии.

Объектом исследования является общение как социальное явление.

Предмет исследования –  проблемы общения в социальной психологии

Задачи исследования:

1.         Изучить разработанность проблемы  в психологической литературе.

2.         Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.

3.         Выявить основные структурные  компоненты общения и его основные  функции.

4.         Определить особенности каждой  из функций процесса общения. 

Методологической основой  исследования являются диалектико-материалистические положения о влиянии деятельности на развитие социума.

Научная новизна состоит  в определении проблем общения  в научных источниках.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении проблем общения, структуры общения, содержания общения, а также разных сторон (функций) процесса общения, их описании и интерпретации.

Структура работы: Работа состоит из введения, основной части  разделенной на главы и параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.

 

Основная часть

1Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии

1.1      Понятие  общения.

Проблемы общения, его  индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения  стали предметом изучения философов  и социологов (Б.Д. Парыгин НС. Кон психологов (А.Н. Леонтьев) специалистов по социальной психологии Г.М. Андреева), детской и возрастной (Я. Коломинский).

Однако разные исследователи  вкладывают в понятие общения  далеко не одинаковый смысл. Так Н.М. Щелованов и Н.М. Аскарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу. Авторы считают правомерным утверждать, что общение это язык человека с природой и самим собой. Однако, очень важно определить для себя понятие общения.

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах (Я.Л. Коломинский.

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться в том, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и том также, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга.

Для общения характерно также то, что каждый участник выступает  в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев. На этом основании Б.Ф. Ломов утверждает, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.

Таким образом, перечисленные  выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация  воздействия в отрыве от других черт общения приводит к интеракционистской позиции, которая резко объединяет представление об общении. При чрезмерном акценте на обмене информации как сути общения последнее превращается в коммуникацию - явление, также намного более узкое, чем общение. И, наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от термина "взаимоотношения" имеет важное принципиальное значение, подчеркивает Я.К. Коломенский.

1.2 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии.

В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо.

Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается  в отечественной социальной психологии в контексте психологической  теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводу нее.

Б.Ф. Ломов подчеркивает, что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.Н. Леонтьев настаивает, что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

1.     деятельность  и общение рассматриваются не  как параллельно существующие  взаимосвязанные процессы, а как  две стороны социального бытия  человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми;

2.     общение  понимается как определенная  сторона деятельности: оно включено  в любую деятельность, есть ее  элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения;

3.     общение  интерпретируется как особый  вид деятельности, специфическая  форма взаимодействия с другими  людьми, средство его организации.

Однако все подходы  признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное позволяет  сделать вывод, что принцип связи  и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский.

В ряде зарубежных психологических  концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

1.3 Структура, содержание и формы феномена общения.

Т.М. Андреева считает, что  изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций  этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов.

Рассматривая динамику общения, автор выделяет следующие составляющие (фазы) этого процесса:

1) возникновение потребности  в общении (необходимо сообщить  или узнать информацию, повлиять  на собеседника и т. п.) и  уяснение целей (что конкретно  я хочу достичь в результате общения);

2) вход субъекта в  коммуникативную ситуацию;

3) ориентировка в ситуации  общения и личности собеседника;

4) планирование содержания  и средств общения (человек  представляет себе, что именно  скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);

5) пристройка к субъекту  – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции  по отношению к партнеру по  общению);

6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми  или контактными действиями;

7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

8) корректировка направления,  стиля, методов общения;

9) фаза взаимоотключения  и выхода из контакта.

Структура общения может  быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение.

Субъект общения –  человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.

По мнению А.А. Бодалева, общение может быть рассмотрено  также и с точки зрения выделения  ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон.

Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый  контакт. Главное здесь – потребности  и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют, pегулиpуют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с содержанием осознаваемых целей общения.

Основными потребностями  общения выступают: потребность  в решении предметных задач деятельности, аффилиация (стремление к принятию, страх отвержения), демонстрация “Я”, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании и т.д. Рассмотрим некоторые основные потребности общения.

Так, потребность в  безопасности, снятии напряжения, тревоги  проявляется в том, что один человек  вступает в контакт с другим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания.

Информация о работе Основные функции процесса общения