Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:25, реферат
Еще в начале прошлого века ведущие психологи мира заговорили о том, что при помощи игры можно скорректировать различные психологические проблемы, преодолеть отставание в интеллектуальном развитии, справиться с ограничением физических возможностей. Подобный эффект связан с тем, что во время игры ребенок практически всегда позитивно эмоционально настроен, открыт, он не воспринимает подобное занятие как нечто неприятное и могущее ему повредить.
Для ребенка играть так же естественно, как дышать - дети всегда готовы начать новую игру, придумать её самостоятельно или последовать за выдумкой подсказавшего интересный сюжет взрослого.
Введение 3
Игровая терапия 4
Принципы осуществления игротерапии 5
Показания для применения игровой терапии 7
Заключение 8
Список литературы 9
Основные функции психолога, ведущего
игровые занятия
Оглавление
Введение 3
Игровая терапия 4
Принципы осуществления игротерапии 5
Показания для применения игровой терапии 7
Заключение 8
Список литературы 9
Еще в начале прошлого века
ведущие психологи мира заговорили
о том, что при помощи игры можно
скорректировать различные
Для ребенка играть так же естественно, как дышать - дети всегда готовы начать новую игру, придумать её самостоятельно или последовать за выдумкой подсказавшего интересный сюжет взрослого.
Но игровая деятельность может быть не только отличным досугом и легким способом обучения дошкольников, игра может лечить.
Каждый день наши дети сталкиваются с самыми разными стрессами – это могут быть конфликты со сверстниками, напряженная обстановка в семье, переезд или длительная болезнь и многое другое. Часто малыш даже сам не отдает себе отчета в том, что находится в состоянии нервного перенапряжения.
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.
Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения, так как игра – это ведущая деятельность в данном возрасте.
Детям трудно озвучить свои чувства, эмоции, но все свои переживания, полученный опыт они могут прожить в игре!
Задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку:
1) стать более ответственным
в своих действиях и поступках;
2) лучше понимать себя и других;
3) стать более самоуправляемым;
4) выработать большую
5) овладеть чувством контроля;
6) развить сензитивность к
процессу преодоления
7) развить внутренний источник оценки;
8) обрести веру в себя.
В основе игротерапии лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Основные функции психолога, ведущего игровые занятия
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок -хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),
2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).
3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.
Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.
Итак, игротерапия
является ведущим средством профилактики
и коррекции неконструктивного
поведения детей благодаря
Психологическую основу игр составляет желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить те потребности, которые блокированы в реальной жизни.
Сначала в
игре, а потом и в реальной жизни
для ребенка становится доступным:
определение конкретных целей своих
поступков; выбор из множества вариантов
адекватных средств достижения целей;
предвидение конечного
В своей практической деятельности помимо игротерапии с агрессивными детьми я использую сказкотерапию и пескотерапию.
Еще одной разновидностью лечебных игр является песочная игротерапия. Всем малышам без исключения нравится возиться в песочнице: строить замки или рыть тоннели, разрушать созданные города и искать клады. Все эти элементы игры также можно использовать в терапевтических целях, кроме этого контакт с песком сам по себе оказывает успокаивающее воздействие на детскую психику.
Ведь многие
психологи видят в отдельных
крупинках символическое
Показания для применения игровой терапии - широкий спектр расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения:
- застенчивость, робость, неуверенность
- агрессивное поведение,
повышенная конфликтность в
- страхи, повышенная тревожность ребёнка и другие проблемы.
Игровая терапия может быть полезна детям, пережившим или переживающим травматическое событие, а также при необходимости адаптироваться к новым условиям из-за изменений в жизни ребенка и его семьи.
Игровая терапия уместна для детей, нуждающимся в комплексной помощи разных специалистов. При ряде неврологических нарушений (при установленном диагнозе синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, к примеру), при ряде соматических заболеваний ребенок страдает не только от самого нарушения, но и от связанных с этим нарушением последствий. В таких случаях игровая терапия помогает ребенку вернуть эмоциональное благополучие, почувствовать себя увереннее, и зачастую - косвенным образом – положительно влияет на первопричину нарушений.
Что нужно знать родителям, собирающимся привести ребенка на игровую терапию.
• Недирективная игровая терапия не является симптоматическим лечением, так что ход занятий не предусматривает прямых "атак" на проблемы ребенка. Целью работы является гармонизация всей эмоционально-волевой сферы ребёнка. Коррекция же нарушений в поведении и самоощущении ребёнка является следствием и как бы побочным эффектом занятий.
Поэтому я прошу родителей не связывать занятия игровой терапией с теми или иными проблемами в поведении сына или дочери. Лучше сказать ребёнку, что ему предстоят занятия с психологом по развитию творческих способностей.
При регулярной работе с психологом
поведение ребёнка может
Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана. Сегодня предлагается родителям освоить некоторые простые игровые техники.
Возможно, детский психолог
проведёт игротерапию более
Игра имеет исключительное
значение для психического развития
ребёнка. Она позволяет ему сохранять
и приобретать психическое
Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.
Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние самих родителей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у детей.
Информация о работе Основные функции психолога, ведущего игровые занятия