Основные характеристики и особенности профессиографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Профессиография — технология изучения требований, предъявляемых профессией к качествам личности работника (кандидата на должность), психологическим способностям, физическим возможностям и др. Она помогает в разработке информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций, как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии.
Информационная профессиография может быть нацелена на обеспечение профориентационной работы. Диагностическая профессиография помогает организовать профессиональную психодиагностику. Формирующая профессиография применяется в процессе профессионального обучения. Коррекционная профессиография направлена на повышение безопасности профессионального труда (соответственно, в основном описывает только те характеристики, которые могут быть источниками опасного поведения человека в данной области деятельности).

Файлы: 1 файл

Professiografia.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

 

а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи;

б) производные, вспомогательные задачи.

 

А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме, среди которых четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); описание целостной профессиональной деятельности (а не выделение отдельных компонентов и сторон труда); демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения в самой профессии; направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.); выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

 

Принципы профессиографирования. К.К. Платонов выделяет следующие основные принципы профессиографирования.

 

Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.

 

Принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК.

 

Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.

 

Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.

 

Принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.

 

Принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

 

К указанным выше принципам О.Г. Носкова добавляет еще несколько.

 

Этический принцип: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии.

 

Принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно простого перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям (Е.А. Климов).

 

Принцип целостности: профессиональная деятельность человека должна рассматриваться как целостная система, а не как механическая сумма элементарных действий, операций.

 

Принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда.

 

Принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.

 

Схемы профессиографирования. При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:

изучение документации по данной профессии;

наблюдение за работой специалистов;

опрос специалистов (экспертный метод);

изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

трудовой метод;

метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных автоматизированных навыков работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий;

биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;

метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс естественных или специально организованных факторов;

метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.

 

Можно выделить и различные конкретные схемы профессиографирования. Так, Е.М. Иванова определяет две основные составляющие профессиограммы: субъект и объект труда.

 

Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

 

а) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);

б) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

в) профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и результату);

г) психологическая структура конкретной деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

д) эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда).

 

Объект труда:

 

а) история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический и социально-экономический прогресс);

б) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность, социально-технические и социально-экономические характеристики объекта труда);

в) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить предмет труда, средства труда, трудовую задачу; структуру условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда;

г) операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

 

Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили ориентировочную схему экспресс-изучения профессии:

технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда);

организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профессиональные вредности, режим труда);

документация по текучести кадров, сбоям в работе и т.п.;

подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия);

психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

 

Введение.

 

Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).

 

Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ в психологии труда, инженерной психологии, эргономики и в др. случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда – в их целостности, качественной и количесвтенной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту.

 

С общими вопросами профессиографии, психологической классификацией профессий и профориентации можно познакомиться по работам К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой, Е.М.Ивановой и др.

 

 

 

1.Сущность профессиографии

 

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

 

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

 

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:

 

• аттестацией работников;

 

• проектированием новых профессий и специальностей;

 

• профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

 

• совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

 

• научными исследованиями профессионального развития личности.

 

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

 

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

 

• комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

 

• целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;

 

• типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

 

• реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

 

• учета перспектив профессионального роста и карьеры;

 

•надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

 

•научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и дея-тельностного подходов)

 

1.1 Виды профессиограмм

 

 

 

Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие классификации:

 

По цели составления:

 

 

 

Информационная – - предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.

 

Диагностическая – производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. - обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.

 

 

 

Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников

 

1. Общая характеристика  профессии – история и перспективы  развития профессии, социально-экономические  условия выполнения профессиональной  деятельности, профессиональная среда

 

2. Содержание и объем  профессионального поля (профессиональное  поле – совокупность трудовых  действий, входящих в состав определенной  профессии, а также нескольких  родственных профессий) – характеристика  профессионального поля, факторы, определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля

 

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации  – уровень профессионального  образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации

 

4. Профессиональная мобильность  работника – широта профиля  специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности смены специальности  и профессии

Информация о работе Основные характеристики и особенности профессиографии