Введение ……………………………..
Основные характеристики и
структура репродуктивного поведения
Репродуктивное поведение подростков:
тенденции и проблемы …..
Предполагаемые методы решения
проблем репродуктивного поведения подростков
в России ……………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………..
Введение
Демография - наука о народонаселении.
Демография изучает тенденции и факторы
демографических процессов, разрабатывает
прогнозы и меры демографической политики.
Актуальность. Уровень рождаемости,
складывающийся на той или иной территории
(стране, регионе, континенте, земном шаре)
в тот или иной период времени и измеряемый
хорошо известными в демографии показателями
(общий и суммарный коэффициенты рождаемости,
специальный коэффициент рождаемости и др.),
является функцией двух переменных. Одна
из них - это демографическая структура,
т. е. распределение населения по полу, возрасту,
брачному и семейному состоянию. Другая
переменная - это репродуктивное поведение,
выражением которого в демографии являются
среднее число детей в семье и среднее число детей,
рожденное женщиной за всю ее жизнь. Под репродуктивным
поведением понимается система действий
и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в
семье (а также вне брака). Очень важно изучать репродуктивное
поведение так как с помощью этого можно
определить основные направления социальной
политики в области стимулирования рождаемости.
Ускоренное физическое развитие молодежи,
стремление ее как можно быстрее войти
в социальной мир взрослых происходят
на фоне все большего признания прав подрастающего
поколения, расширения возможностей участия
молодых людей во всех сферах жизни общества.
Серьезной проблемой становится негативное
воздействие средств массовой информации
на ребенка в вопросах пола и межполовых
взаимоотношений, коммерциолизированной
массовой молодежной культуры, слабости
и неразвитости всей социальной сферы
страны, в том числе системы образования.
Цель данной работы рассмотреть репродуктивного
поведение подростков : его особенности,
тенденции и меры государственного социального
регулирования.
В соответствии с данной целью были
поставлены следующие задачи:
определение структуры репродуктивного
поведения;
выделение основных подходов к изучению
репродуктивного поведения;
определение ряда проблем и тенденций
репродуктивного поведения подростков;
анализ мер регулирования репродуктивной
деятельности подростков в России.
Объектом данной работы
является население подросткового возраста.
Предметом данного
реферата является система действий,
отношений, психологических состояний личности,
связанных рождением или отказом от рождения
детей.
Основные
характеристики и структура репродуктивного
поведения
Репродуктивное поведение
- система действий, отношений и психологических состояний
личности, связанных с рождением или отказом от
рождения ребенка в браке или вне его.
Отказ от рождений,
действия его реализующие, раскрываются
через понятие контрацептивного поведения.
Основными характеристиками которого
является применение контрацепции, искусственный
аборт и воздержание.
Структура репродуктивного поведения:
Репродуктивные потребности
(потребность в детях);
Репродуктивные установки;
Репродуктивные мотивы;
Решения;
Действия.
Репродуктивные потребности
- это усвоенные человеком в процессе социализации
бытующие в культуре и определенным образом
преобразованные личностной структурой
репродуктивные нормы, или социальные
нормы рождаемости (т.е. социальные образцы
и принципы поведения, относящиеся к рождению
определенного числа детей). Это главный
двигатель "репродуктивного поведения".
Потребность в детях не
меняется под влиянием текущих условий жизни и их
изменений. Величина потребности в детях неизменна на
протяжении жизни человека. В связи с этим
различают малодетное (1-2 ребенка), среднедетное
(3-4 ребенка) и многодетное(5-6 и более детей)
репродуктивное поведение.
Репродуктивные установки
- это психические состояния личности, обусловливающие взаимную
согласованность разного рода действий,
характеризующихся положительным или отрицательным отношением
к рождению определенного числа детей.
Они делятся на два класса:
1)Установки детности,
регулирующие достижение определенного
числа детей;
2)Установки на применение контрацепции и
искусственное прерывание беременности.
Основными внешними
индикаторами репродуктивных установок служат
три основных показателя предпочитаемых
чисел детей:
Среднее идеальное число детей
- характеризует представление индивида
о наилучшем числе детей в семье вообще, не
обязательно в своей. Этот показатель отражает
представление людей о социальных нормах
детности, о наилучшем числе детей при
определенных жизненных условиях;
Среднее желаемое число детей
- это показатель, характеризующий индивидуальную
потребность в детях, выявляет личностные
предпочтения индивида в отношении числа детей,
которое хотел бы иметь в своей семье, если
бы ему ничего не мешало осуществить свое
желание;
Среднее ожидаемое
(планируемое) число детей - характеризует реальные
намерения, репродуктивные планы людей и
семей с учетом конкретных обстоятельств
их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных
планов с другими жизненными планами.
Репродуктивные установки формируются в раннем
возрасте и затем мало изменяются в течении
всей жизни человека. Уменьшение среднего
желаемого числа детей с переходом от
старшего поколения к младшему указывает
на снижение потребности людей в большем,
по сравнению с предыдущим поколением,
числе детей.
Среднее желаемое число детей указывает
тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью
средств социальной политики.
Репродуктивные мотивы
- это психические состояния личности, побуждающие индивида
к достижению разного рода личных целей
через рождение определенного числа детей.
Репродуктивный мотив характеризует личностный
смысл появления на свет ребенка любой очередности.
Выделяют следующие репродуктивные мотивы:
1)Экономические мотивы рождения детей -
это мотивы, которые побуждают к рождению
того или иного числа детей благодаря тому,
что через это событие достигаются (или предполагается,
что достигаются) определенные экономические цели,
т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то
материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический
статус;
2)Социальные мотивы
- это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа
детей в пределах бытующих социокультурных норм детности
и которые являются индивидуальной реакцией
на эти нормы. Выражаются в желании человека
жить "как все" и иметь столько же
"как и все" детей;
3)Психологические
мотивы - это мотивы, которые побуждают
к рождению того или иного числа детей благодаря тому,
что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные,
социально-психологические, внутренние цели личности.
(Например, иметь ребенка, чтобы опекать
его, проявлять свою любовь к нему; стремление
продолжить себя в своих детях и т.п.)
В качестве результатов репродуктивных
действий может быть рождение определенного
числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.
В демографии принято различать два
основных подхода к измерению влияния репродуктивного поведения
на уровень рождаемости:
1. Нормативный подход;
2. Эмпирический подход
("анализ промежуточных (непосредственных)
переменных (детерминант) рождаемости").
Нормативный подход
связан с представлениями о существовании некоего стандарта
повозрастной брачной рождаемости, не
ограничиваемой никаким вмешательством
в репродуктивный цикл. Эта ничем неограниченная
рождаемость (т.е. при отсутствии намеренного вмешательства
в репродуктивный цикл) получила название
естественной рождаемости. Сопоставив
фактическую рождаемость со стандартом
естественной рождаемости, можно оценить
соотносительную роль поведения и демографической структуры.
Разработка нормативного
подхода связана с именами французского
демографа Л. Анри, американских демографов
Э. Коула, Дж. Трассела и российского демографа
В.А. Борисова. Их объединяет общее для
нормативного подхода представление о
существовании стандарта естественной
рождаемости (ЕР), с которым сопоставляется
рождаемость фактическая. Однако первые
исходят из представлений о максимуме
ЕР, определяемой вне зависимости от наличных
социально-экономических условий, а В.А.
Борисов выдвинул идею о существовании
минимума ЕР, обусловленного социально-экономическими
и санитарно-гигиеническими условиями,
которые ограничивают ЕР.
Э. Коул полагал, что
в качестве стандарта ЕР необходимо принимать
реальную рождаемость населений, в которых
бы сочетались высокий уровень социально-экономического
развития, высокая санитарно-гигиеническая
культура, поголовная брачность, полное
отсутствие какого-либо намеренного вмешательства
в репродуктивный цикл, относительно короткий
период грудного вскармливания, а также
низкие уровни внутриутробной и младенческой
смертности.
Именно поэтому Коул
предложил использовать в качестве стандарта
ЕР показатели повозрастной рождаемости
религиозной секты гуттеритов (браки,
заключенные в 1920-х гг.). У гуттеритов уникально
сочетаются хорошие санитарные условия,
высокий уровень жизни, низкая смертность
и неограничиваемая рождаемость.
Э. Коул разработал
индексы рождаемости (индексы Коула) для
сравнения фактического уровня рождаемости
со стандартом.
По расчетам Коула,
население России использует максимальный
потенциал рождаемости лишь на 10 %.
Российский демограф
В.А. Борисов, разрабатывая свой вариант нормативного
подхода, исходил из того, что использовать
рождаемость гуттеритов в качестве стандарта
естественной рождаемости нельзя из-за
уникальности этого субнаселения. По его
мнению, таким стандартом может быть только
стандарт, разработанный на основе математической
модели репродуктивного процесса, так
как только в этом случае можно использовать
массовые фактические данные. По мнению
В.А. Борисова, более правильно определять
не максимум, а минимум ЕР, чтобы быть уверенным,
что уровень естественной брачной рождаемости
не опустится ниже этого минимума в нормальных
санитарных условиях. Свой стандарт естественной
рождаемости В.А. Борисов назвал гипотетическим
минимумом естественной рождаемости,
или ГМЕР. По его мнению, естественная
повозрастная брачная рождаемость может
быть ниже определенных значений только
при наличии хотя бы одного из следующих
факторов:
Недоучет числа родившихся;
Высокая доля бесплодных
браков;
Высокая доля раздельно живущих супругов;
Намеренное ограничение числа рождений
в браке (это основной фактор репродуктивного
поведения).
Важным недостатком ГМЕР
и индексов Коула является их нормативность,
а также возможность использования только
в годы, близкие к переписи населения,
поскольку для их расчета необходимы данные
о брачной структуре населения
Эмпирический подход
к измерению влияния репродуктивного поведения на
уровень рождаемости исходит из совершенно
других предпосылок. В рамках этого подхода не
предполагается априорного существования какого-либо
стандарта естественной рождаемости. Разработка
эмпирического подхода связана с именами американских
социологов К. Дэвиса, Дж. Блейка, а развитую
форму он получил в работах Дж. Бонгаартса
и его коллег.
Дж. Бонгаартс исходил
из традиционного представления о существовании
некоторого биологического потенциала
рождаемости (плодовитости), степень реализации
которого определяется действием ряда
биологических и социальных факторов.
В результате их совместного действия
и формируется тот фактический уровень
естественной рождаемости (ее суммарного
коэффициента), который фиксируется демографической
статистикой. Факторный анализ показал,
что из всей совокупности этих факторов
("промежуточных переменных рождаемости")
решающую роль играют всего пять, названные
Бонгаартсом "непосредственными детерминантами
рождаемости":
1)доля женщин, состоящих в постоянных
брачных союзах;
2)применение контрацепции;
3)послеродовая аменорея,
основным фактором которой является длительность грудного
вскармливания;
4)длительное грудное вскармливание;
5)стерильность, индикатором которой служит доля
женщин, никогда не имевших детей к возрасту
50 лет.
Соответственно им
была предложена система индексов непосредственных
детерминант рождаемости, характеризующих роль
каждой переменной.
С помощью этой модели
Бонгаартсу удалось, например, установить,
что средняя максимальная плодовитость
равна примерно 15,3 рождений на одну женщину
репродуктивного возраста.
Непосредственные
детерминанты рождаемости - это, за исключением
только окончательной бездетности, социологические переменные,
которыми в принципе может манипулировать
любой человек. Каждый решает, вступать
ему в брак или нет, применять или нет контрацепцию
и искусственные аборты, кормить или не
кормить ребенка грудью, если кормить,
то как долго. Следовательно, на уровне
всего населения модель непосредственных
детерминант раскрывает роль брачного
и репродуктивного поведения и их компонентов
в формировании статистически фиксируемой
величины суммарного коэффициента рождаемости.
При этом достоинством модели является
ее ненормативный характер, т.е. отсутствие
априорных допущений о каком бы то ни было
стандарте естественной рождаемости.
Репродуктивное поведение подростков:
тенденции и проблемы
В настоящее время очень важна
роль семьи в охране и укреплении здоровья
населения, в рождении и воспитании подрастающего
поколения. Либерализация взглядов на
половое поведение и сексуальность человека
привела к деформации сексуального поведения,
потере подростками моральных ориентиров,
распространению сексуального насилия,
заболеваний, передающихся половым путем,
случаев раннего начала половой жизни
и нежелательной беременности, увеличению
количества инфицированных ВИЧ, наркоманов,
увеличению количества абортов, вынужденных
браков у подростков 15-17 лет.
Ослабление родительского контроля
и увеличение числа личных контактов, особенно
в крупных городах, способствуют формированию
у многих юношей и девушек представления
об абсолютной свободе в интимных отношениях,
что нередко приводит к серьезному моральному
и физическому ущербу будущих родителей
и их потомства. Вступление неподготовленных
в области гигиены половой жизни подростков
в интимные отношения часто влечет за
собой негативные медико-социальные последствия
для них самих, их семей, общества в целом.
Прежде всего имеется в виду увеличение
числа венерических заболеваний среди
молодежи, случаев нежелательной беременности,
количества юных матерей-одиночек. Все
это в значительной степени является результатом
низкой сексуальной культуры молодежи.
Ситуация осложняется плохой осведомлённостью
молодежи в вопросах контрацепции. В связи
с этим актуальной является проблема поиска
методов борьбы с негативными последствиями
раннего начала половой жизни подростков
с целью формирования адекватных установок,
так как от молодых людей зависит будущее
России.
Произошедшие в последние десятилетия на
территории России социально-экономические,
политические и культурные преобразования
сопровождались либерализацией сексуальной
морали, резким изменением нравственных
приоритетов, личностных и общественных
ценностей. Следствием этих преобразований
явились социально детерминированные
изменения репродуктивного поведения
подростков. Возраст вступления в сексуальные
отношения снижается. Большинство молодых
людей ориентированы на ранние половые
контакты и получение сексуального опыта
до вступления в брак.
Однако проблемой является
не раннее вступление подростков в половые отношения,
а несформированность ценностной системы
и поведенческих образцов подростков.
Вступление в половые отношения в подростковом
возрасте, как правило, происходит по следующим
причинам: скука, алкогольное опьянение,
материальная выгода, желание привлечь
к себе внимание и удержать партнера, стремление
к самоутверждению или к доказательству
своей взрослости. Чаще всего эти половые
связи приводят к таким последствиям,
как заражение венерическими болезнями;
ранняя беременность; частое бесплодие
браков, заключенных между юношами и девушками,
не достигшими половой зрелости; трудноразрешимые
социальные и морально-этические проблемы,
связанные с ранним материнством.
Особое место занимает
беременность в подростковом возрасте.
Почти каждая третья девушка в возрасте
15-18 лет, живущая половой жизнью, беременеет.
Рождение детей у подростков, как в браке, так и вне
брака, зачастую является незапланированным.
Непредвиденная беременность
оказывает отрицательное психическое
влияние на еще неокрепший организм подростка.
Столкнувшись со сложностями социальной
адаптации в семье и обществе, юные беременные
оказываются в трудном положении и нередко
не могут принять правильного решения.
По данным литературы, первая беременность,
наступившая в подростковом возрасте,
заканчивается абортом более чем в 80% случаев.
Интересным является выяснение репродуктивных
установок подростков. В исследовании
В. Бодровой утверждается, что, по сравнению
с остальными возрастными группами, у
подростков наблюдается минимальный показатель
идеального и желаемого числа детей (2,06
– идеальное, 1,77 – желаемое, 1,44 – ожидаемое).
Исследователь предполагает, что это может
быть связано с социальной незрелостью,
неготовностью подростков к созданию
семьи.
Беременные юного возраста
характеризуются более низкой установкой
на планируемое деторождение, что указывает
на отсутствие психологической готовности
к ответственному материнству. О значительном
числе непланируемых беременностей у
подростков свидетельствует
высокий уровень абортов в этой возрастной
группе. Так, на 100 беременностей у девочек-подростков
приходится 70 абортов, 15 родов и 15 самопроизвольных
выкидышей. Причем прерывание беременности
у подростков в 25% случаев происходит на
сроках 22-27 недель (аборты разрешены до
12 недель беременности), а, как известно,
риск, связанный с абортом, тем выше, чем
больше сроки беременности. Из-за страха
и неосведомленности подростка, а в некоторых
случаях из-за труднодоступности соответствующих
служб, подростки часто обращаются за
помощью позже, чем взрослые женщины, или
пытаются сделать аборт самостоятельно.
Как известно, аборты (особенно первые)
с высокой вероятностью вызывают бесплодие.
По данным литературы,
первая беременность, наступившая в подростковом возрасте,
заканчивается индуцированным абортом
более чем в 80% случаев . Наряду с этим на
фоне ускорения полового созревания, роста
сексуальной активности подростков, отсутствия
государственной системы образования
подрастающего поколения по вопросам
профилактики нежелательной беременности
реальностью наших дней стало деторождение
в ювенильном возрасте, получившее название
феномена «подросткового материнства»
. По данным Минздрава РФ в последние годы
каждый десятый новорожденный в России
рождается у матери–подростка, каждый
десятый аборт (10,3%) производится в возрастной
группе 15–19 лет. Зачастую беременная юного
возраста уже имеет в анамнезе перенесенный
аборт или роды.. Следует подчеркнуть, что
вследствие резкого роста как гетеросексуальных,
так и гомосексуальных связей нередко со
многими незнакомыми партнерами существенно затрудняет
выявление источника инфекции.
Как правило, венерические
заболевания у молодежи являются результатом неправильного полового
воспитания, а также плохой осведомленности
о механизме заражения. Большое значение
имеет злоупотребление алкоголем: в большинстве случаев
юноши и девушки заражаются в состоянии опьянения.
Ослабление родительского
контроля и увеличение числа контактов,
особенно в крупных городах, способствуют
формированию у многих юношей и девушек
представления об абсолютной свободе в интимных
отношениях, что нередко приводит к серьезным нравственным
издержкам и личным трагедиям, наносит
ущерб здоровью будущих родителей и их потомства
Предполагаемые
методы решения проблем репродуктивного
поведения подростков в России
Для уменьшения негативных
последствий раннего вступления в половую
связь требуется организация информирующих
и консультирующих служб, повышение уровня
образования и медицинской грамотности
населения, увеличение количества медицинских
служб, обращение в которые было
бы доступным и приемлемым для подростков.
Также важное значение имеет половое воспитание
Только в результате проведения данных
мер, репродуктивное поведение подростков
приобретет осознанный характер, способствующий
формированию здоровой нации.
Проблема репродуктивного поведения приобрела
в последнее время социальный характер.
Возросла роль социально–экономических
факторов, как причины нарушения здоровья
подростков. Поведенческие установки подростков
характеризуются увеличением у них дезадаптивных
форм поведения, включая алкоголизацию,
табакокурение. На возраст 15–19 лет приходится
существенный подъем заболеваемости,
в том числе социально–значимых заболеваний:
наркомании, сифилиса, ВИЧ–инфекции и
др. В нашей стране недостаток информации
и отсутствие у молодежи знаний, связанных
с сексуальным поведением, делают проблематичным
разработку конкретных мер по повышению
мотивации к ответственному сексуальному
поведению, принятию решений о репродуктивном
и контрацептивном выборе. Помимо ограниченности
ресурсов, улучшению ситуации, по мнению
большинства специалистов, препятствуют
разрозненность мероприятий по охране
репродуктивного здоровья разных ведомств,
сохранение традиций формализации профилактической
деятельности, инертность медицинской
общественности, слабое информационное
обеспечение действий по снижению абортов.
Существующая система охраны здоровья
детей оказалась сегодня не готова решать
вновь появившиеся специфические проблемы
подростков. Последствия рискованного
поведения, проблемы репродуктивного
здоровья сегодня не могут быть успешно
решены в рамках действующей системы медицинской помощи
подросткам.
В России система работы
молодежных социальных служб, готовых оказывать медико–педагогические,
социально–правовые и психологические
услуги по формированию здорового стиля
жизни, сохранения и укрепления репродуктивного
здоровья подрастающего поколения находится
пока только в стадии становления.
Заключение.
В данной
работе были исследованы особенности
формирования репродуктивных установок
и репродуктивного поведения современной
молодежи. В настоящее время проблема
формирования репродуктивного поведения
молодых людей является одной из главных,
стоящих перед обществом. лавными
социально-психологическими особенностями
молодежи являются процессы активного
формирования системы ценностей, социального
статуса, становления самосознания. При
этом для самосознания молодого человека
характерны неустойчивость и противоречивость,
обусловленные активным поиском своего
места в социуме при недостаточности жизненного
опыта. Молодежь восприимчива к ценностям
и стереотипам микросоциальной группы,
но вместе с тем приобретает способность
к их критическому переосмыслению, причем
последняя непосредственно связана с
общекультурным и образовательным уровнем
молодого человека. Репродуктивное поведение
– это система действий и отношений, опосредующих
рождение определенного числа детей в
семье (а также вне брака). Оно представляет
собой социально регулируемую реализацию
биологической потребности в самовоспроизведении.
Ведущие составляющие репродуктивного
поведения – сексуальное поведение, репродуктивные
установки и планирование рождений. В
современной России характерными чертами
репродуктивного поведения молодежи являются
высокая частота внебрачных связей, увеличение
возраста вступления в брак, удлинение
периода семейной жизни от вступления
в брак до рождения первого ребенка, распространение
стереотипов малодетности, сокращение
частоты абортов при все еще широком, по
сравнению с развитыми странами, их распространением
в качестве способа регулирования рождаемости.