Основные характеристики восприятия по Веккеру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:08, доклад

Описание работы

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Файлы: 1 файл

доклад2.docx

— 23.24 Кб (Скачать файл)

Основные  характеристики восприятия по Веккеру.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Пространственно-временная  структура восприятия.

Первой  суммарной характеристикой ощущения, как было показано, является его  пространственно-временная структура, которая, будучи наиболее общим свойством  любого психического процесса, сохраняет  свое исходное место и в настоящем  перечне.

Весь  процесс стадиального перехода от сенсорного образа к перцептивному представляет собой поэтапное развертывание  образа внутренней структуры объекта, которое на собственно перцептивном уровне доводится, по-видимому, до максимальной адекватности.

Экспериментальный материал исследований максимально  адекватных перцептивных образов содержит факты, характеризующие воспроизведение  собственной пространственной трехмерности воспринимаемого объекта. Такие  факты в экспериментальной психологии обоих основных видов собственно перцепции – зрения и осязания – действительно имеются. Поскольку  отображение трехмерной внутренней структуры воспринимаемого объекта  непосредственно примыкает к  воспроизведению трехмерности внешнего пространства, представляя его продолжение  и более частную форму, целесообразно  привести ее характеристики как первое дополнение к приведенному перечню  компонентов пространственно-временной структуры в качестве второго параметра его пространственной ветви. В области зрительной перцепции таким хорошо известным феноменом, воплощающим в себе воспроизведение в образе трехмерной пространственной структуры видимого объекта или его рельефа, является стереоэффект.

Образ рельефа, или трехмерности самого объекта, представляет собой частную форму  трехмерности всего пространственного  поля. При перемещении объектов относительно наблюдателя воспринимаемые смещения точек, расположенных ближе и  дальше фиксируемой, противоположны по направлениям. Тем самым относительная  удаленность разных точек, формирующая  образ объемности, оказывается производной  по отношению к образу направления  перемещения.

Восприятие  формы.

 

Если  самый факт объемности воспринимаемого  объекта может быть отображен  и в относительно

грубом  образе, находящемся вне пределов диапазона адекватного восприятия, то точное воспроизведение

рельефа предмета в пределе влечет за собой  и отображение его формы.

На  рисунке 3 представлен образ пассивного осязания, в котором имеет место  стереоэффект, охватывающий уже структуру  самого объекта (эксперименты Л. М. Веккера). Здесь в образе охвачен рельеф всей поверхности предмета.

В общем  случае, однако, можно полагать, что  если рельеф тела превышает определенную меру сложности, соответствующую возможностям пассивного осязания, то стереогаптический (то есть стереоскопический эффект, полученный с помощью осязания) образ  данного тела остается за пределами  диапазона максимальной адекватности воспроизведения рельефа. Если пассивное  осязание не всегда может дать адекватное отражение рельефа, поскольку здесь  охват контура осуществляется за счет движения объекта и отсутствуют средства фиксации начала отсчета, то эти ограничения снимаются в естественном ходе процесса активного осязания. Результаты его исследований показывают, что уже в актах мономануального ощупывания стереогаптический эффект восприятия более сложных фигур (например, шестигранной призмы) достигает максимальной адекватности.

 

Эта связь полноты и точности воспроизведения  рельефа с отображением формы  обусловлена особым положением формы  среди пространственных свойств  объекта. Именно форма воплощает  в себе полноту пространственной структуры объекта. Поэтому восприятие формы есть важнейший признак  собственно перцептивного образа как  образа целостно-предметного. Целостная  форма объекта не совпадает с  формой его элементов, что и составляет одно из главных объективных оснований  примата интегральной структуры "гештальта" над ее элементами. Но именно в силу целостного характера формы полнота  воспроизведения рельефа поверхности  объекта автоматически влечет за собой и адекватное отображение  его формы.

Восприятие  величины.

Восприятие  величины, как и восприятие формы, исследовалось в экспериментальной  психологии преимущественно в контексте  фазовой динамики восприятия и общей  проблемы константности образа. При  первом же обращении к фактическому материалу исследований обнаруживается особое, двойственное положение этого  параметра. С одной стороны, отображение  величины как всеобщей характеристики протяженности объекта есть самый  общий, исходный и раньше всего поддающийся  вычленению пространственный компонент  образа. С другой стороны, экспериментальные  факты указывают на значительно  меньшую стабильность и точность восприятия размера по сравнению  с отображением формы.

За  этой двойственностью и противоречивостью  стоят два разных уровня отражения  пространственной величины. Первый из них действительно является исходным и универсальным. Еще до вычленения конкретной внутренней структуры воспринимаемого объекта грубо отображаются его общие размеры по длине, ширине и высоте. Такая общая усредненная оценка величины может иметь разную степень точности, которая растет по мере продвижения по фазам перцептогенеза. Но эта оценка может, по-видимому, достигать и значительной точности еще до вхождения образа в диапазон полной адекватности отображения всей внутренней структуры объекта.

Второй  уровень представлен адекватным отражением величины как совокупности всех расстояний между точками объекта, т.е. воспроизведением всей его метрики  в масштабе один к одному или отображением его натуральной величины. Этот высший уровень адекватного воспроизведения  метрики является самым частным, наименее помехоустойчивым и дает большие  значения ошибок и их разброс, чем  воспроизведение формы. Только этот уровень воспроизведения натуральной  величины вводит образ в диапазон максимальной адекватности объекту.

Временные характеристики перцепта.

При анализе элементарных сенсорных  образов было в общих чертах показано, что, поскольку собственно временная, как и собственно пространственная, ветвь суммарной пространственно-временной  организации ощущения коренится  в восприятии движения, а последнее  по самой своей сути включает параметры  последовательности и длительности, эти компоненты с необходимостью представлены уже на элементарном сенсорном  уровне.

 
Пространственно-временная структура  восприятия в диапазоне его максимальной адекватности.

Модальность восприятия.

Как и исходные компоненты пространственно-временной  структуры, модальность относится  к подгруппе характеристик перцептивного  образа, представленных уже на сенсорном  уровне, а здесь претерпевает лишь некоторые изменения. Наиболее специфическим  модальным параметром зрительных сенсорно-перцептивных процессов является, как известно, цветотоновой образ в его хроматических  и ахроматических компонентах.

Несмотря  на непосредственную зависимость цветовосприятия  от изменений спектрального состава  излучения, раздражающего сетчатку, существует часть диапазона этих изменений, в которой не только происходит, но и достигает максимальной адекватности так называемая трансформация цвета. Суть этого феномена заключается в том, что глаз нивелирует(сглаживает) изменения спектрального состава отраженного объектом света, подравнивая тем самым воспринимаемый цвет объекта к его перцепции в условиях среднего дневного освещения.

Интенсивность восприятия.

Светлотная  характеристика имеет двойственную природу. Будучи свойством как ахроматических, так и хроматических цветов и выражая степень отличия данного цвета от черного, светлотный компонент образа тем самым заключает в себе модальный аспект, относящийся к мере качественной специфичности данного цвета.

С другой стороны, за "чернотой" стоит поглощение световых лучей видимой поверхностью, а светлота как степень отличия  цвета данной поверхности от черного  определяется ее коэффициентом отражения. Последний же воплощает количество отраженных от данной поверхности световых лучей. Этот количественный аспект, выраженный числовой величиной коэффициента отражения, изменяющейся между нулем и единицей, явно относится уже не к модальной, а к интенсивностной характеристике светлоты, отличающей данную видимую поверхность от другой, поскольку большее количество отраженных лучей данного цвета неизбежно и сильнее воздействует на рецептор. Поэтому имеющиеся в экспериментальной психофизиологии зрения данные, характеризующие светлотные компоненты зрительного образа, заключают в себе именно интенсивностный аспект.

При восприятии двух поверхностей с расстояния ясного видения при равенстве  коэффициентов отражения обеих  поверхностей равны друг другу и  их видимые светлоты. При этом равенство  видимых светлот "наблюдается и в том случае, когда освещенности поверхностей одинаковы, и в том случае, когда эти освещенности неодинаковы". Эта неизменность видимой светлоты поверхности при изменениях освещенности, являющаяся, как показывает исследование, весьма частой в условиях повседневной практики, и представляет диапазон полной константности светлоты. В результате процессов трансформации нивелируется роль изменений освещенности и в Бездействующем на глаз световом потоке выделяется и соответственно сохраняется постоянным в образе только тот интенсивностный компонент, который детерминируется собственными отражательными свойствами видимой поверхности.

Аналогичное сочетание модального и интенсивностного аспектов заключено внутри единства и такой специфической характеристики зрительного образа, как насыщенность. Выражая степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте, насыщенность тем самым содержит дополнительный параметр модальной, качественной специфичности, заключающий еще одно измерение и воплощающий меру этой качественной специфики (степень отличия от серого цвета). Поскольку же эта мера специфичности определяется отношением количества световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому, насыщенность содержит в себе интенсивностный аспект.

Константность восприятия.

По  ходу рассмотрения пространственно-временных, модальных и интенсивностных характеристик перцептивного образа описание каждой из них неизбежно связывалось с показателями константности, поскольку диапазон максимальной адекватности всех этих характеристик связан с их устойчивостью и сохранностью в условиях изменяющегося воздействия непосредственных раздражителей.

Константность — способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений).

Воспринимаемый  в различных обстоятельствах  и условиях объект рассматривается  как один и тот же. Так, яркость  объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет.

Одно  из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Так свойство размера объекта связывается  с расстоянием до объекта, яркость  объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии. Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.


Информация о работе Основные характеристики восприятия по Веккеру