Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:08, доклад
Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Основные характеристики восприятия по Веккеру.
Восприятие, перцепция (от лат.
perceptio) — познавательный процесс, формирующий
субъективную картину мира. Это психический
процесс, заключающийся в отражении предмета
или явления в целом при его непосредственном
воздействии на рецепторные поверхности органов
чувств. Восприятие — одна из биологических психических
Пространственно-временная структура восприятия.
Первой
суммарной характеристикой
Весь процесс стадиального перехода от сенсорного образа к перцептивному представляет собой поэтапное развертывание образа внутренней структуры объекта, которое на собственно перцептивном уровне доводится, по-видимому, до максимальной адекватности.
Экспериментальный
материал исследований максимально
адекватных перцептивных образов содержит
факты, характеризующие
Образ рельефа, или трехмерности самого объекта, представляет собой частную форму трехмерности всего пространственного поля. При перемещении объектов относительно наблюдателя воспринимаемые смещения точек, расположенных ближе и дальше фиксируемой, противоположны по направлениям. Тем самым относительная удаленность разных точек, формирующая образ объемности, оказывается производной по отношению к образу направления перемещения.
Восприятие формы.
Если самый факт объемности воспринимаемого объекта может быть отображен и в относительно
грубом образе, находящемся вне пределов диапазона адекватного восприятия, то точное воспроизведение
рельефа предмета в пределе влечет за собой и отображение его формы.
На рисунке 3 представлен образ пассивного осязания, в котором имеет место стереоэффект, охватывающий уже структуру самого объекта (эксперименты Л. М. Веккера). Здесь в образе охвачен рельеф всей поверхности предмета.
В общем случае, однако, можно полагать, что если рельеф тела превышает определенную меру сложности, соответствующую возможностям пассивного осязания, то стереогаптический (то есть стереоскопический эффект, полученный с помощью осязания) образ данного тела остается за пределами диапазона максимальной адекватности воспроизведения рельефа. Если пассивное осязание не всегда может дать адекватное отражение рельефа, поскольку здесь охват контура осуществляется за счет движения объекта и отсутствуют средства фиксации начала отсчета, то эти ограничения снимаются в естественном ходе процесса активного осязания. Результаты его исследований показывают, что уже в актах мономануального ощупывания стереогаптический эффект восприятия более сложных фигур (например, шестигранной призмы) достигает максимальной адекватности.
Эта
связь полноты и точности воспроизведения
рельефа с отображением формы
обусловлена особым положением формы
среди пространственных свойств
объекта. Именно форма воплощает
в себе полноту пространственной
структуры объекта. Поэтому восприятие
формы есть важнейший признак
собственно перцептивного образа как
образа целостно-предметного. Целостная
форма объекта не совпадает с
формой его элементов, что и составляет
одно из главных объективных оснований
примата интегральной структуры "гештальта"
над ее элементами. Но именно в силу
целостного характера формы полнота
воспроизведения рельефа
Восприятие величины.
Восприятие
величины, как и восприятие формы,
исследовалось в
За
этой двойственностью и
Второй
уровень представлен адекватным
отражением величины как совокупности
всех расстояний между точками объекта,
т.е. воспроизведением всей его метрики
в масштабе один к одному или отображением
его натуральной величины. Этот высший
уровень адекватного
Временные характеристики перцепта.
При
анализе элементарных сенсорных
образов было в общих чертах показано,
что, поскольку собственно временная,
как и собственно пространственная,
ветвь суммарной
Пространственно-временная
Модальность восприятия.
Как
и исходные компоненты пространственно-временной
структуры, модальность относится
к подгруппе характеристик
Несмотря
на непосредственную зависимость цветовосприятия
от изменений спектрального
Интенсивность восприятия.
Светлотная характеристика имеет двойственную природу. Будучи свойством как ахроматических, так и хроматических цветов и выражая степень отличия данного цвета от черного, светлотный компонент образа тем самым заключает в себе модальный аспект, относящийся к мере качественной специфичности данного цвета.
С другой стороны, за "чернотой" стоит поглощение световых лучей видимой поверхностью, а светлота как степень отличия цвета данной поверхности от черного определяется ее коэффициентом отражения. Последний же воплощает количество отраженных от данной поверхности световых лучей. Этот количественный аспект, выраженный числовой величиной коэффициента отражения, изменяющейся между нулем и единицей, явно относится уже не к модальной, а к интенсивностной характеристике светлоты, отличающей данную видимую поверхность от другой, поскольку большее количество отраженных лучей данного цвета неизбежно и сильнее воздействует на рецептор. Поэтому имеющиеся в экспериментальной психофизиологии зрения данные, характеризующие светлотные компоненты зрительного образа, заключают в себе именно интенсивностный аспект.
При восприятии двух поверхностей с расстояния ясного видения при равенстве коэффициентов отражения обеих поверхностей равны друг другу и их видимые светлоты. При этом равенство видимых светлот "наблюдается и в том случае, когда освещенности поверхностей одинаковы, и в том случае, когда эти освещенности неодинаковы". Эта неизменность видимой светлоты поверхности при изменениях освещенности, являющаяся, как показывает исследование, весьма частой в условиях повседневной практики, и представляет диапазон полной константности светлоты. В результате процессов трансформации нивелируется роль изменений освещенности и в Бездействующем на глаз световом потоке выделяется и соответственно сохраняется постоянным в образе только тот интенсивностный компонент, который детерминируется собственными отражательными свойствами видимой поверхности.
Аналогичное сочетание модального и интенсивностного аспектов заключено внутри единства и такой специфической характеристики зрительного образа, как насыщенность. Выражая степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте, насыщенность тем самым содержит дополнительный параметр модальной, качественной специфичности, заключающий еще одно измерение и воплощающий меру этой качественной специфики (степень отличия от серого цвета). Поскольку же эта мера специфичности определяется отношением количества световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому, насыщенность содержит в себе интенсивностный аспект.
Константность восприятия.
По ходу рассмотрения пространственно-временных, модальных и интенсивностных характеристик перцептивного образа описание каждой из них неизбежно связывалось с показателями константности, поскольку диапазон максимальной адекватности всех этих характеристик связан с их устойчивостью и сохранностью в условиях изменяющегося воздействия непосредственных раздражителей.
Константность — способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений).
Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет.
Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.
Так
свойство размера объекта связывается
с расстоянием до объекта, яркость
объекта связывается с
Информация о работе Основные характеристики восприятия по Веккеру