Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:24, реферат
Индивидуальная психотерапия обычно противопоставляется другим основным формам психотерапии - групповой психотерапии (где основным инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа), коллективной психотерапии (в настоящее время, имеющую пожалуй лишь историческое значение) и семейной психотерапии (вернее семейно-супружеской).
Индивидуальная программа психотерапии разрабатывается для конкретного пациента.
Основные методы индивидуальной психотерапии
Индивидуальная психотерапия обычно противопоставляется другим основным формам психотерапии - групповой психотерапии (где основным инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа), коллективной психотерапии (в настоящее время, имеющую пожалуй лишь историческое значение) и семейной психотерапии (вернее семейно-супружеской).
Индивидуальная программа психотерапии разрабатывается для конкретного пациента.
По продолжительности проведения индивидуальная психотерапия может условно делиться на краткосрочную и долговременную.
Краткосрочная психотерапия, как правило, направлена на решение тактических задач (преодоление кризиса, устранение мешающих жизни симптомов, проработка локальных причин симптоматики, изменения стиля жизни и отношений с другими людьми). Такой вид индивидуальной психотерапии может продолжаться до 20-24 (реже 30-40) психотерапевтических сессий (встреч с психотерапевтом), чаще 8-10 сессий.
Современные варианты долговременной психотерапии имеют продолжительность 1-2 года (в особо сложных случаях могут продолжаться до 4-5 лет) при средней частоте психотерапевтических сессий 1 – 3 раза в неделю (50-150 психотерапевтических сессий).
Применяющихся сегодня методов индивидуальной психотерапии очень много. Только небольшая часть методов прошла процедуру научного и клинического обоснования. Разные методы способны решать отдельные задачи. Поэтому предпочтительно обращаться к психотерапевту, владеющему арсеналом методов, а не практикующему один уникальный метод, даже научно-обоснованный метод.
При выборе методов индивидуальной психотерапии, целесообразно учитывать данные эффективности различных видов психотерапии.
Одним из самых известных методов психотерапии, конечно же, является психоанализ. Классический психоанализ был предложен З.Фрейдом в середине 90-х годов XIX в.
Представители психоанализа считают, что в основе многих психологических и сексуальных проблем лежат впечатления и переживания раннего детства, вытесненные в подсознание. Поэтому психотерапия направлена на проникновение в психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению психоаналитиков, осознание пациентом своих подавленных (вытесненных) инфантильных комплексов освобождает его от нервного напряжения, позволяет лучше разобраться в собственных потребностях и эмоциях, что способствует выздоровлению (или оздоровлению). Согласно З.Фрейду, цель психотерапии заключается в том, чтобы избавить пациента от излишних тягот жизни и тем самым помочь ему обрести силу, необходимую для того, чтобы успешно справляться с ее неизбежными невзгодами, а также помочь ему «стать способным хорошо любить и хорошо выполнять ту работу, которая является социально полезной и имеющей для пациента личностную значимость»
Суггестивная терапия объединяет различные методы, основанным лечебным или оздоровительным средством которых является внушение (суггестия) или самовнушение.
В случае внушения, информация воспринимается человеком без логической переработки и критического осмысления. При внушении вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые функции без логической переработки воспринимаемого, то есть без активного участия личности. В настоящее время распространена концепция, по которой в мозгу постоянно протекают процессы верификации информации (т.е. определение ее достоверности). На живой организм падает огромное количество различных сигналов, несущих информацию о происходящем.
Особенность внушения кроется в том, что при нем, помимо основной (семантической) информации, определяющей содержание внушения, вводится еще добавочная (верифицирующая) информация, повышающая достоверность основной. Роль добавочной информации может играть также интонация внушающего. Известно, что чем более уверенным тоном говорит человек, тем более верифицирующее действие оказывает его речь.
Внушение наяву. Разделяется на прямое и косвенное. Прямое внушение наяву делается повелительным, не допускающим сомнений, эмоционально насыщенным тоном в виде коротких, понятных пациенту фраз с повторением ключевых слов и выражений, подкрепляемых и усиливаемых невербальными сигналами. Внушение может быть императивным и мотивированным. Мотивирование включается в текст внушения в виде элементов разъяснения и убеждения либо предшествует внушению.
Прямое внушение во сне используется в разных вариантах. Для процедуры внушения оптимальна фаза поверхностного сна, засыпания - в глубоком сне внушение не воспринимается, в фазе сновидений может вступать в непредсказуемые сочетания с содержанием сновидений. Обученные терапевтом родители могут использовать родительскую суггестию или записанные на пленку тексты, в том числе - на фоне музыки, имеющей значение одновременно музыкотерапии и суггестивного пароля. Прямое внушение более эффективно на начальных этапах неврозов, при невротических реакциях, недлительных функциональных нарушениях, фиксированных психосоматических и поведенческих симптомах. Его эффективность ниже на стадии развернутых неврозов, при наличии личностных изменений, у расторможенных детей.
Косвенное внушение использует обходные пути, снижающие сопротивление пациента. В качестве суггестивного посредника могут выступать родители, игры и игровые ситуации, куклы, режимные моменты, лечебные процедуры, медикаменты. Родительское косвенное внушение использует эффекты периферического слуха - дети обычно воспринимают не адресованную им специально информацию значительно лучше, чем прямое обращение.
Самовнушение
Собственно самовнушению предшествует разъяснение/убеждение с элементами прямого и косвенного внушения, затем дается четкая и точная инструкция по процедуре самовнушения (в этих двух шагах совершается также делегирование ответственности пациенту и формулируются критерии реального принятия этой ответственности), затем следует этап исполнения с подкреплениями со стороны терапевта и терапевтически целесообразным развитием формул самовнушения.
Из методов самовнушения наиболее известны самовнушение по Куэ, аутогенная тренировка, биологическая обратная связь.
Куэ начал изучать гипноз, а позднее сам основал школу, которую называл «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Куэ заметил, что даже довольно внушаемый человек невосприимчив к внушению, если противится ему и не претворяет его в самовнушение. Главным тезисом этой методики являлся: нет внушения, есть только самовнушение. Куэ способствовал утверждению активной роли пациента в лечебном процессе и развитию идей тренировки и обучения в психотерапии. Методику Куэ развил и аргументировал Бодуэн, исходивший из предположения, что поведением человека управляют воображение и подсознательные влечения.
Аутогенная тренировка разработана как метод обучения людей снижению стресса и контролю над функциями организма. Основоположником этого метода является невропатолог Оскар Фогт, который отмечал, что некоторые пациенты сами могут вызывать у себя гипноидное состояние. В этом состоянии они могли контролировать стресс, внутреннее напряжение, усталость, боли в голове и позвоночнике. Основными элементами метода являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Аутогенная тренировка широко используется для лечения психофизиологических расстройств, нарушений поведения, а также заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры.
Одним из самых известных, а также древних, методов суггестивной терапии является гипноз. Гипнотический сон - это состояние суженного сознания, характеризующееся повышенной внушаемостью. По В.Е. Рожнову, гипноз - это психофизиологическое состояние, возникающее как результат специфической перестройки работы мозга на особый режим. Отличительной его чертой является не свойственная ни сну, ни бодрствованию избирательность в усвоении информации. Во время гипнотического сна в мозгу образуется участок бодрствования, так называемый сторожевой пункт, через который спящий поддерживает связь с внешним миром. Эта связь называется рапорт. Явления рапорта являются основной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна. Явления рапорта свойственны не только человеку, они встречаются и в животном мире, являясь биологически целесообразными.
Основное условие использования метода внушения в гипнозе - умение вызвать состояние гипноза и на его фоне провести лечебное внушение.
Гипнотерапия
Использование гипнотического состояния как собственно лечебного средства. Гипнотерапия решающим образом связана с информированностью о гипнозе и его лечебном эффекте, выраженностью установки на лечение и внутренней картиной ожидаемого эффекта.
Внушение в гипнозе - один из наиболее часто используемых приемов. Он позволяет обойти актуальные в бодрствующем состоянии сопротивления и барьеры. Способы и формулы внушения варьируют от терапевта к терапевту, так что эффективные в практике одного не обязательно эффективны у другого. Один из приемов внушения в гипнозе - внушенные сновидения, использующие ранее полученный у пациента материал и символические образы.
Продолжительность гипнотерапии колеблется от одного сеанса до десятков и даже сотен. В детско-подростковой практике это обычно 10 сеансов, после которых этот вид терапии либо прекращается, либо курс повторяется после паузы, заполненной другими видами психотерапии.
Материнская гипнотерапия. Обученная терапевтом мать проводит процедуру гипнотизации и совместно выработанные внушения в период засыпания ребенка. Используется обычно в работе с детьми 4-6 лет и особенно - при наличии напряжения в условиях лечебного учреждения, невозможности достаточно частых визитов к терапевту.
Наркопсихотерапия (наркосуггестия). Изменённое состояние сознания, на фоне которого реализуется суггестия, достигается введением фармакологических препаратов психотропного действия: барбамила, гексенала, тиопентала натрия, закиси азота в среднетерапевтических дозах.
Эмоционально-стрессовая терапия (императивная суггестия). Преодоление барьеров психологической защиты и терапевтическая реализация суггестии осуществляется за счёт одномоментного изменения психофизиологического состояния ЦНС. При этом суггестия проводится на фоне воздействия предельно-запредельных по силе раздражителей на анализаторы различных модальностей.
Материально-опосредованная суггестия ("вооружённое" внушение, плацеботерапия). Суггестия реализуется, когда терапевтическое действие приписывается реальному, но не обладающему таковым действием предмету или явлению.
Гипнокатарсис. Метод предложен Дж. Брейером в конце XIX в. По его мнению, гипноз сам по себе способен обеспечивать "всплывание" амнезированных переживаний и обстоятельств, связанных с травмой. Излечивающий эффект связан с повторным переживанием психотравмы в гипнозе и обеспечиваемым при этом снижением психического напряжения. После погружения в глубокий гипноз пациенту предлагается подробно припомнить и проговорить все связанное с травмой.
Гипнотизация. Наиболее употребительны фасцинация (гипнотизация взглядом), вербальные техники, звуковые ритмы, фиксация взора на предмете, пассы и тактильные воздействия, невербальные цепочки действий терапевта (размеренное хождение с приближением-удалением, манипуляции с неврологическим молоточком или блестящим шариком и др.). Фасцинация предпочтительнее у мальчиков, вербальная гипнотизация - у девочек, но зависит это не только от паспортного пола, но и от индивидуальных особенностей маскулинности/фемининности. При выборе способов и формул гипнотизации необходимо учитывать наличие и характер предыдущего опыта гипнотерапии с тем, чтобы не повторять неэффективные или вызывающие негативные реакции действия.
Эриксонианский гипноз. Метод разработан М. Эриксоном и заключается в особой технике недирективной гипнотизации, использующей язык образов в системе широкого круга лингвистических, невербальных и режиссерских приемов. Это один из немногих методов действительно индивидуальной психотерапии, использующей все теоретические подходы и объединяющей медицинскую и психологическую модели.
Арттерапия
Используется представителями почти всех подходов как метод психотерапии, психологического тренинга и лечебной/социальной педагогики.
Очевидные достоинства арттерапии состоят в том, что она помогает установлению и углублению терапевтического контакта; служит одновременно терапевтическим и динамически-диагностическим методом; применима в любых ситуациях и форматах психотерапии; позволяет широко разнообразить средства - от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний и применима при широчайшем круге расстройств. Она создает и углубляет (чувство безопасности, позволяя быть открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру.
В строгом смысле слова арттерапия не предполагает обязательного активного вмешательства терапевта.
Библиотерапия
Использование литературных произведений как инструмента психотерапии. Она может применяться в структуре практически всех подходов к психотерапии, в любых ситуациях и форматах. В детской психотерапии библиотерапия может использоваться, начиная с возраста активного чтения и при наличии у ребенка склонности читать. Ее проведение требует от самого терапевта хорошего знания, как минимум, используемой литературы и умения/склонности обсуждать прочитанное. У маленьких детей используется в виде различных модификаций сказкотерапии.
Дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече).
Информация о работе Основные методы индивидуальной психотерапии