Основные методы психологического влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 01:21, реферат

Описание работы

Психологические методы влияния на личность широко включаются в процессы труда, воспитания, управления и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или непреднамеренно на сознаваемом или неосознаваемом уровнях, они может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности, повышать или снижать трудовую активность, формировать положительные или отрицательные качества личности. В качестве основных способов влияния на личность выделяют внушение, заражение, подражание и убеждение.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
1.Психология влияния………………………………………………………4
2.Концептуальные подходы к проблеме психологического влияния……5
3.Основные методы психологического влияния………………………….6
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………...10

Файлы: 1 файл

Р-956 Психология. тема 8. Психологические методы влияния на личность.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание 

 

Введение ……………………………………………………………………..3

1.Психология влияния………………………………………………………4

2.Концептуальные подходы к проблеме психологического влияния……5

3.Основные методы психологического влияния………………………….6

Заключение…………………………………………………………………..9

Список литературы………………………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

Психологические методы влияния на личность  широко включаются в процессы труда, воспитания, управления и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или непреднамеренно на сознаваемом или неосознаваемом уровнях, они может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности, повышать или снижать трудовую активность, формировать положительные или отрицательные качества личности. В качестве основных способов влияния на личность выделяют внушение, заражение, подражание и убеждение.

Объект исследования -  психологическое влияние.

Предмет исследования – психологические методы влияния  на личность.

Цель данной работы – изучить психологические методы влияния на личность.

Задачи:

  1. Дать характеристику психологии влияния.
  2. Проанализировать концептуальные  подходы к проблеме психологического влияния.
  3. Выявить основные методы психологического влияния на личность.

Методы исследования – теоретический анализ и общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психология влияния

 

Психология  влияния — одно из базовых направлений современной психологии управления, что объясняется прямым выходом этой проблематики на раскрытие механизмов, способов и методов управления подчиненными. В.Н. Куликов (1983) рассматривает психологическое влияние как структурную единицу, компонент общения. По своей сущности оно представляет «проникновение» одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого «проникновения» является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психологических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний) [7].

Структура психологического влияния включает следующие компоненты:

  • субъект (отдельные личности, группа лиц, различные организации);
  • объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность с целью качественного и полного решения задач организации);
  • способы воздействия (традиционно выделяют четыре основных: внушение, заражение, подражание и убеждение).

По мнению А.Г. Ковалева, к способам влияния относятся «и слухи, и рэкет, и захват заложников, и публичные террористические акты, и аварии, и эпидемии, и митинги, и демонстрации, и религия, и голодовки, и стачки, забастовки, акты самосожжения, и средства массовой информации, модификация поведения, мода, реклама и психотронное оружие» (А.Г. Ковалев, 1996).

 

 

 

 

  1. Концептуальные подходы к проблеме психологического влияния

 

За последние 20—25 лет в мировой психологии сложилось два концептуальных подхода, раскрывающих особенности психологического влияния. Первый подход ориентирован на использование окружающей человека социальной среды как субъекта воздействия. В рамках этого подхода необходимо указать на так называемую психологию среды или экологическую психологию.

Суть этого подхода  в том, что определенные параметры  окружающей человека социальной среды (так называемое место поведения, которое определенным образом организовано и ограничено во времени и пространстве) вызывают определенные модели поведения. Вот почему специфическое поведение, которое должно возникнуть, скорее можно предсказать или спровоцировать, исходя из организации специфической ситуации, чем на основе индивидуальных различий между людьми. Таким образом, «ведет себя» не столько сам индивид, сколько вся экологическая система (индивид и среда), которая может целенаправленно моделироваться во времени и пространстве в зависимости от целей, стоящих перед субъектом управленческого воздействия [4] .

Второй подход объединяет методы и технологии, использующие возможности человека как объекта и субъекта управленческого воздействия. С одной стороны, это группа методов саморегуляции и самопрограммирования, основной целью которых является мобилизация и совершенствование индивидуальных психофизических возможностей человека, раскрытие и развитие его творческих способностей и потенциалов (аутогенная тренировка, медитация, биоэнергетика, психосинтез, дыхательная и голосовая терапия и др.). Разработанные главным образом в лоне восточных философских учений и школ, эти методы направлены на более совершенное самоуправление психической деятельностью безотносительно к влиянию внешнего социального окружения.

С другой стороны, существует ряд методов и техник, предусматривающих внешнее воздействие (вербальное и невербальное) на сферу бессознательного. Цель такого воздействия — целенаправленная модификация психических процессов, состояний и поведения человека в обход контроля сознания за внешней стимуляцией.

Интерес к феномену вербального  воздействия на сферу бессознательного впервые был вызван работой В. Паккарда «Тайное воздействие». В  ней, опираясь на значительные эмпирические данные, автор утверждал, что все  люди постоянно находятся под  влиянием определенного рода символической стимуляции — так называемого подпорогового или сублимального воздействия. Причем это воздействие может не обнаруживаться пятью основными чувствами человека, а количество информации, поступающей таким образом, может составлять до 60 % от всей информации.

 

  1. Основные методы психологического влияния

 

Обычно в  качестве основных способов влияния на личность выделяют внушение, заражение, подражание и убеждение.

Под внушением понимается способ психологического воздействия  преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы [1].

Проведению  эффективного внушения способствуют:

  • информационный вакуум или чрезвычайная противоречивость текущей информации;
  • сильное психофизическое истощение и переутомление объекта;
  • блокирующая психическая напряженность (гнев, страх, поиск выхода из безнадежной ситуации и др.);
  • положительные ожидания и установки;
  • жесткая категоричность заявлений и требований;
  • повторяемость, определенный ритм подачи внушающей информации;
  • особая эмоциональность сообщения.

Под заражением понимается способ психологического воздействия, основанный на бессознательной, невольной подверженности индивида определенным эмоциональным состояниям, передающимся извне.

Физиологическая основа заражения — перманентная психическая готовность индивида к разрядке (зачастую она и не осознается). Психологической основой заражения является ряд закономерностей. Во-первых, в массе людей действует механизм многократного взаимного усиления эмоционального воздействия общающихся людей. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», которая схожа по своим последствиям с обычной цепной реакцией [3].

Во-вторых, в  массе людей возникает некоторая  общность оценок, установок, что готовит  индивидов к действию механизма  заражения. Например, аплодисменты на концертах являются своеобразным импульсом, после которого собственно и начинает действовать механизм заражения.

Подверженность  индивидов действию заражения зависит  от общего уровня развития личности, а  конкретно — от уровня их самосознания. Потенциально всякий индивид подвержен  действию механизма заражения, вся проблема в конституциональных особенностях психики каждого, то есть каково соотношение между эмоциональной и рациональной сферами психики, насколько легко эмоциональная может одержать вверх над рациональной сферой.

Наиболее яркий  пример действия заражения — состояние паники. Паника — возникающее в общности людей определенное эмоциональное состояние деструктивного характера, являющееся следствием либо дефицита, либо избытка информации о каком-либо важном явлении [2].

Под подражанием понимают способ психологического воздействия, основанный не только на принятии внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но и на воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Основоположник научного рассмотрения подражания — французский психолог и социолог Г. Тард. В соответствии с его концепцией, подражание есть основной принцип развития и существования общества. Мало того, подражание есть лишь частный случай общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон осуществляется через наследственность, а в человеческом обществе — через подражание.

Под убеждением понимается преимущественно интеллектуальное психологическое воздействие, основанное на передаче логически выстроенной информации и ставящее целью добровольное ее принятие в качестве побудительного мотива деятельности. Другими словами, при убеждении достигается не просто принятие информации, а внутреннее согласие с ней, причем окончательный вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно [5].

На повышение  эффективности убеждения оказывают  влияние следующие условия:

  • умение установить контакт, вызвать доверие;
  • выдержка, терпение и такт;
  • умение доказывать, разъяснять, опровергать;
  • подача новых идей так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;
  • личная убежденность, искренность;
  • обеспечение одинакового понимания терминов, понятий и выражений, используемых сторонами;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей убеждаемого и психологии малой группы.

Заключение

 

Целью данной работы было  изучить психологические методы влияния на личность. В ходе исследования была дана характеристика психологии влияния, проанализированы  концептуальные  подходы к проблеме психологического влияния, выявлены основные методы психологического влияния на личность.

К основным методам  влияния на личность относят внушение, заражение, подражание и убеждение.

Под внушением  понимается способ психологического воздействия  преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом  восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы. 

Заражение - способ психологического воздействия, основанный на бессознательной, невольной подверженности индивида определенным эмоциональным состояниям, передающимся извне.

Под подражанием понимают способ психологического воздействия, основанный не только на принятии внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но и на воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Убеждение - преимущественно  интеллектуальное психологическое  воздействие, основанное на передаче логически  выстроенной информации и ставящее целью добровольное ее принятие в  качестве побудительного мотива деятельности.

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, «Аспект Пресс», 2000.–376 с.
  2. Горбунова М.Ю. Социальная психология. Учебное пособие. Саратов, 2004.
  3. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: Норма, 1999. - 250 с.
  4. Лебедев Д.И. Психология и управление. – М.: Экономика, 1990. – 205 с.
  5. Обозов Н.Н., Щекин Г.И. Психология работы с людьми. – Киев, 1990. – 219 с.
  6. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 278 с.
  7. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003. — 640 с.

Информация о работе Основные методы психологического влияния