Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:25, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы познакомиться с основой бихевиоризма и понять её, а так же рассмотреть точки зрения ученых, которые изучали бихевиоризм.
Задачами данной работы являются:
определить понятие бихевиоризма;
рассмотреть схему принципа работы бихевиоризма;
сделать выводы о проделанной работе.
1. Введение.
2. Бихевиоризм и его история.
3. Развитие бихевиоризма в 1960-е годы.
4. Методы бихевиоризма.
5. Развитие бихевиоризма в СССР.
6. Развитие бихевиоризма в современном мире.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования РГППУ.
Кафедра теоретической и
Реферат
по дисциплине общая психология
на тему: Основные направления
в психологии:
Бихевиоризм
Выполнила:
студентка группы ГМУ-203
Смирнова П. И.
Преподаватель:
Сурнина Ольга Ефимовна,
доктор биологических наук, профессор.
Екатеринбург, 2013 г.
Содержание
1. Введение.
2. Бихевиоризм и его история.
3. Развитие бихевиоризма в 1960-е годы.
4. Методы бихевиоризма.
5. Развитие бихевиоризма в СССР.
6. Развитие бихевиоризма в современном
мире.
Введение.
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Кредо бихевиоризма выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвар Торндайк (1874-1949), теоретическим же лидером направления стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958), стремившийся превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время наблюдается почти полное отсутствие социального момента в воспитании. Современное общество утеряло те качества, которые были ему присуще раньше. Как мне кажется с опорой на бихевиоризм, общество могло бы существенно измениться в благоприятную сторону.
Цель данной работы заключается в том, чтобы познакомиться с основой бихевиоризма и понять её, а так же рассмотреть точки зрения ученых, которые изучали бихевиоризм.
Задачами данной работы являются:
Бихевиоризм и его история.
Бихевиоризм (англ. behavior —
Важнейшими категориями
Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.
История: с чего всё начиналось.
К концу ХIХ века обнаружилось множество недостатков у основного метода исследования психики человека — интроспекции. Основным из которых явилось отсутствие объективных измерений и как следствие разрозненность получаемых данных. На фоне сложившейся ситуации возникает течение — бихевиоризм, направленный на изучение поведения, как объективного феномена психики. Философской основой бихевиоризма становится концепции Джона Локка о рождении человека с чистого листа Tabula rasa и непризнании существования мыслящей субстанции Томаса Гоббса.
Джон Бродес Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S-->R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.
Иван Петрович Павлов, проводя эксперименты на животных, обнаружил, что на основе безусловных рефлексов складывается реактивное поведение. Но посредством воздействий возможно выработать и условные рефлексы, которые будут влиять на характер классического обуславливания и вызывать новые модели поведения.
Джон Уотсон проводил эксперименты на младенцах и выявил три первоначальных инстинктивных реакции - любовь, гнев и страх. По его мнению остальные реакции наслаиваются на первичные и возникает поток поведения. Как создаётся сложные формы поведения, учитывающие активность самого человека в его работах раскрыто не было. Эксперименты Уотсона не всегда были приемлемы с точки зрения морали, чем он вызвал впоследствии негодование окружающих (см."Маленький Альберт").
Эдвард Торндайк, называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «connection» — связь). Основные эксперименты были им проведены на голубях и белых крысах. Торндайк ввёл понятия оперантного поведения, формирование которого осуществляется посредством проб и ошибок.
То, что интеллект имеет
Весь процесс научения описывался
в объективных терминах. Торндайк
использовал идею Вена о «пробах
и ошибках» как регулирующем начале
поведения. Выбор этого начала имел
глубокие методологические основания.
Он ознаменовал переориентацию психологической
мысли на новый способ детерминистского
Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден её построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация — реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт — проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается методом упражнения.
Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.
Работы Торндайка не имели бы
для психологии пионерского значения,
если бы не открывали новых, собственно
психологических
Торндайк больше чем кто бы то
ни было подготовил возникновение бихевиоризма.
Вместе с тем, как отмечалось, он
себя бихевиористом не считал; в
своих объяснениях процессов
научения он пользовался понятиями,
которые возникший позднее
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Бродес Уотсон. Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.
Девизом бихевиоризма стало понятие
о поведении как объективно наблюдаемой
системе реакций организма на
внешние и внутренние стимулы. Это понятие
зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П.
Это принципиально новое воззрение
отвечало потребностям времени. Старая
субъективная психология повсеместно
обнажала свою несостоятельность. Это
ярко продемонстрировали опыты над
животными, которые были главным
объектом исследований американских психологов.
Рассуждения о том, что происходит
в сознании животных при исполнении
ими различных
Находясь под влиянием позитивизма,
Уотсон доказывал, будто реально
только то, что можно непосредственно
наблюдать. Поэтому, по его плану, всё
поведение должно быть объяснено
из отношений между
Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций — от телесных изменений, мышления — от речевого аппарата и так далее.
Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребёнка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шёпот, а затем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.
Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, то есть к любому приобретению знаний, умений, навыков — не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).
Информация о работе Основные направления в психологии: Бихевиоризм