Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 10:38, реферат
Психолого-педагогическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой. Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Методы и приемы психокоррекции можно рассматривать не только с позиций основных теоретических направлений психологии, но и с точки зрения целей психокоррекции. В индивидуальной психокоррекции выделяют два направления:
1. Введение.
2. Психолого-педагогические цели и выбор направления.
3. Обзор основных направлений психолого-педагогической коррекции.
4.Заключение.
5. Список литературы.
Основные направления
в психолого-педагогической коррекции
План
1. Введение.
2. Психолого-педагогические цели и выбор направления.
3. Обзор основных направлений психолого-педагогической коррекции.
4.Заключение.
5. Список литературы.
1. Введение
Психолого-педагогическая коррекция,
понимаемая как целенаправленное воздействие
на те или иные сферы психики клиента,
ориентированное на приведение ее показателей
в соответствие с возрастной или иной
нормой. Психологическая коррекция определяется
как направленное психологическое воздействие
на те или иные психологические структуры
с целью обеспечения полноценного развития
и функционирования личности.
Методы и приемы психокоррекции можно
рассматривать не только с позиций основных
теоретических направлений психологии,
но и с точки зрения целей психокоррекции.
В индивидуальной психокоррекции выделяют
два направления:
1. Методы усиления регулирующих функций
психики, развития эмоционального самоконтроля
и самоуправления; при этом задача улучшения
психической саморегуляции клиента решается
с помощью деловых бесед, в ходе которых
обсуждаются конкретные поступки, действия
клиента, имеющие место затруднения; осуществляется
коррекция познавательных и эмоциональных
компонентов саморегуляции через убеждение,
развитие контролирующих
эмоций и формирование адекватных
реакций на различные внешние воздействия
со стороны руководителя или коллеги,
члена семьи или случайного инициатора
конфликтной ситуации;
2. Методы нормативно-ценностной коррекции,
объектами которых выступают нормативные
комплексы, обусловливающие отказ от подчинения
совместным принципам, целям, задачам,
протест против регламентации; ощущение
необоснованного лишения свободы часто
приводит к вредным привычкам, нездоровым
пристрастиям. Методы групповой психокоррекции,
как правило, нацелены на выработку норм
личностного поведения и межличностного
взаимодействия, развития способности
гибко реагировать на ситуацию, быстро
перестраиваться в различных условиях
и разных группах. В качестве таких методов
используются специально разработанные
психотехники, упражнения, ролевые игры,
групповые дискуссии и т. п.
2. Психолого-педагогические
цели и выбор направления
Методология различных подходов
в консультировании определяется их
принадлежностью к одному из основных
направлений современной
В психоаналитическом
подходе психокоррекционная
работа направлена на смягчение симптомов
внутреннего конфликтного взаимодействия
между Сверх-Я и Оно через преодоление
неадекватных психологических защит.
В бихевиористском
направлении отклонения от
нормы, вызывающие необходимость в психокоррекции,
рассматриваются как результат «вредного»
научения. Поэтому основной упор делается
на-изменении тех форм поведения, которые
не соответствуют обстоятельствам жизни
клиента; коррекционная работа осуществляется,
прежде всего, как обучение нужным формам
поведения.
В экзистенциально-
Соответственно психолог-консультант,
ориентирующийся на психоаналитическую
теорию (в одной из многочисленных
модификаций), рассматривает душевную
жизнь клиента с трех точек зрения: динамической
(как результат взаимодействия и конфликта
различных психических сил), «экономической»
(как совокупность ее энергетических характеристик)
и топической (с
точки зрения структурной организации
психики). При этом свою главную задачу консультант-психоаналитик
видит в том, чтобы помочь пациенту осознать
природу и причины внутренних конфликтов,
усилить его «Я» и сделать его более независимым
от «Сверх-Я» и «Оно».
Для этого ему необходимо достичь рабочего альянса
с пациентом, проработать с ним его сопротивление и
перенос, преодолеть действие неконструктивных защитных механизмов,
возможно, осознать проявления различных комплексов.
В качестве основы большинства техник
психоаналитически ориентированного
консультирования рассматривается «свободное
ассоциирование».
Консультант-приверженец поведенческого
подхода работает прежде
всего над поведением клиента. Его задача
- перевести психологическую проблему,
выражаемую неясными, многозначными словами,
в объективно наблюдаемые поведенческие
акты. Продемонстрировав неадекватность
стереотипного поведения клиента, бихевиорист-консультант
вместе с ним моделирует желаемое поведение
и формирует необходимые навыки. Разрабатывается
конкретный план действий по достижению
поставленной цели, который планомерно
и настойчиво реализуется под контролем
психолога.
Гуманистически
ориентированный консультант
опирается на два важнейших постулата:
1. Люди сами себя контролируют, их поведение
детерминировано способностью осуществлять
свой выбор: выбирать, как думать и как
поступать;
2. У каждого человека есть врожденная
потребность в реализации своего потенциала
- в личностном росте, - хотя среда может
блокировать этот рост.
Исходя из этих принципов, консультант
видит свою задачу в том,
чтобы помочь клиенту осуществить личностные
изменения и поддержать его во время принятия
ответственного решения.
3. Обзор основных
направлений психолого-педагогической
коррекции
Психодинамический
подход подчеркивает
важность для понимания генеза и лечения
эмоциональных расстройств интрапсихических
конфликтов, которые являются результатом
динамической и часто бессознательной
борьбы противоречивых мотивов внутри
личности.
Разновидности психодинамического подхода,
наряду с классическим психоанализом
3. Фрейда:
• индивидуальная психология А. Адлера;
• аналитическая психология К. Г. Юнга;
• эго-психология (А. Фрейд, Г. Хартман,
М. Клейн, рассматривавшие эго как
творческую адаптивную силу);
• неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм,
Г. Салливен, шедшие по пути Адлера
в рассмотрении роли социальной среды
в формировании личности);
• теоретики объектных отношений (М. Клейн, О. Кернберг,
Г. Кохут).
Эти последние подчеркивают важность
для личностного развития очень
ранних отношений между детьми и
их объектами любви, обычно матерью
и так называемыми «первичными
фигурами», обеспечивающими ребенку
уход. Особенно критическим в жизни
человека является то, как первичные
фигуры обеспечивают удовлетворение физических
и психологических потребностей
ребенка.
В качестве группового метода в психоаналитическом
направлении выступает групп-анализ, основателем
которого является видный британский
психоаналитик Зигмунд Фоулкс.
Были выдвинуты три основные модели
психоаналитически
• психоанализ в группе;
• психоанализ группы;
• психоанализ через группу или посредством
группы.
Первую модель разрабатывали американские
психологи Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести
индивидуальную аналитическую обстановку
на группе.
Психотерапевтический процесс
В настоящее время от этой модели подавляющее
число специалистов отказалось.
М. Клейн и В. Байон использовали иную модель,
основная идея которой заключалась в том,
что ведущий пытался проводить психоанализ
всей группы сразу.
Сейчас некоторые психоаналитики в США
пытаются вернуть к жизни эту модель и
привнести идеи Байона в групп-анализ.
Основная концепция 3. Фоулкса сводится
к взаимодействию ведущего и группы как
некой целостности. В этом случае происходит
объединение трех указанных выше моделей
- психокоррекция в группе, группы и через
группу.
Еще одной разновидностью психодинамического
подхода является отечественная личностно-ориентированная
(реконструктивная) психокоррекция, основанная
на психологии отношений В. Н. Мясищева.
Ее главная цель - реконструкция системы
отношений, нарушенной в процессе развития
личности под воздействием социальных
факторов, прежде всего искаженных межличностных
отношений в родительской семье.
Экзистенциально-
Гуманистическая психокоррекция основывается
на следующих положениях:
• лечение есть встреча
равных людей (иногда вместо понятия «встреча»
используется калька с английского - термин
«энкаунтер»);
• улучшение у клиентов
наступает само, если терапевт создает
правильные условия - помогает осознанности,
самопринятию и выражению клиентом своих
чувств;
• наилучший способ
- создание отношений безусловной поддержки
и принятия;
• клиенты полностью
ответственны за выбор своего образа мыслей
и поведения.
При анализе работ представителей
экзистенциально-
Основополагающими идеями этого направления
стали представления о человеке как о
существе, изначально активном, стремящемся
к расширению пространств своего бытия,
имеющем почти безграничные возможности
позитивного личностного роста. Экзистенциальная
сущность человека раскрывается прежде
всего в пограничной ситуации между жизнью
и смертью. Поэтому центральными категориями
человеческого бытия выступают смерть,
свобода, изоляция, бессмысленность.
Одной из главных причин заболевания или
серьезных психологических проблем является
«блокирование» проявления человеком
его подлинности, экзистенции, безуспешный
поиск смысла своей жизни. Важнейшими
целями психологической помощи человеку
выступает создание условий для восстановления
аутентичности личности, осуществление
ею своих истинных возможностей, освобождение
творческого потенциала, раскрытия соответствия
ее экзистенции своей истинной природе.
В психокоррекции к экзистенциально-
Пожалуй, наибольшее влияние из всей зарубежной
психологии на современное состояние
отечественной психологической науки
оказали идеи клиент-центрированной психокоррекции К. Роджерса,
который развил феномена-листический
подход в понимании Я-концепции, опираясь
на следующие положения:
1. Поведение человека зависит от его субъективного
индивидуального восприятия;
2. Всякое восприятие преломляется в феноменальном
поле его сознания, центром которого является
Я-концепция;
3. Я-концепция - это одновременно и представление,
и внутренняя сущность индивида, которая
тяготеет к ценностям, имеющим культурное
происхождение;
4. Я-концепция обусловливает довольно
устойчивые схемы поведения.
Нужно отметить важную мысль Роджерса
о том, что очень часто причиной внутренних
психологических конфликтов является
расхождение между представлением человека
о себе реальном и тем? кем он хочет стать.
Только настоящие, глубокие человеческие
отношения могут, по мнению Роджерса, уничтожить
этот разрыв между «реальным» и «идеальным
Я». Фундамент лечения по Роджерсу - знаменитая
триада: безусловное позитивное отношение,
эмпатия, конгруэнтность.
Согласно логотерапии ^ В. Франкла,
разнообразные формы неврозов возникают
как реакции на утрату человеком смысла
существования. В отличие от А. Маслоу,
Франкл считал самоактуализацию личности
не самоцелью, а средством осуществления
смысла. Не стремление к самоактуализации
по Маслоу, не принцип удовольствия по
Фрейду, не воля к власти по Адлеру, а воля
к смыслу - вот что определяет человеческую
жизнь. Отсюда задачей психотерапевта
является помощь людям в обретении смысла
в самых сложных ситуациях.
По многих позициям совпадает с подходом
Франкла концепция экзистенциальной психокоррекции И. Ялома (1999).
Человек страшится неминуемой смерти,
стремление к свободе оборачивается отсутствием опоры,
одиночество становится неизбежным спутником
человека, несмотря на постоянные контакты,
непредопределенность жизни порождает проблему ее
осмысления.
Задача психотерапевта состоит в том,
чтобы помочь человеку осознать и преодолеть
эти экзистенциальные конфликты.
Поведенческий подход
Поведенческие терапевты рассматривали
неврозы человека и аномалии личности
как выражение выработанного в онтогенезе
неадаптивного поведения. Психокоррекция
связана с необходимостью формирования
у обратившегося за помощью человека оптимальных
поведенческих навыков, что реализуется
с помощью следующих методов:
• позитивного и негативного
подкрепления (направлены на разрыв нежелательной
установившейся связи между условным
раздражителем и реакцией и /или замену
ее новой);
• наказания (сочетание
неприятного воздействия с ситуацией,
обычно приятной);
• систематической
десенсибилизации (сочетание состояния
релаксации с предъявлением ситуации,
вызывающей тревогу);
• викарного научения
(термин «викарный» означает «замещающий»:
обучение осуществляется не через организацию
собственного опыта клиента, а через предъявление
моделей оптимального поведения).
В настоящее время во многих странах
(включая Россию) стал популярен
психотерапевтический подход, получивший
название нейролингвистического
Под нейролингвистическим программированием
(НЛП) его авторы Р. Бэндлер и Д. Гриндер
- понимают процесс моделирования внутреннего
человеческого опыта и межличностной
коммуникации путем выделения структуры
процесса. НЛП является синтезом успешных
стратегий обучения и использует методы,
применяемые лучшими психотерапевтами
всех направлений.
Одним из главных отличий НЛП от других
психологических направлений является
отсутствие всякого интереса к содержанию
процессов коммуникации, а вместо этого
- изучение структуры процесса: всех последовательных
шагов программы взаимодействия или внутреннего
действия у наиболее эффективно коммуницирующих
людей. Описание этой структуры необходимо
делать, опираясь только на категории
сенсорного опыта, в котором нейролингвистические
программисты выделяют три основные модальности
- визуальную, аудиальную и кинестетическую.
«Очистка» и обострение собственных сенсорных
каналов специалистом-психотерапевтом,
работающим в области НЛП, является важнейшим
условием адекватного понимания невербальных
ответов на его вопросы со стороны клиентов.
На том же условии основывается возможность
эффективного использования методов НЛП
во всех других сферах человеческой жизнедеятельности.
Изучение структуры субъективного опыта
необходимо нейролингвистическим программистам
для того, чтобы помочь человеку изменить
свое поведение.
Как считают Бэндлер и Гриндер, практически
все психологические проблемы возникают
у людей из-за субъективной невозможности
вырваться из цепей привычных стереотипов
поведения. У человека в любой ситуации
должно иметься не менее трех возможностей
выбора, иначе он становится рабом одной-единственной
программы.
Благодаря перепрограммированию поведения
с помощью специальных психотехник у человека
формируется широкий спектр возможностей,
из которых он делает наилучший выбор.
Здесь необходимо отметить одну специфическую
особенность НЛП: в этом направлении психокоррекции
безусловное предпочтение отдается подсознательному
выбору вариантов поведения. Если психологи
и психотерапевты других школ видят свою
задачу в том, чтобы оказать помощь людям
в осознании проблем, причин их возникновения
и сознательном поиске путей их решения,
то нейролингвистические программисты
считают главным присоединиться к подсознанию
клиента, минуя его сознание, коммуницировать
именно с подсознанием, причем, как уже
было сказано выше, попытаться изменить
стратегию подсознания, не вникая в содержание
проблем данного конкретного человека.
Сравнение основных психотерапевтических
направлений по некоторым важным показателям
можно провести с помощью таблицы.
Таблица Основные направления
психокоррекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психодинамическое
направление в психокоррекции. Это направление
в психокоррекции основано на глубинной
психологии - психоанализе. В его рамках
существуют разнообразные течения и школы,
имеющие собственную специфику. Однако
общим, объединяющим взгляды всех представителей
психодинамического подхода, являются
представления о бессознательных психических
процессах и психотерапевтических методах,
которые используются для их анализа и
осознания. В связи с этим Хорни, достаточно
далеко отошедшая от классического психоанализа,
писала: «Если рассматривать психоанализ
как определенную систему взглядов на
роль бессознательного и способов его
выражения, а также как форму терапии,
с помощью которой бессознательные процессы
доводятся до сознания, то и моя система
взглядов есть психоанализ».
В настоящее время различают психоанализ
и психоаналитическую (психоаналитически
ориентированную, глубинно-психологически
ориентированную) психотерапию. Последняя
в свою очередь подразделяется на инсайт-ориентированную
и поддерживающую психоаналитическую
психотерапию.
И психоанализ, и психоаналитическая психокоррекция
основаны на теории Фрейда, на представлениях
о бессознательном и психологическом
конфликте. Их целью является помощь пациенту
в осознании причины внутренних конфликтов,
имеющих свои истоки в прошлом, в детстве,
и проявляющихся у взрослых в виде симптоматики
и определенных форм поведения и межличностного
взаимодействия.
Психологическая концепция. Основоположником
психоанализа является Фрейд. Психологическая
концепция, концепция личности в психоанализе
представляет собой реализацию психодинамического
подхода. Термин «психодинамический»
предполагает рассмотрение психической
жизни человека, психики с точки зрения
динамики, взаимодействия, борьбы и конфликтов
ее составляющих (различных психических
феноменов, различных аспектов личности)
и их влияния на психическую жизнь и поведение
человека.
Задача психотерапевта-психоаналитика состоит
в том, чтобы вскрыть и перевести в сознание
бессознательные тенденции, влечения
и конфликты, способствовать осознанию.
Психоаналитик строит процесс таким образом,
чтобы облегчить проявление и понимание
бессознательного. Общие подходы к осознанию
бессознательного и конкретные методические
приемы обусловлены теоретическими представлениями
Фрейда о способах и путях выражения бессознательного.
В соответствии с этими представлениями
для того, чтобы достичь осознания, психоаналитик
должен подвергнуть анализу ряд психических
феноменов, в которых бессознательное
находит свое выражение. Такими феноменами
являются свободные ассоциации, символические
проявления бессознательного, перенос
и сопротивление. Это означает, что в самом
общем виде сущность психоанализа заключается
в выявлении и осознании бессознательного
за счет анализа его символических проявлений,
свободных ассоциаций, переноса и сопротивления.
Анализ включает
4 процедуры: конфронтацию, прояснение,
интерпретацию и преодоление. Конфронтация
направлена на распознавание пациентом
специфических психических явлений, подлежащих
исследованию, и представляет собой процедуру,
в ходе которой пациент оказывается лицом
к лицу перед определенными событиями,
переживаниями, отношениями, конфликтами,
противоречиями, которые нужно исследовать. Прояснение
предполагает фокусировку на каком-либо
событии, переживании (помещение значимых
деталей в фокус), отделение существенного,
значимого и важного от несущественного. Интерпретация
является центральной процедурой анализа,
основным инструментом психоаналитика.
Интерпретация означает разъяснение неясного
или скрытого для пациента значения некоторых
аспектов его переживаний и поведения
и представляет собой определенную технику
истолкования значения симптомов, ассоциативной
цепочки представлений, сновидений, фантазий,
переноса, сопротивления. Цель интерпретации
состоит в том, чтобы сделать неосознаваемые
феномены осознанными. Преодоление
(тщательная проработка, выход из положения)
предполагает исследование интерпретаций
и возникающего сопротивления до тех пор,
пока материал не будет осознан. Таким
образом, основные категории динамического
направления в психокоррекции (Карасу)
кратко могут быть сформулированы следующим
образом:
Информация о работе Основные направления в психолого-педагогической коррекции