Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:30, контрольная работа
1. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей 3
2. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии 6
3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды 12
Список литературы 15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1.Назовите основные |
4 |
2.Проанализируйте ведущие |
7 |
3.Укажите, в чем состоит |
11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
14 |
Список литературы |
15 |
Введение
С древнейших времен потребности общественной
жизни заставляли человека различать
и учитывать особенности склада
людей. В философских учениях
древности уже затрагивались
некоторые психологические
ХХ столетие характеризуется исключительным по своему масштабу развитием автоматики, электроники, освоением новых видов человеческой деятельности.
Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризуют важную роль современной психологии. Промышленная революция начала ХХ ст., связанная с автоматизацией производства, стимулировали становление психологической науки с ее интересом к мотивации, стимулу, возможностям усвоения и восприятия человеком информации и другими направлениями, связанными с изучением потребностей, мотивов работников, которые могли способствовать повышению производительности и эффективности труда при капиталистическом укладе экономики. Смена правительств зарубежных стран (приход к власти то демократов, то республиканцев в США, лейбористов или консерваторов в Великобритании) ничего не меняли в содержании научных исследований психологов и практически не отражались на научной жизни университ етов и научных организаций. По- другому обстояли дела в странах с тоталитарными режимами, где во главу угла ставилась идеология. Остановимся на характерных чертах развития психологии ХХ века в нашем отечестве.
1. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей
В западной психологии XX в. принято
выделять три основные школы, или, пользуясь
терминологией американского
Исторически первым был бихевиоризм, который получил свое название от провозглашенного им понимания психологии – поведения (от англ. behavior – поведение)[2, c. 85].
Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958). Уотсон усмотрел ложное понимание предмета и методов психологического исследования. Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение.
Субъективный метод
Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения рефлексов, формируемых под воздействием социальной среды.
Первоначальная схема Дж. Уотсона была усовершенствована Э. Толменом (1886-1959) путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде целей индивида, его ожиданий, гипотез когнитивной карты мира и многое другое. Но общий подход бихевиоризма к человеку как к животному, отличающемуся словесным поведением, остался неизменным.
Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный З. Фрейдом (1856-1939). Психоанализ внес в западноевропейскую культуру общие понятия «психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества и многое другое.
Заслуга З. Фрейда усматривается в его обращении к глубинным структурам психики, к бессознательному. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования брала нормального, физически и психически здорового человека и главное внимание уделяла феномену сознания. Фрейд же, став исследовать как психиатр внутренний психический мир невротизированных личностей, разработал весьма упрощенную модель психики, состоящую из двух частей – сознательной, бессознательной и поменял их местами: бессознательное стало центральным компонентом психики, над которым надстраивается сознание. Само же бессознательное трактовалось им как сфера инстинктов и влечений, главным из которых является сексуальный инстинкт.
Теоретической модели психики, разработанной
применительно к психике
Гуманистическая психология в лице А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), В. Франкла (р. 1905) и других поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. Гуманистическая ориентация выражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.
Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.
Наряду с гуманистическим
направлением в психологии неудовлетворенность
попытками построить психологию
на мировоззренческой базе естественно-научного
материализма высказывает и
Первым представителем трансперсональной ориентации в психологии считают швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875-1961). Отнесение К.Г. Юнга к предтечам трансперсональной психологии проводится на том основании, что он считал возможным для человека и преодолеть узкие границы своего «Я» и личного бессознательного, и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу[3, c. 125].
Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое, будучи по своей природе сверхличным, трансперсональным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Именно эта идея Юнга была развита в трансперсональной психологи.
С. Гроф считает, что любой подход к миру отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и психологическое подавление трансперсональных сфер собственной психики. Это означает, согласно взглядам сторонников трансперсональной психологии, что человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы – с телесным «Я» и хилотропным (то есть связанным с материальной структурой мозга) сознанием.
Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всеми человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.
2. Проанализируйте
ведущие положения
Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии, возникшая в 50-х гг. ХХ в., противопоставила свое понимание личности человека и психоаналитической, и бихевиористской трактовке личности. С психологической точки зрения, как отмечают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается также и с этических позиций.
Гуманистическая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно – любовь, творчество, «Я», высшие ценности бытия, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с именами К. Роджерса, А. Маслоу и В. Франкл.
Сторонники гуманистической психологии понимают под личностью «функциональную организацию тех психических систем, существующих в индивиде, которые определяют характеристики поведения и мысли. «Я» - это наиболее важная психическая система личности».
«Я» как центральное понятие в структуре личности, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития, представлено в двух формах (рисунок 1)[4, c. 142].
«Реальное Я» человека формируется на основе разнообразного опыта, который переживает человек в своем общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.
«Идеальное Я» содержит представление человеком самого себя таким, каким ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей.
Рисунок 1 Формирование образа «Я» (по К. Роджерсу)
К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения.
Довольно часто люди ведут себя не конгруэнтно: говорят одно, думают другое, чувствуют третье, а делают четвертое. Им скучно на деловом совещании, они понимают, что оно бесполезно и плохо подготовлено, но продолжают сидеть и исполнять свои роли. Изображают трудовой энтузиазм, не испытывая его. Неконгруэнтность определяется, как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт.
Стремление человека к самовыражению и самосовершенствованию в гуманистической психологии выражается понятием «самоактуализация». Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникших на пути к высокой цели.
Выделим признаки самоактуализации, наиболее важные для личности человека и общения:
1. Служение. А. Маслоу отмечает, что «самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода признание». Они не только хотят, но и считают, что должны этим заниматься.
2. Эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди обладают поразительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность, что, отметим, является очень ценным в общении. Их восприятие гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся личностей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений.
3. Спонтанность, простота, естественность,
приятие себя и других. Самоактуализирующиеся
люди ведут себя спонтанно,
просто и естественно, не
4. Отстраненность и автономность. Самоактуализирующиеся люди объективны, для них более важны проблемы внешнего порядка, чем внутренние переживания. Они способны к такой концентрации, которая делает их отстраненными и хладнокровными.
5. Креативность. Способность к творчеству,
созиданию – универсальная
С понятием «полноценно функционирующий человек» связаны понятия «хорошая жизнь» и «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса, это не жизнь, полная удовольствий, не богатство или власть, а движение по пути, определяемому заложенным в человеке возможностям. Поэтому смысл жизни заключается в реализации своих возможностей.
По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл - логос - своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия.
Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.
В то же время смысл нельзя найти внутри себя, в своем теле или душе, но только обращаясь к окружающему миру. Смысл достигается, во-первых, путем совершения деятельности человека - это творчество в широком смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых, человек находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.
Информация о работе Основные направления западной психологии ХХ века