Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:05, контрольная работа
В этот период её становления психологические исследования носили преимущественно умозрительный характер. Концентрация на умозрительных процедурах позволила психологии приобрести внутреннюю логическую стройность и свой неповторимый способ описания и объяснения психологических явлений. Выдвинув в 1968 году в качестве общей проблемы науки проблему человека, Б. Г. Ананьев отводил при этом решающую роль психологии, поскольку «именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека».
Введение
1. Основные научные течения и школы в современной психологии
2. Общекультурное значение педагогики
Практическое задание
Заключение
Литература
Его основными принципами являются:
психология могла бы заниматься субъективным, осознаваемым опытом индивида; это часто обозначается как феноменологическая точка зрения;
придается особое значение уникальности каждого человеческого существа и свободе людей в выборе их собственной судьбы;
человечество рассматривается
как стремящееся к достижению
своего потенциала — достижению максимального
личностного роста без
наибольшая значимость психологии могла бы заключаться в помощи людям максимально раскрыть их потенциал психологического роста;
использование научных методов не соответствует изучению человеческих существ.
2. Общекультурное значение педагогики
В истории развития
общества складывались разные
парадигмы (примеры, образцы,
• Знаниевая парадигма — ориентирует образование и воспитание, главным образом, на усвоение знаний.
• Культурологическая
парадигма — в большей
• Технократическая
парадигма - связана с преобладанием
средств над целью образования,
• Гуманистическая
парадигма — высшей ценностью
здесь является не техника,
а человек; основывается на
гуманистических моральных
• Педагогоцентристская парадигма — рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития личности, где ведущая роль отводится педагогу.
• Детоцентристская парадигма (альтернатива педагого-центристской) — ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, на развитие их индивидуальных особенностей, способностей, интересов.
Педагогические знания способствуют практической подготовке личности к выполнению различных производственных, общественных и государственных обязанностей. Они дают представление о содержании и формах обучения (воспитания) в различных типах учебных заведений у нас и за рубежом. Дают представление о приемах воспитательного воздействия на людей при сохранении взаимопонимания и сотрудничества.
Изучение педагогики
способствует развитию умений
рефлексии (анализа) своей
Практические задания
1. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.
А. Опишите 2–3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ.
1. Студентке необходимо успокоится, сдержать эмоции.
2. Культурное обращение
к преподавателю дает
3. Обратиться за помощью к психологу.
Б. Каким, на ваш взгляд, должно
быть оптимальное поведение
2. Каждый из описанных ниже персонажей борется со
стрессом. Укажите, какой из трех стратегий он пользуется: решает проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.
А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.
ОТВЕТ: Мужчина изменяет свое отношение к травме шеи, т.е. боль дает сочувствие к другим больным людям.
Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант.
ОТВЕТ: Сотрудник решает проблему - обжаловать решение начальника, т.к. считает, что работа была сделана в полном объеме и качественно, считает что начальник не прав.
Заключение
Задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.
Таким образом, в психологии появляются все новые подходы, решения и формы; однако ни одно из этих изменений или нововведений, из какой бы частной области они ни пришли, не может миновать стадии общепсихологического анализа, инстанции испытания и проверки на принадлежность к сути данной науки.
Для того, чтобы проникнуть в сущность психологических явлений и процессов, необходимо исходить из каких-то первоначальных общих научных представлений. Чтобы иметь конкретное исследование природы и законов психических явлений, нужно отталкиваться от общих теоретических положений, представлений и философского понимания того, что же такое эти явления по своей сути. Современная научная психология исходит из того, что психические явления, процессы представляют собой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, что существует в действительности независимо от самого факта отражения.
Для овладения научно основанными психологическими знаниями необходимы ясные и чёткие представления о содержании современных психологических подходов, направлений, школ и систем.
Список литературы
Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 2008.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 2009.
Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов/под ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009.
Лукацкий М.А., Остренкова М. Е. Психология: Учебник. М.: ЭКСМО, 2007.
Психология: Учебник для гуманитарных вузов/под ред. В. Н. Дружинина. — СПб. Питер, 2007.
Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М.: «ПРОСПЕКТ», 2008.
Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г. С. Салливана // Вопр. психологии. 2009., № 3.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2010.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура: Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 2008.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2007.
Шульц Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., 2007.
Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Информация о работе Основные научные течения и школы в современной психологии