Основные отрасли психологии и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:21, реферат

Описание работы

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.
Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3
1. Психология и естественные науки………………………4
2. Психология и общественные науки………..……………6
3. Психология и технические науки……………………….9
4. Другие отрасли психологии…………………………….12
Заключение …………………………………………….…..16
Список_литературы…………………………………….…..1

Файлы: 1 файл

зал.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

Возрастному психологу приходится решать задачи, которые требуют от него знания и возрастной физиологии, и социально-психологических особенностей детских коллективов, и педагогики как искусства (техники) воздействия  на ребенка в процессе обучения и  воспитания, поэтому мы должны поместить  возрастную психологию в центр нашего треугольника.

При этом возрастной психолог, как и любой «отраслевой» специалист, решает как собственно прикладные, практические, так и теоретические  задачи.

Возрастной психолог занимается консультативной работой, поскольку  его советы часто бывают нужны  родителям, которые сталкиваются с  непослушанием ребенка, сложностями  общения с ним и т.д.

В то же время возрастная психология должна опираться на научные  исследования механизмов психического и личностного развития ребенка  на разных этапах онтогенеза.

Занимаясь подобными исследованиями, возрастные психологи вносят свой вклад  в решение проблемы движущих сил  психического развития человека в целом.

Возрастную психологию иногда называют психологией развития, считая эти понятия синонимичными.

Некоторые психологи с  этим не согласны и выделяют психологию развития в отдельную отрасль  фундаментальной психологии, считая, что она «представляет собой  более общий и теоретический  курс по сравнению с возрастной и  детской психологией, своего рода их методологическую базу».

Любая отрасль психологии имеет свою методологическую базу и  решает в той или иной форме  прикладные задачи.

Трудно представить себе, например, выделение из нейропсихологии  отдельно психологической дисциплины, специально посвященной методологии  нейропсихологических исследований.

Поэтому мы считаем, что словосочетания «психология развития» и «возрастная  психология» — синонимы.

Впрочем, проблемы психологии развития в психологической науке  разрабатываются и на более высоком  уровне абстракции — а именно в  общей психологии, которая принадлежит к собственно фундаментальным отраслям психологии.

Курсом общей психологии традиционно открывается обучение на психологических факультетах.

Чаще всего она понимается как отрасль психологии, теоретически и экспериментально изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики в деятельности человека и животных.

Как фундаментальная дисциплина она должна заниматься разработкой  самых общих вопросов психологической  науки, а именно определением ее объекта  и предмета, разработкой методологического  инструментария, включая принципы психологического познания, разработкой системы психологических  категорий, познанием наиболее общих  законов функционирования и развития психики (нормального и аномального) и т.п.

Для этой цели служат как  собственно теоретико-методологические, так и экспериментальные и  другие эмпирические исследования отдельных  аспектов изучаемой в психологии реальности, призванные подтвердить  или опровергнуть те или иные теоретические  предположения.

Результаты общепсихологических  разработок, производимых на известном  уровне абстракции, необходимы для  каждой конкретной отрасли психологической  науки — будь то патопсихология или возрастная психология; напротив, результаты исследований в конкретных отраслях психологии обобщаются в общей  психологии.

Поэтому овладение ею означает появление у каждого психолога  профессионального мировоззрения  и собственно психологического мышления.

Сверхзадачей общей психологии, как и любой фундаментальной  дисциплины, является рефлексия психологической  науки, обобщение результатов и  достижений конкретных психологических  дисциплин с целью определения  перспектив развития психологической  науки в целом.

Аналогичную задачу ставит перед собой и другая важнейшая  отрасль психологической науки  — история психологии. Для психологии эта дисциплина имеет чрезвычайно важное значение.

Историю психологии (в отличие, быть может, от истории биологии, истории  физики и т.п.) не следует воспринимать как некий «довесок» к современной психологии, который надо изучать лишь «для общего развития».

Напротив, современное состояние  психологической науки можно  охарактеризовать как «живую историю», в которой сегодня благополучно сосуществуют едва ли не все ранее  возникавшие варианты решения ее фундаментальных проблем.

История психологии, изучающая  на конкретно-историческом материале  процессы становления и развития психологии как науки, механизмы  научного творчества в психологии, причины и закономерности возникновения  и распада научных школ и т.п., также выступает формой научно-психологической  рефлексии, дополняя тем самым общую  психологию.

Таким образом, без общей  психологии и истории психологии невозможно «самопознание» (рефлексия) психологической науки, только первая решает эту задачу в синхроническом аспекте, вторая — в диахроническом.

 

 

 

 

 

 

 

Заключние  

Таким образом, для современной  психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность  на отдельные отрасли, которые нередко  весьма далеко расходятся и существенно  отличаются друг от друга, хотя и сохраняют  общий предмет исследования –  факты, закономерности, механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом  интеграции, в результате которой  происходит стыковка психологии со всеми  науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через  педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 2004.
    2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2003
    3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 2002
    4. Иванников В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- М., 2004.
    5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 2007.
    6. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 2005.
    7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2005

 

 


Информация о работе Основные отрасли психологии и их характеристика