Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:34, реферат
Например — высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Основные подходы к изучению мышления………..……………….…4
2 Основные операции мышления………………………………………………..5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..7
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ» (ФГБОУ ВПО «СГГА»)
Кафедра управления и права
РЕФЕРАТ
по предмету: «Психология»
на тему: «Основные подходы к изучению мышления»
Выполнил: ст. гр. БЭ-31
Зимин П.В.
Проверила: Макаренко Н.Н.
Новосибирск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Основные подходы к изучению мышления………..……………….…4
2 Основные операции мышления………………………………………………..5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Мышление — процесс моделирования
Например — высший этап обработки информации
В патопсихологии и
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.
Исследование мышления
требует выявления внешних
Существуют несколько методов исследования мышления.
Наблюдение. Как и при изучении остальных психических явлений, наблюдение проводится целенаправленно, по специальному плану, с фиксацией результатов, последовательностью решений или нерешений задач, протокола речевого рассуждения. При использовании этого метода сохраняется естественность деятельности, но не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности.
Эксперимент обеспечивает активное воспроизведение
изучаемого явления в специальных
условиях, что позволяет четко
выявлять причины, которые влияют на
развертывание мыслительного
Эксперимент бывает естественный и лабораторный. Естественный эксперимент — ситуация введения новых методов обучения, использования новых приборов в научном исследовании. В этих ситуациях создаются условия для существенного изменения мыслительной деятельности.
Беседа. Этот метод выявляет отношение используемого к решаемой
задаче, представление его о собственных
мыслительных процессах и оценку соответствующих
мыслительных возможностей. Беседа дополняется
наблюдениями за участником беседы. Она
квалифицируется как дополнительный,
применяемый для уточнения данных метод.
Изучение продуктов деятельности — анализ
не только речевой продукции в устной
и письменной форме, но и конкретных предметов,
анализ истории изобретений и открытий.
С помощью метода жестов выявляются различные особенности мышления.
При исследовании мышления
применяются также
• факторный анализ в изучении структуры мышления;
• корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека и др.
- Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач. Заключается она в установлении сходства и различия.
- Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объеме. Таким образом из частей целого можно мысленно создать его структуру.
- Абстракция — отвлечение
в процессе познания от
- Индукция — процесс
логического вывода на основе
перехода от частного
- Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллект связан с мышлением, которое обрабатывает информацию из внешнего мира. Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания.
Мышление формирует понятия, понимание их взаимосвязей, анализирует их, а это, в свою очередь — основа поведения, а значит — адаптации. При этом выбор поведения зависит от критичности мышления. Важно заметить, что поведение и мышление связаны только при решении определённой задачи, если её нет, поведение связано с другими механизмами. Например, поведение зависит от моральных ценностей.
Мышление связано с
Можно сделать умозаключение, что поведение и деятельность человека связаны с мышлением, поэтому под понятием «ум» мы определяем процесс мышления и его особенности.
Объективными методами
с помощью эксперимента можно
выделить компоненты, связанные с
решением умственных задач, на основе
чего его считают отдельным психичес
Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ