Основные понятия психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Кризисная ситуация в психологии возникла в начале XX века.
Основные причины, послужившие причиной возникновения кризисной ситуации в психологии:
не удавалось решить ряд научных проблем;
обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы.
Все это привело к формированию нескольких влиятельных направлений в психологии, наибольшую известность среди которых получили такие направления как бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (Фрейдизм).

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

Сибирская государственная  автомобильно-дорожная академия

(СИБАДИ)

 

Факультет заочный

Кафедра __________________

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №  ______

По дисциплине _______________________________________________

Студента ____________________________________________________

Специальность Автомобильный  транспорт

Курс ______                       Шифр ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Контрольная работа № 14

 

Раздел 1. Введение. Основные понятия психологии и педагогики

 

Задание № 1

Кризисная ситуация в психологии возникла в начале XX века.

Основные причины, послужившие  причиной возникновения кризисной  ситуации в психологии:

    1. не удавалось решить ряд научных проблем;
    2. обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы.

Все это привело к формированию нескольких влиятельных направлений  в психологии, наибольшую известность  среди которых получили такие  направления как бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (Фрейдизм).

 

Задание № 2

Дополните:

Учение – это деятельность обучающихся по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.

Учение — овладение  новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.

Учение (научение) (англ. learning) - процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. 

Учение – это совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности; система воззрений учёного, мыслителя.

 

Раздел 2. Психология познавательных процессов

 

Задание № 3

Долговременная память –  это вид памяти, обеспечивающий продолжительное  хранение информации.

Сенсорная память- это вид памяти, обеспечивающий удержание информации в памяти в течение очень короткого времени.

Кратковременная память - это вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование информации в определенных целях деятельности.

Мгновенная память - это  вид памяти, обеспечивающий мгновенное запечатление.

Произвольная память- это  вид памяти на отдельные события.

 

Задание № 4

Вставьте нужный термин, характеризующий вид памяти:

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведение зрительных образов.

Генетическая  память сохраняется в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Слуховая память связана с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков.

 

Раздел 3. Психология личности

 

Задание № 5

Метод самовоздействия на собственную психику и чувства, программирование своего поведения  и действий – это самовнушение.

 

Самоконтроль – осознание и оценка собственных действий, психических процессов и состояний

Самообязательство — следствие ответственности личности перед собой, обязательств перед обществом, коллективом, другим человеком.

Самоорганизация - это целенаправленный процесс, в ходе которого создаются условия, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно. 

Самопринуждение – это распоряжение, сделанное самому себе.

 

Задание № 6

Установите соответствие в табл. 1. между названиями эмоциональных  состояний человека и их характеристиками.

Таблица 1

Эмоциональные состояния  человека и их характеристики

Эмоциональное состояние

Характеристика эмоционального состояния

Аффект

Чрезвычайно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее  кратковременное эмоциональное  состояние, которое сопровождается видимыми изменениями в поведении  человека и выражается в бурных движениях, беспорядочной речи

Воодушевление

Характеризуется большой  силой и устремленностью к  определенной цели, возникает в тех  случаях, когда цель ясна и результаты ярко представляются как нужные, ценные. Часто переживается как чувство  коллективное

Стресс

Состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у  человека в процессе деятельности в  трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах

Страсть

Длительное и устойчивое эмоциональное состояние, характеризующееся  сильным эмоциональным наклоном. Сплав эмоций, чувств, мотивов, сконцентрированных вокруг определенной деятельности или  человека


 

Раздел 4. Психология человеческих взаимоотношений

 

Задание №7

Существует пять основных приемов избегания конфликтов, выполнение которых позволяет общаться с другими, не допуская ссор, а также конструктивно решать и достойно выходить их сложившегося конфликта. Это:

  1. помнить, что всякое неосторожное высказывание может привести к конфликту;
  2. стремиться к преодолению эгоизма;
  3. избавиться от стремления к превосходству перед другими людьми;
  4. сдерживать возникающую агрессию по отношению к другому;
  5. умение найти компромисс (Данный способ предполагает ориентацию участников конфликта на поиск взаимоприемлемого решения проблемы путем взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором никто особо не выигрывает, но и не теряет. Компромисс рекомендуется использовать в тех случаях, когда обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обе стороны может устроить временное решение).

 

Задание № 8

Дайте определение аттракции как особого вида социально психологической установки на другого человека и охарактеризуйте основные приемы аттракции.

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения  людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви.

Аттракция — это и процесс  формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и  продукт этого процесса, т.е. некоторое  качество отношения.

Основные приемы аттракции:

  1. Прием «имя собственное». 

Он основан  на произнесении вслух имени (имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. В деловых и общественных контактах способность запоминать имена всегда приводит к успеху

  1. Прием «зеркало отношения». 

Большинство людей знает, что чаще в процессе общения по-доброму  улыбаются те, кто относится к  ним с симпатией. В народе говорят, что глаза – это «зеркало души», а с учетом психологии: лицо –  это «зеркало отношения»

  1. Прием «золотые слова» 

Предполагает употребление слов и выражений, способствующих расположить людей к себе.

  1. Прием «терпеливый слушатель»

Внимательное выслушивание собеседника, обратившегося к другому собеседнику с тем или иным вопросом, приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека – потребности в самовыражении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций. 

  1. Прием «личная жизнь». 

Наблюдениями установлено, что если с человеком повести  разговор на тему его выраженного  личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.

 

Раздел 5. Содержание образования и теории обучения

 

Задание №9

Расшифруйте приведенные  ниже понятия, характеризующие основные свойства современного образования  в России:

Диверсификация -  это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями учащихся. Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Непрерывность - это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Стандартизация - это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Фундаментализация предполагает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

 

Задание №10

Дозаполните таблицу 2 характеристиками перспектив в развитии коллектива (по А.С. Макаренко)

Таблица 2

Виды перспектив в развитии коллектива

Близкая перспектива

Средняя перспектива

Далекая перспектива

выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной.

Близкой перспективой может  быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе  заключается в том, что она  должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает как приятная близкая перспектива.

заключается в проекте  коллективного события, несколько  отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая  значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы,вуза и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.


 

 

Раздел 6. Закономерности развития человека

 

Задание №11

Дайте определение понятию  «возраст» и заполните табл. 3

Возраст в психологии определяется как некоторая ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений

Возраст - это количество прожитого времени от рождения до того или иного момента жизни.

 

Таблица 3

Информация о работе Основные понятия психологии и педагогики