Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:01, контрольная работа
Кризисная ситуация в психологии возникла в начале XX века.
Основные причины, послужившие причиной возникновения кризисной ситуации в психологии:
не удавалось решить ряд научных проблем;
обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы.
Все это привело к формированию нескольких влиятельных направлений в психологии, наибольшую известность среди которых получили такие направления как бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (Фрейдизм).
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
(СИБАДИ)
Факультет заочный
Кафедра __________________
Контрольная работа № ______
По дисциплине ______________________________
Студента ______________________________
Специальность Автомобильный транспорт
Курс ______ Шифр ___________
Омск 2013
Контрольная работа № 14
Раздел 1. Введение. Основные понятия психологии и педагогики
Задание № 1
Кризисная ситуация в психологии возникла в начале XX века.
Основные причины, послужившие причиной возникновения кризисной ситуации в психологии:
Все это привело к формированию нескольких влиятельных направлений в психологии, наибольшую известность среди которых получили такие направления как бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (Фрейдизм).
Задание № 2
Дополните:
Учение – это деятельность обучающихся по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.
Учение — овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.
Учение (научение) (англ. learning) - процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида.
Учение – это совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности; система воззрений учёного, мыслителя.
Раздел 2. Психология познавательных процессов
Задание № 3
Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий продолжительное хранение информации.
Сенсорная память- это вид памяти, обеспечивающий удержание информации в памяти в течение очень короткого времени.
Кратковременная память - это вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование информации в определенных целях деятельности.
Мгновенная память - это вид памяти, обеспечивающий мгновенное запечатление.
Произвольная память- это вид памяти на отдельные события.
Задание № 4
Вставьте нужный термин, характеризующий вид памяти:
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведение зрительных образов.
Генетическая память сохраняется в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Слуховая память связана с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков.
Раздел 3. Психология личности
Задание № 5
Метод самовоздействия на собственную психику и чувства, программирование своего поведения и действий – это самовнушение.
Самоконтроль – осознание и оценка собственных действий, психических процессов и состояний
Самообязательство — следствие ответственности личности перед собой, обязательств перед обществом, коллективом, другим человеком.
Самоорганизация - это целенаправленный процесс, в ходе которого создаются условия, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно.
Самопринуждение – это распоряжение, сделанное самому себе.
Задание № 6
Установите соответствие в табл. 1. между названиями эмоциональных состояний человека и их характеристиками.
Таблица 1
Эмоциональные состояния человека и их характеристики
Эмоциональное состояние |
Характеристика эмоционального состояния |
Аффект |
Чрезвычайно сильное, быстро
возникающее и бурно |
Воодушевление |
Характеризуется большой силой и устремленностью к определенной цели, возникает в тех случаях, когда цель ясна и результаты ярко представляются как нужные, ценные. Часто переживается как чувство коллективное |
Стресс |
Состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах |
Страсть |
Длительное и устойчивое
эмоциональное состояние, характеризующееся
сильным эмоциональным |
Раздел 4. Психология человеческих взаимоотношений
Задание №7
Существует пять основных приемов избегания конфликтов, выполнение которых позволяет общаться с другими, не допуская ссор, а также конструктивно решать и достойно выходить их сложившегося конфликта. Это:
Задание № 8
Дайте определение аттракции как особого вида социально психологической установки на другого человека и охарактеризуйте основные приемы аттракции.
Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви.
Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Основные приемы аттракции:
Он основан на произнесении вслух имени (имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. В деловых и общественных контактах способность запоминать имена всегда приводит к успеху
Большинство людей знает, что чаще в процессе общения по-доброму улыбаются те, кто относится к ним с симпатией. В народе говорят, что глаза – это «зеркало души», а с учетом психологии: лицо – это «зеркало отношения»
Предполагает употребление слов и выражений, способствующих расположить людей к себе.
Внимательное выслушивание собеседника, обратившегося к другому собеседнику с тем или иным вопросом, приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека – потребности в самовыражении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций.
Наблюдениями установлено, что если с человеком повести разговор на тему его выраженного личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Раздел 5. Содержание образования и теории обучения
Задание №9
Расшифруйте приведенные ниже понятия, характеризующие основные свойства современного образования в России:
Диверсификация - это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями учащихся. Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Непрерывность - это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Стандартизация - это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Фундаментализация предполагает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Задание №10
Дозаполните таблицу 2 характеристиками перспектив в развитии коллектива (по А.С. Макаренко)
Таблица 2
Виды перспектив в развитии коллектива
Близкая перспектива |
Средняя перспектива |
Далекая перспектива |
выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает как приятная близкая перспектива. |
заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности. |
это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы,вуза и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия. |
Раздел 6. Закономерности развития человека
Задание №11
Дайте определение понятию «возраст» и заполните табл. 3
Возраст в психологии определяется как некоторая ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений
Возраст - это количество прожитого времени от рождения до того или иного момента жизни.
Таблица 3
Информация о работе Основные понятия психологии и педагогики