Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:16, статья
Значимость и уникальность детства признаются многими деятелями науки, культуры, образования. В начале XX в. прогрессивные педагоги выражали надежду на то, что предстоящее столетие станет веком ребёнка, в котором основные потребности детей займут достойное место среди основных идей цивилизации и смогут воплотиться в жизнь. Однако этот прогноз не оправдался. Напротив в настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлетворения всевозможных амбиций взрослых. Силы, разрушающие детство, принимают сегодня всё более очевидный и масштабный характер (жестокое обращение с детьми, детская наркомания, симплификация, т.е. обеднение развития ребёнка, сиротство при живых родителях, бродяжничество и т.п.
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Л. Семёнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Нижегородский государственной педагогический университет.
Значимость и уникальность детства признаются многими деятелями науки, культуры, образования. В начале XX в. прогрессивные педагоги выражали надежду на то, что предстоящее столетие станет веком ребёнка, в котором основные потребности детей займут достойное место среди основных идей цивилизации и смогут воплотиться в жизнь. Однако этот прогноз не оправдался. Напротив в настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлетворения всевозможных амбиций взрослых.
Силы, разрушающие детство, принимают сегодня всё более очевидный и масштабный характер (жестокое обращение с детьми, детская наркомания, симплификация, т.е. обеднение развития ребёнка, сиротство при живых родителях, бродяжничество и т.п.
Поэтому неслучайно Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2001-2010 гг. Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
Каким же образом применительно к современным условиям можно реализовать идею естественного права ребёнка на детство?
Как свидетельствуют психолого-
Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребёнком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей. Действий, на которые он имеет право, независимо от существующих у взрослых представлений о возможности их проявлений.
Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни.
В непосредственной связи с перечисленными потребностями ребенка находится и его потребность в доверии к окружающему миру, другим людям.
Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни.
В непосредственной связи с перечисленными потребностями ребенка находится и его потребность в доверии к окружающему миру, другим людям.
Еще одной значимой потребностью в плане полноценного развития ребенка является его потребность в новых впечатлениях, притоке информации, которая уже в дошкольном возрасте перерастает в познавательную потребность. Познавательная потребность и связанная с ней поисковая активность служат важнейшим показателем психического здоровья ребенка.
Детям быстро надоедают игрушки, которые можно употреблять только каким-то одним способом и с одной определенной целью, - так называемые квазиигрушки с четко фиксированными функциями (например, заводные и механические игрушки, которые нельзя разобрать).
С точки зрения развития познавательной активности ребенку необходим игровой материал, максимально задействующий его фантазию, позволяющий активно преобразовывать окружающий мир.
Одно из главных правил - не давать детям слишком много полностью «готовых» вещей.
Организуя жизненное пространство ребенка, важно позаботиться не только о притоке новой полезной для него информации, но также и о том, чтобы этих новых впечатлений не было слишком много, поскольку их изобилие приводит к утомлению, рассеивает и притупляет внимание, не позволяет углубиться в суть явлений.
Главное не просто подарить ребенку игрушку, а научить его играть с ней, показать разные способы использования, в том числе подтолкнуть к придумыванию игр.
Следует помнить, что новые знания совсем не обязательно предполагают наличие новых объектов; напротив, можно помочь ребенку получать новую информацию от хорошо знакомых предметов. В этом и заключается суть развития любознательности, творчества и глубины ума.
Удовлетворяя неуемную любознательность ребенка, стимулируя его активность, нельзя забывать о потребности детей в самостоятельности.
Опыт самостоятельных действий, пусть даже неудачных и ошибочных, не только развивает инициативу и ответственность, но и лежит в основе формирования способности ставить сознательные цели, предвидеть возможные последствия и стремиться к выполнению того, что намечено.
Практика общения с
Потребность детей в правилах и порядке, поисковой активности и самостоятельности неразрывно связана с ритмичной организацией их жизни.
Ритм лежит в основе как биологических, так и психических процессов человека, является одним из условий его здоровья в самом широком смысле, поскольку обеспечивает внутреннюю гармонию и равновесие.
Ритм помогает избежать быстрого наступления утомляемости, поэтому включение ритмичного элемента в педагогический процесс, и в частности в обучение, можно считать эффективным средством профилактики умственных перегрузок, нервного истощения и внутреннего напряжения дошкольников.
Необходимо помнить: ребенок, пусть даже самый маленький, - это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.