Основные приемы и методы психоаналитической терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:
психоанализ - как метод психотерапии;
психоанализ - как метод изучения психологии личности;
психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Содержание работы

Введение
………………………………………………………………
3
1.
Психоанализ. Понятие и суть
……………………………………….
4
2.
Ключевые понятия ученых и роль сновидений
…………………….
6
3.
Основные приемы и методы психоаналитической терапии
………..
13

Заключение
……………………………………………………………
16

Список литературы
…………………………

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ 1.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

………………………………………………………………

3

1.

Психоанализ. Понятие  и суть

……………………………………….

4

2.

Ключевые понятия ученых и роль сновидений

…………………….

6

3.

Основные приемы и  методы психоаналитической терапии

………..

13

 

Заключение

……………………………………………………………

16

 

Список литературы

…………………………………………………..

17


 

Введение

 

Сегодня, как и во времена  первой публикации, отзывы коллег и  ученых о З. Фрейде удивительно полярные. Здесь легко найти все: и ненависть, и преклонение, и полное отрицание, и слепое следование каждому слову. Психоанализ на протяжении почти 100 лет оказывается мишенью нападок и предметом восхищения. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа.

Цель: рассмотреть теоретические и методологические основы психоанализа.

 

 

1 Психоанализ. Понятие и суть

 

Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической  практики. Одновременно он является философским  учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:

психоанализ - как метод  психотерапии;

психоанализ - как метод  изучения психологии личности;

психоанализ - как система  научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

 

 

2 Ключевые понятия учения

 

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом

З. Фрейд рассматривает  организацию психической жизни  в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид.

Особое значение придавалось сверх-я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-я черпает энергию от ид, постольку сверх-я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Разновидностью сублимации является творчество.

Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.

Замещение – смена объекта, на который направлены чувства. Включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Напр. – срыв гнева на более слабом.)

Проекция - приписывание другим, своих, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.п.. («Никому нельзя доверять, - говорит человек, не всегда честный в своих поступках).

Рационализация – позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы. Стремление подыскать им социально одобряемое оправдание.

Изоляция – удаление инстинктивных импульсов при сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора.

В психодинамической  терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.

Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял  два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

В период первой мировой  войны Фрейд вносит коррективы в  свою схему инстинктов. Наряду с  сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена  Фрейдом в книге «Психопатология  обыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Используя понятия энергетического  подхода Фрейд выделил два  фактора возникновения невроза  – сексуальная конституция и инфантильные переживания (в них осталась фиксированной энергия либидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации:

  1. Оральная стадия (первый год жизни). Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов). Результат фиксации – получение удовольствия от курения, сарказма. Также – оральная агрессия, чувство зависимости от других.
  2. Анальная. Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой). Фиксация – выражается в двух типах индивид. особенностей: первый – подавление импульсов – ригидность, сверхпунктуальность, скупость. Второй – протест – гнев, агрессивность, бунтарство.
  3. Фаллическая (4-6 лет). Обнаружение наличия (отсутствия пениса). Эрогенная зона – гениталии. Переживание конфликта – Эдипов (Электры) комплекс. Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия пениса, зависть к пенису (влечение к отцу основывается также на этом), возложение на мать вины за его отсутствие. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений.
  4. Латентная стадия (5-6-лет). Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.
  5. Генитальная. Осознание половой принадлежности. Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта). Частные влечения подчиняются либидо.

Схема психосоциального развития личности от младенческого  возраста до стадии, на которой возникает  естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в  «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).

Роль сновидений.

Особенностью воззрения  Фрейда является также предложенный им метод дешифровки снов, с помощью  которого за видимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями  Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии, так как во время сна ослабевает контроль и запретные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон может быть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытое содержание. Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания. Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.

  • Сгущение – комбинация различных элементов, даже наложение их друг не друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся в разных местах и т.п.
  • Смещение – проявление в сновидении элемента, мало связанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать например только один предмет (элемент), который присутствовал в травмирующей ситуации.
  • Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия.

Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую  нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Информация о работе Основные приемы и методы психоаналитической терапии