Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:51, реферат
В 1960-е гг. в исследованиях потребительского поведения появились новые веяния, пришедшие из психологии. В их основу было положено понимание потребления как информационного процесса. В частности это было обусловлено появлением новых информационных технологий и их внедрения в организационную работу. Потребитель рассматривался как машина, получающая и перерабатывающая информацию для подготовки решения относительно выбора товара или услуги. Это направление в изучении потребительского поведения сомкнулось с изучением процессов познания в психологии.
Сегодняшний рынок отличается
жесткой конкурентностью и
В этой связи в последние 10-15 лет особое
значение получили исследования, связанные
с изучением различных моделей поведения
потребителей.
Для исследований потребительского поведения
с самого начала было характерно фокусирование
внимания на отдельном индивиде-потребителе,
на потребностях каждого конкретного
человека. При таком подходе потребности
клиента рассматриваются как врожденные,
а не сформированные обществом или рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя
"на крючок", предлагая товары или
услуги, удовлетворяющие эти потребности
лучше, чем предлагают конкуренты. Таким
образом, традиционные маркетинговые
исследования потребительского поведения базировались
на концепции рационального "экономического"
человека, его рационального поведения.
В 1950-е гг. в Америке вошли в моду так называемые
"мотивационные исследования", строившиеся
на глубоких интервью и тесно связанные
с традицией психоанализа, идущей от 3.
Фрейда. Однако в дальнейшем интерес к
ним спал, в связи с тем, что организациям
нужны были действующие технологии повышения
продаж организаций и завоевания новых
рынков.
В 1960-е гг. в исследованиях потребительского
поведения появились новые веяния, пришедшие
из психологии. В их основу было положено
понимание потребления как информационного
процесса. В частности это было обусловлено
появлением новых информационных технологий
и их внедрения в организационную работу.
Потребитель рассматривался как машина,
получающая и перерабатывающая информацию
для подготовки решения относительно
выбора товара или услуги. Это направление
в изучении потребительского поведения
сомкнулось с изучением процессов познания
в психологии. Первые учебники по потребительскому
поведению строились в основном в рамках
такого понимания проблемы, хотя туда
и вставлялись некоторые темы, касающиеся
культуры, субкультуры, групп, классов,
влияния семьи и личности.
В качестве базы для анализа поведения потребителей нам бы хотелось использовать модель, предложенную профессором Питером в своих исследованиях поведенческого потребления (Peter, 1996).
1. Определение
потребности клиента. Основной данного этапа в анализе поведения
потребителей - это, каким образом компании
определят его потребности. Именно на
этом этапе для себя формируются основные
направления дальнейшего действия компаний,
определяющие стратегии их работы на рынке.
Основная проблема, современных организаций,
заключается в том, что сегодня очень трудно
определить, что же на само деле потребителям
нужно.
Современные компании постоянно тратят
на это большие средства. Очень часто прямые
вопросы не приводят к желаемому результату.
Как правило, потребители заявляют, например,
что хотят низкокалорийные гамбургеры.
А когда новые бутерброды появляются,
их никто не хочет покупать. Вдруг выясняется,
что тот, кто следит за здоровьем, не ест
гамбургеры. А тот, кто их ест, совершенно
не интересуется калорийностью пищи.
Как показывает теория и практика современного маркетинга, количество проведенных маркетинговых
исследований, в конечном итоге, не приводит
к качественно новому пониманию человека
как потребителя, не приводит к выявлению
его потребностей. Как показывают современные
психологические исследования это, в частности
обусловлено тем, что все традиционные
методы исследования основаны на той или
иной форме простого сбора клиентской
информации, которая в дальнейшем интерпретируется
на основании предыдущего опыта и представлений
тех менеджеров, которые непосредственно связаны с
распространением соответствующего продукта.
В процессе этого анализа представления
менеджеров оказывают доминирующее влияние
на анализ получаемой информации, часто
приводя к недостоверным заключениям
относительно перспективности того или
иного образца продукции.
Как показывает сегодняшняя практика
психологической науки и организационной
работы, выход из сложившейся ситуации
лежит в полноценном включении клиента
в процесс сбора информации о том или ином
продукте. Наиболее ярко это продемонстрировано
на примере процесса разработки новых
продуктов, анализу которого посвящена
отдельная глава в нашем учебнике. Фактически,
речь идет о принципиально новом способе
разрешения этой ситуации, так как внедряется
и разрабатывается такая форма совместной
работы организации и клиентов, когда
обеспечивается дополнение их позиций,
а также замещения их функциональных ролей.
1. Наблюдение представляет собой метод
сбора информации посредством систематического
описания поведения наблюдаемых. При этом не производится никакого контроля
над теми факторами, которые влияют на
процесс, находящийся под наблюдением.
Наблюдение может проводиться как открыто,
так и скрытно. Поскольку осведомленность
объекта исследования о нахождении его
под наблюдением может повлиять на его
поведение и в этом случае может расцениваться
как установление с ним контакта, на практике,
как правило, проводятся скрытые наблюдения.
При этом в качестве орудия исследования
используются скрытые камеры и специальные
зеркала.
К достоинствам этого метода относятся,
во-первых, его простота и, следовательно,
относительная дешевизна, а, во-вторых, исключение искажений, вызываемых контактами объектов с исследователями.
Основной недостаток этого метода состоит
в том, что он не позволяет однозначно установить
внутренние мотивы поведения объектов наблюдения и процессы принятия
ими решений, а следовательно, они могут
быть неправильно истолкованы наблюдателями.
Кроме того, наблюдение
как метод исследования не может распространяться
на разные ситуации, т.е. не может гарантировать
получение достоверных данных. Поэтому
обычно наблюдение применяется в основном
при проведении исследований, носящих
предварительный характер, направленных
на конкретизацию проблем, стоящих перед
исследователями.
2. Эксперимент представляет собой метод
сбора информации по установлению причинно-следственных
связей, путем изменения одних условий
и фиксирования других условий.
Целью исследования, проводимого с помощью
эксперимента, является, как правило, установление
причинно-следственных связей между факторами
маркетинга и поведением исследуемых
объектов.
Для обеспечения достоверности результатов
эксперимента значения всех факторов,
кроме исследуемого, должны оставаться
неизменными. При необходимости исследования
нескольких факторов может потребоваться
серия экспериментов.
К достоинствам этого метода относятся,
прежде всего, его объективный характер, возможность установления причинно-следственных
связей между факторами маркетинга и поведением
исследуемых объектов, а также выделение
отдельных переменных в качестве причин
определенного явления.
Недостатки такого метода заключаются
в трудности контроля над всеми
факторами маркетинга в естественных условиях,
с одной стороны, и сложности воспроизведения
обычного поведения человека в лабораторных условиях, с другой стороны.
Кроме того, проведение эксперимента сопряжено,
как правило, с гораздо большими издержками,
чем наблюдения, и особенно при необходимости
исследования нескольких факторов маркетинга.
Кроме того, в условиях проведения эксперимента
часто нет возможности использовать результаты
исследования других условиях работы.
3. Опрос, под которым понимается метод
сбора информации, путем установления
контактов с объектами исследования.
В качестве орудия исследования методом
опроса используется анкета, представляющая
собой вопросник, предусматривающий фиксацию
ответов.
Достоинство этого метода состоит, прежде
всего, в практически неограниченной области
его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные
не только о текущем поведении объекта,
но ипредположительно о его поведении в прошлом
и намерениях в будущем.
К недостаткам этого метода относится
относительно большая трудоемкость и
значительные затраты на проведение опросов,
а также возможное снижение точности полученной
информации, обусловленное неправильными или искаженными
ответами.
Длительность фокус-групп в зависимости от цели исследования колеблется
от 1,5 до 3,5 часов. Как правило, для их проведения
выбирается время, наиболее удобное для
респондентов.
Участие в группе - это довольно интенсивная
умственная нагрузка для участников, поэтому
очень важно, чтобы они пришли на дискуссию
отдохнувшими, успокоенными и даже сытыми.
Стандартное количество участников фокус
группы 7-9 человек (меньше - зауженный спектр
мнений, больше - потеря контроля над проведением
дискуссии).
Критерии отбора участников для фокус-группы
определяются целями исследования и зависят
от множества факторов конкретной ситуации:
социально-демографических, ста
Информация о работе Основные психологические факторы, определяющие поведение потребителей