Основные психологические концепции и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 03:51, доклад

Описание работы

Наука психология создала немало школ, направлений, концепций. Отношение к ним было разное, вплоть до отрицания. Так, от советской психологии идеологические работники постоянно требовали монотеистического подхода к изучению и интерпретации психических явлений.
Объективная психология - психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенционных правилах фиксации психических явлений.

Файлы: 1 файл

Доклад психологи.docx

— 20.23 Кб (Скачать файл)

Основные  психологические концепции и  школы

 

Наука психология создала  немало школ, направлений, концепций. Отношение  к ним было разное, вплоть до отрицания. Так, от советской психологии идеологические работники постоянно требовали  монотеистического подхода к  изучению и интерпретации психических  явлений.

  • Объективная психология - психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенционных правилах фиксации психических явлений. К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и т.д. Из этой школы берут начало другие направления в психологии.
  • Интроспективная психология охватывает ряд направлений. Общим у них является то, что все они пользуются основным методом изучения психики - методом самонаблюдения, т.е. наблюдения человека за собственным сознанием.Одним из направлений интроспективной психологии является учение о "внутреннем опыте", с позиции которого психические явления познаются принципиально иным способом, чем материальные (Дж. Локк (1632 - 1704), Р. Декарт (1596-1650) и др.). Интроспективную психологию следует рассматривать как важный этап в развитии науки. В конце концов, почти все современные психологи считают сознание совокупностью феноменов, часть которых можно изучать с помощью самонаблюдения, т.е. интроспекции (от лат. introspectare - смотрю внутрь).
  • Ассоциативная психология берет свое начало от древней философии. В рамках этого направления психические явления объяснялись преимущественно посредством понятия ассоциации. Еще Аристотель высказал мнение, что психические явления сочетаются, по сути, сходством и контрастностью. Это направление в психологии существовало довольно долго. Более поздние исследования побудили отказаться от его абсолютизации, особенно в отношении мышления, психологического обоснования обучения и др. Так, было доказано, то что построенное на ассоциативной теории обучения дает репродуктивные знания. Но положение представителей ассоциативной психологии плодотворно используются в современной психологии, например, при объяснении некоторых механизмов памяти в психоанализе.Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживались теории "элементарности", согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминания т.п.), а эти элементы объединяются по законам ассоциаций.
  • Психоаналитический подход разработал 3. Фрейд (1856-1939) в конце XIX - начале XX века, сперва для лечения психических заболеваний, а затем применил для построения гипотез и теорий по психологии, в частности для объяснения роли бессознательного в жизни человека.
  • Объективная психология - психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенционных правилах фиксации психических явлений. К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и т.д. Из этой школы берут начало другие направления в психологии.
  • Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - направление в американской психологии, представители которой отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878 - 1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективных явлениях. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятия образы, мышление, чувства и т.д. Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции.
  • Необихевиоризм возник в 30-х годах XX века, принял главные положения бихевиоризма, согласно которым предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды (схема S - R).
  • Гештальтпсихология (от нем. gestalt - целостная форма, образ) - одно из направлений в психологии 20-30-х годов XX века, созданных М. Вертгеймером (1880-1943), В. Келером (1887-1967), К. Каффкой( 1886 - 1941) и другими немецкими психологами.
  • Психологическая школа, связанная с деятельным подходом, была создана в бывшем Советском Союзе. Эта школа строилась на принципах развития, предметности и историзма. Представители этой школы творчески обрабатывали идеи иностранных ученых, в частности швейцарского психолога, философа и логика Ж. Пиаже (1896-1980) о операционной концепции интеллекта. Немало разработок этой школы имеют определенную научную ценность.
  • Гумаманистическая психология возникла в начале 50-х годов XX ст. Представители этого направления - американские психологи А. X. Маслоу (1908-1970) и К. Роджерс (1902-1982) и др. сосредотачивали внимание на автономности, самоактуализации, самосовершенствовании, свободе выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностям и т.п.В центре внимания гуманистической психологии - проблемы личности, ее развитие.
  • Когнитивная психология (от лат. cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому. Значительное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии произвела теория информации и исследования в области искусственного интеллекта.
  • Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) - направление, основанное на принципах гуманистической психологии и смысле бытия человека, связанного с проблемами стресса и тревоги.Представители этого направления считают, что основными в психологии должны быть проблемы времени, жизни и смерти человека; ее свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одинокости человека; смысла жизни и поиск этого смысла.Экзистенциальный психоанализ направлен на рассмотрение человеческого бытия, на осмысление человеческой реальности через будущее, а не прошлого.
  • Функциональная психология ориентируется на исследование приспосабливающихся функций психики. Она возникла в США в конце XIX в. В последствии дифференцировалась, выделив несколько течений, возглавляемых Т. А. Рибо (1839-1916) во Франции, Н. Н. Ланге (1858 - 1921) в Украине, и др. Все они определяли психологию как науку о функциях сознания.
  • Топологическая психология - направление гештальтпсихологии, разработанное немецким и американским психологом К. Левином (1890 - 1947), согласно которым описание поведения человека во внешнем мире можно сделать с помощью математических понятий топологии, одного из разделов математики, которая изучает те свойства фигур, которые не изменяются при любых деформациях.
  • Концепция психологии народов - одно из направлений в социальной психологии. Возникло в Германии в середине XIX ст. Согласно этой концепции главной движущей силой истории является народ, "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, воспитании, языке, мифах, легендах, обычаях и т.п.
  • Концепция отношений личности.Разработана украинским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917) и российским психологом В. М. Мясищевим (1892-1972). Согласно этой концепции психологическим ядром личности является ее сознательно-избирательное отношение к действительности.
  • Программно-ролевая концепция научного коллектива касается коллективной научной деятельности.
  • Концепция поэтапного формирования умственных действий разработана российским и украинским психологом Б. Я. Гальперин (1902 - 1988); связана с учением о создании у человека действий, образов и понятий.

 


Информация о работе Основные психологические концепции и школы