Основные психологические свойства деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

О деятельности в другом смысле говорят применительно уже не к органу (в данном случае – мозгу), а к человеку как субъекту деятельности. Здесь надо различать процесс и деятельность. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Так, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, когда, словом, выступает личностный (а это прежде всего значит мотивационный) план мыслительной деятельности.

Содержание работы

1. Введение. Понятие и виды деятельности человека ___________________
3
2. Основные общепсихологические свойства деятельности ______________
4
3. Мотивационная теория А.Маслоу _________________________________
6
4. Психика и деятельность _________________________________________
7
5. Заключение ____________________________________________________
11
6. Список литературы ___________________________________

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ-1.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

Акт человеческой деятельности – это сложное образование, которое, не будучи только психическим процессом, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и т.д., внутри себя включает психологические компоненты. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Бихевиористское понимание поведения должно быть так же радикально преодолено, как и интроспективное понимание сознания.

Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание. Действие, далее, становится поступком по мере того, как и отношение действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям как субъектам, поднявшись в план сознания, т.е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание. Генезис поступка самосознания – это сложный, обычно внутренне противоречивый, но единый процесс, так же единым процессом является генезис действия как сознательной операции и генезис самого предметного сознания. Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок). Ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действия или актов поведения, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекания. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия. Преодоление бихевиористской концепции поведения является вместе с тем и преодолением интроспективной концепции сознания.

 

5. Заключение

 

Наша психология включает, таким образом, в область своего изучения и определенный, а именно психологический аспект или сторону деятельности или поведения. Путь нашей психологии не может заключаться в том, чтобы вернуться к изучению психики, оторванной от деятельности, существующей в замкнутом внутреннем мире. Ошибка поведенческой психологии заключалась не в том, что она и в психологии хотела изучать человека в деятельности, а в том, как она понимала эту деятельность, и в том, что она хотела деятельность человека в целом подчинить закономерностям биологизированной психологии. Психология не изучает поведение в целом, но она изучает психологические особенности деятельности. Наше понимание деятельности, психологические особенности которой изучает психология, при этом так же радикально отличается от механистического понимания поведения, как наше понимание психики от ее субъективно-идеалистической трактовки.

Решение вопроса не может  заключаться в том, чтобы дать "синтез" одной и другой концепции. Такой "синтез", поскольку он утверждал  бы, что нужно изучать и деятельность и сознание, объективное обнаружение  поведения и, помимо того, его субъективное выражение, фактически неизбежно привел бы к объединению механистического понимания деятельности с идеалистическим  пониманием сознания. Подлинного единства сознания и поведения, внутренних и  внешних проявлений можно достигнуть не внешним, механическим объединением интроспективного идеалистического учения о сознании и механистического бихевиористского учения о поведении, а лишь радикальным преодолением как одного, так и другого.

Единство сознания и поведения, внутреннего и внешнего бытия  человека раскрывается для нас в  самом их содержании.

Всякое переживание субъекта всегда и неизбежно является, как  мы видим, переживанием чего-то и знанием  о чем-то. Самая внутренняя его  природа определяется опосредованно  через отношение его к внешнему, объективному миру. Я не могу сказать, что я переживаю, не соотнеся своего переживания с объектом, на который оно направлено. Внутреннее, психическое неопределимо вне соотнесения с внешним, объективным.

С другой стороны, анализ поведения  показывает, что внешняя сторона  акта не определяет его однозначно. Природа человеческого поступка определяется заключенным в нем  отношением человека к человеку и  окружающему его миру, составляющим его внутреннее содержание, которое  выражается в его мотивах и  целях. Поэтому не приходится соотносить поведение как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представляет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы:

1. С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии: Издательство "Питер", 2000.

2. Общая психология / Под ред. Карпова. М.,2002.

3. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших  учебных заведений. М., 2001.

4. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности, учебно-методическое пособие.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.

 

 

 


Информация о работе Основные психологические свойства деятельности