Основные свойства и феномены восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 05:23, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: раскрытие сущности и свойств таких двух важных познавательных психических процессов как ощущение и восприятие.
Задачи:
- дать определение понятиям «восприятие» и «ощущение»;
- показать взаимосвязь и различие этих психических процессов;
-изучить свойства ощущения и восприятия.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................
3
1.Ощущение как познавательный психический процесс.....................................
4
1.1. Понятие ощущения..................................................................................
4
1.2. Психофизиологические характеристики ощущений............................
5
1.3. Виды ощущения.......................................................................................
6
2. Основные свойства и феномены восприятия....................................................
10
2.1. Понятие восприятия................................................................................
10
2.2. Виды восприятия.....................................................................................
11
2.3. Основные свойства восприятия.............................................................
15
2.4. Отличие восприятия от ощущений........................................................
18
Заключение......................................................................................................
21
Список используемой литературы................................................................
23

Файлы: 1 файл

Психология Тема 7 Ощущение и восприятие.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, восприятие является сложной воспринимающей деятельностью субъекта. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности обусловил целый ряд свойств этой деятельности, о которых мы уже говорили выше. Эта деятельность складывается из совместной работы многих органов чувств, в результате чего является представление о предмете или явлении. Воспринимающая деятельность захватывает все уровни психической деятельности человека.

 

2.4. Отличие восприятия от ощущений

 

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный  и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

«Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящее время называется в психологии восприятием».22 «Результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием».23

«Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия».24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом,  щщущение и восприятие являются психическими процессами, на основании которых мы осваиваем окружающий мир, познаем его, учимся правильно вести себя в нем, изменять свое поведение в соответствии с изменениями, происходящими в реальной действительности.

Ощущение - простой психический процесс. Он тесно связан с деятельностью органов чувств, при этом каждый вид ощущения связан с каким-либо конкретным органом. Ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах и качествах предметов и явлений. Так посредством ощущений мы узнаем информацию о цвете, форме, вкусе, размере, температуре, качестве поверхности предмета. Различают интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Они несут информацию, как из внешнего мира, так и изнутри человеческого организма. Также ощущения делят на контактные и дистантные. Это зависит от того, как происходит взаимодействие с раздражителем, вызывающим ощущение. В зависимости от органа чувств, с которым связано ощущение, они также делятся на зрительные, осязательные, вкусовые, слуховые, обонятельные.

Ощущения являются основой еще одного психического процесса - восприятия. Восприятие - процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Основные свойства образа - константность, предметность, целостность, обобщенность - свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность - от изменений физических условий наблюдения, предметность - от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность - от искажения и замены частей фигуры, обобщенность - от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность - это константность внутри класса, целостность - структурная константность, а предметность - семантическая константность.

Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.

Таким образом, наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны - наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1991. – 317 с.

2..Богословский В.В. «Общая психология», М.: «Просвещение», 2001. – 318 с.  

3. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимов В.В., Михалевская М. Б. Психология ощущения и восприятия. Изд.: АСТ, 2009. – 267 с.

4. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 464 с.

5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009. - 337 с.

6.Карпова А.В. Общая психология. Учебни. - М.: Гардарики, 2004. - 319 с.

7.Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. - Л.: ЛГУ, 1990. – 267 с.

8.Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. Учебное пособие. - М.: Прогресс, 2005. - 208 с.

9.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.  М.: Смысл, 2011. - 511 с.

10.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. -  583 с.

11. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 688 с.

12.Общая психология: учеб. пособие / Л. А. Вайнштейн.  Мн.: Тесей, 2010. - 368с.

13.Общая психология: Курс лекций  / Сост. Е.И. Рогов.  М., 2012. – 404 с.

14.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека.  М., 2005. - 389 с.

15.Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия.  СПб., 2010. – 468 с.

16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -  720 с.

17. Рок И. Введение в зрительное восприятие. - М., 1990. – 140 с.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2000 – 736 с.

 

 

 

 

 

1 Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1991. – С.37.

2 Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – С. 288.

3 Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Психология ощущения и восприятия. Изд.: АСТ, 2009. – С.67.

4 Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2000 – С.136.

5 Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1991. – С.49.

6 Карпова А.В. Общая психология.- М.: Гардарики, 2004. – С.119.

7 Общая психология: учеб. пособие / Л. А. Вайнштейн.  Мн.: Тесей, 2010. – С.168.

8 Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1991. – С.52.

9 Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1991. – С.117.

10 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -  С.220.

11 Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – С. 296.

12 Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Психология ощущения и восприятия. Изд.: АСТ, 2009. – С.112.

13 Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. - Л.: ЛГУ, 1990. – С. 121.

14 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека.  М., 2005. – С.189.

15 Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.- М.: Прогресс, 2005. – С. 108.

16 Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Психология ощущения и восприятия. Изд.: АСТ, 2009. – С.124.

17 Психология личности в трудах отечественных психологов.  СПб., 2010. – С. 290.

18 Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.- М.: Прогресс, 2005. – С. 116.

19 Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Психология ощущения и восприятия. Изд.: АСТ, 2009. – С.132.

20 Дубровина, И.В. и др. Психология. – М.: Просвещение, 2009. – С.264.

21 Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.- М.: Прогресс, 2005. – С. 124.

22 Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Психология ощущения и восприятия. Изд.: АСТ, 2009. – С.144.

23 Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.- М.: Прогресс, 2005. – С. 142.

24 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.  М.: Смысл, 2011. – С. 311.

 


 



Информация о работе Основные свойства и феномены восприятия