Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:09, курсовая работа
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды
А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой
проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием”
раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы
работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления,
способностей, речи и т.д.
В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как
оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как
искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.
1.6. Идеал личности.
а) Человек
· гуманист
· демократ
· труженик
· интеллигент
· творческая личность
· оптимист
· борец за социальную справедливость
б) Качества мужчины
· привлекательность
· верность
· мужественность
· мастеровитость
· деликатность
· взаимопонимание
в) Качества гражданина
· коллективизм
· интернационализм
· патриотизм
· национальная честь и достоинство
· совесть
· мужество
· ответственность
г) Качество женщины
· обаятельность
· верность
· женственность
· хозяйственность
· уступчивость
· взаимопонимание
д) Черты специалиста
· профессиональная компетентность
· высокая работоспособность
· организованность и деловитость
· деловое сотрудничество и самодисциплина
· требовательность к себе и другим
· культура труда и бережливость
· потребность к самообразованию,
· в самосовершенствовании.
1.7. Материалы по самопознанию школьника.
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого
себя”.
Что дает человеку знание самого себя ?
1. Объективно оценить
себя, свои возможности и
определить цели жизни.
2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения
жизненных планов.
3. Определить свое
призвание, безошибочно
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих;
скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств,
неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
· если критикует один - задумайтесь,
· если два - проанализируйте свое поведение,
· если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе
требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и
желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в
том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового
смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные
надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и
список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение
недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может
быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня
оказалась в кризисной
общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы
и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.
Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к
быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности.
Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на
личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости
самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования
личности будет протекать более эффективно.
2. Специальная часть
Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим
усовершенствованием, а значит была вынесена и теория самовоспитания. Но, так
как все в мире
пребывает в непрерывном
своей дальнейшей корректировке.
Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести
дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как
анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате
анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя интервью
узнала, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания,
ведется ли систематическая работа по формированию потребности в
самовоспитании.
Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.
2.1. Интервью с классными руководителями
Классным руководителям были заданы следующие вопросы:
1. Ведется
ли Вами систематическая
самовоспитании?
2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?
3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии
и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-
выраженную установку на самовоспитание?
4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?
5. Существуют
ли у Вас собственные
потребности в самовоспитании?
После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.
Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори недостаточно
подготовлены по вопросам теории и методики руководства самовоспитанием
учащихся, слабо ведется систематическая работа по формированию потребности в
самовоспитании и привитию соответствующих наыков поведения.
Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо
представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают
подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в
которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток
каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.
Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по
руководству процессом самовоспитания.
Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой
следующие задачи:
1. Стимулировать
у учащихся интерес к
желание совершенствовать себя как личность.
2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.
3. Вооружить
учащихся методикой
Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в
процессе руководства самовоспитанием:
I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе
положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.
II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей
жизни, познание своих
положительных качеств и
учащихся есть желание стать лучше).
III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при
условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от
чего избавиться).
IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с
организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера,
качеств личности.
V этап – самоконтроль.
Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование
нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без
формирования правильных
представлений о моральных
уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое
поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и
достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие
воспитательные беседы:
1. Что в человеке главное?
2. Что мы знаем о себе?
3. Кто добивается цели?
4. Сотвори себя сам.
5. Как создавать характер?
6. О привычках полезных и вредных.
7. Как преодолеть свои недостатки?
8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?
10. Что такое самовоспитание?
11. Можно ли изменить свой характер?
12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.
13. Как создавать характер?
14. Принципиальность и равнодушие.
15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.
Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих
уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей, большое
внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует письма А.П.
Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному самовоспитанию; личные
правила по самовоспитанию, составленные Ушинским. Живой интерес у школьников
вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его требовательность к
себе и своим произведениям, знакомство с его программой самовоспитания.
Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями
организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень
нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно чаще.
Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”,
“Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.
В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых ученики
читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.
Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные беседы с
учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у подростков появляется
чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых
они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют
особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и
учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать
готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны
заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в
необходимость и
возможность преодоления
Собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании
существуют почти
у каждого классного
проводит со своими учениками диспуты на темы:
1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?
2. Подвиг – мгновение или жизнь?
3. В чем красота человека?
4. Кто оставляет добрый след в жизни?
5. Всякое ли дело может быть интересным?
6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?
7. Как стать интересным человеком?
8. Какого человека можно назвать красивым?
9. Хочу и надо.
10. Имеет ли человек право жить с недостатками?
11. В человеке все должно быть прекрасно.
Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и
способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений,
споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков
самоконтроля.
На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как требуют
определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.
Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или
письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о
нравственных представлениях у школьников.
Вопросы могут быть такого характера:
1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой
человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему
человеку, плохому человеку.
2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?
3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то
недостатков, назовите от каких?
4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?
5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?
6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это
делаете?
Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает
учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:
1. Твой внешний вид.
2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты
мечтаешь?).
3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя
получается лучше, какие книги ты читаешь?).
4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие
виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую
обязанность в семье?).
5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми
ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой,
киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих
тебя людей больше:
положительных или
Одним из средств является составление планов работы над собой и программ,
которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса
самовоспитания.
Информация о работе Основные труды по проблемам самовоспитания