Основные труды по проблемам самовоспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды
А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой
проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием”
раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы
работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления,
способностей, речи и т.д.
В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как
оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как
искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Файлы: 1 файл

Миллионы лет существует мир.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)

 

1.6. Идеал личности.

а) Человек

·     гуманист

·     демократ

·     труженик

·     интеллигент

·     творческая личность

·     оптимист

·     борец  за социальную справедливость

б) Качества мужчины

·     привлекательность

·     верность

·     мужественность

·     мастеровитость

·     деликатность

·     взаимопонимание

в) Качества  гражданина

·     коллективизм

·     интернационализм

·     патриотизм

·     национальная честь и достоинство

·     совесть

·     мужество

·     ответственность

г) Качество женщины

·     обаятельность

·     верность

·     женственность

·     хозяйственность

·     уступчивость

·     взаимопонимание

д) Черты специалиста

·     профессиональная компетентность

·     высокая  работоспособность

·     организованность и деловитость

·     деловое  сотрудничество и самодисциплина

·     требовательность к себе и другим

·     культура труда и бережливость

·     потребность  к самообразованию,

·     в  самосовершенствовании.

1.7. Материалы по  самопознанию школьника.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого

себя”.

Что дает человеку знание самого себя ?

1. Объективно оценить  себя, свои возможности и способности.  Исходя из этого,

определить цели жизни.

2. Не допускать  ошибок, разочарований, необоснованных  претензий, крушения

жизненных планов.

3. Определить свое  призвание, безошибочно выбрать  профессию.

4. Не претендовать  на особое внимание к себе  со стороны окружающих;

скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины  неприятности в себе, а не в  других.

    

Пути самопознания

 

1. Судите о себе  по делам. Успех в работе - это  показатель ваших достоинств,

неудачи - характеризуют  ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя  с другими, но не с теми, кто  хуже, а с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь  к критике в свой адрес:

·     если критикует один - задумайтесь,

·     если два - проанализируйте свое поведение,

·     если три - переделывайте себя.

4. Сравнивайте свое  мнение с мнением о вас со  стороны. Относитесь к себе

требовательнее, чем  к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих  к работе над собой и

желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в

том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового

смысла, чтобы ставить  себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные

надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности  в своих силах.

Каждый из нас  может составить список черт, которые  следовало бы усилить, и

список черт, которые  следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение

недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может

быть целью самовоспитания.

Молодежь сегодня  оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы

общественного строя  и нравственных идеалов, рухнули  многие традиционные нормы

и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к

быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности.

Все эти факторы  оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на

личность ученика. По этому, если убедить учащихся в  необходимости

самовоспитания и  помочь им в его организации, то процесс  формирования

личности будет  протекать более эффективно.

                              2. Специальная часть                             

Из жизненного опыта  вынесена необходимость каждому  человеку заниматься своим

усовершенствованием, а значит была вынесена и теория самовоспитания. Но, так

как все в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в

своей дальнейшей корректировке.

Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести

дополнения, я посчитала  нужным провести такие методики исследования как

анкетирование и  интервьюирование. По материалам, собранным  в результате

анкетирования я  увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя интервью

узнала, как классные руководители занимаются проблемой  самовоспитания,

ведется ли систематическая  работа по формированию потребности  в

самовоспитании.

Свое исследование я проводила в средней школе  №3 г. Полярные Зори.

2.1. Интервью с  классными руководителями

Классным руководителям  были заданы следующие вопросы:

1.   Ведется  ли Вами систематическая работа  по формированию потребности  в

самовоспитании?

2.   Стараетесь  ли Вы привить учащимся нормы  морали? Что для этого делается?

3.   Проводятся  ли в Вашем классе беседы, диспуты,  вечера, встречи, экскурсии

и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-

выраженную установку  на самовоспитание?

4.   Проводите  ли Вы индивидуальные беседы  с учащимися?

5.   Существуют  ли у Вас собственные программы  по формированию у детей

потребности в самовоспитании?

После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.

Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори недостаточно

подготовлены по вопросам теории и методики руководства  самовоспитанием

учащихся, слабо ведется  систематическая работа по формированию потребности в

самовоспитании и  привитию соответствующих наыков поведения.

Для руководства  самовоспитанием, по моему мнению, учителю  необходимо

представлять структуру  компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают

подростка работать над собой, важно помочь найти  такую деятельность, в

которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток

каких-либо важных качеств  и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.

Классные руководители, работающие в школе много лет  имеют свои программы по

руководству процессом  самовоспитания.

Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой

следующие задачи:

1.   Стимулировать  у учащихся интерес к собственному  внутреннему миру,

желание совершенствовать себя как личность.

2.   Вооружить  школьников системой знаний по  вопросам самовоспитания.

3.   Вооружить  учащихся методикой самовоспитания.

Целенаправленная  работа в данном плане позволила  выделить следующие этапы в

процессе руководства самовоспитанием:

     I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе

положительные качества личности, избавиться от отрицательных  качеств.

     II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей

жизни, познание своих  положительных качеств и недостатков (при условии, что у

учащихся есть желание  стать лучше).

     III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при

условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать  в себе и от

чего избавиться).

     IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с

организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых  черт характера,

качеств личности.

     V этап – самоконтроль.

     Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование

нравственного опыта  невозможно без глубокого понимания  норм морали, без

формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны

уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и  оценивать свое

поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и

достоинства. Для  этого в течении работы с детьми использовались такие

воспитательные беседы:

1.   Что в  человеке главное?

2.   Что мы  знаем о себе?

3.   Кто добивается  цели?

4.   Сотвори  себя сам.

5.   Как создавать  характер?

6.   О привычках  полезных и вредных.

7.   Как преодолеть  свои недостатки?

8.   Мои недостатки  – мои враги, мои достоинства  – мои друзья.

9.   Каковы преимущества  дисциплинированного человека?

10. Что такое самовоспитание?

11. Можно ли изменить  свой характер?

12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.

13. Как создавать  характер?

14. Принципиальность  и равнодушие.

15. О самовоспитании  трудолюбия и борьбе с ленью.

     Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих

уроках она часто  проводит беседы, диспуты о жизни  замечательных людей, большое

внимание уделяет  методам их работы над собой. Например использует письма А.П.

Чехова брату Николаю  и его рекомендации по нравственному  самовоспитанию; личные

правила по самовоспитанию, составленные Ушинским. Живой интерес  у школьников

вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его  требовательность к

себе и своим  произведениям, знакомство с его  программой самовоспитания.

Для повышения нравственного  уровня учащихся классными руководителями

организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям  очень

нравятся встречи  с поэтами и учителя стараются  приглашать их как можно чаще.

Организуются такие  внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”,

“Поле чудес”, “Колесо  истории”, “Угадай мелодию”.

В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых ученики

читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.

Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные беседы с

учащимися играют большую  роль, особенно тогда, когда у подростков появляется

чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых

они начинают анализировать  собственное поведение. Такие беседы требуют

особого педагогического  такта, полного доверия и уважения между учителем и

учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать

готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны

заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в

необходимость и  возможность преодоления отрицательного в себе.

Собственные программы  по формированию у детей потребности  в самовоспитании

существуют почти  у каждого классного руководителя. Например Кустова А.П.

проводит со своими учениками диспуты на темы:

1.   Можем ли  мы совершать большие и нужные  дела?

2.   Подвиг –  мгновение или жизнь?

3.   В чем  красота человека?

4.   Кто оставляет  добрый след в жизни?

5.   Всякое ли  дело может быть интересным?

6.   Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

7.   Как стать  интересным человеком?

8.   Какого человека  можно назвать красивым?

9.   Хочу и  надо.

10. Имеет ли человек  право жить с недостатками?

11. В человеке все  должно быть прекрасно.

Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и

способствуют выявлению  их готовности к самовоспитанию. В  ходе обсуждений,

споров формируются  моральные оценки, что способствует утверждению навыков

самоконтроля.

На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как требуют

определенного уровня самосознания и предварительной  подготовки.

Некоторые классные руководители используют в работе вопросник  для устных или

письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель  может сделать вывод о

нравственных представлениях у школьников.

Вопросы могут быть такого характера:

1.   Иногда, характеризуя  человека, говорят: “хороший человек”, “плохой

человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему

человеку, плохому  человеку.

2.   Согласны  ли вы с мнением, что каждый  человек может быть хорошим?

3.   Довольны  ли вы собой или считаете  необходимым освободиться от  каких-то

недостатков, назовите от каких?

4.   Каким вы  хотели бы видеть себя через  5 – 10 лет?

5.   Кто является  для вас образцом жизни и  поведения?

6.   Стремитесь  ли вы уже сейчас воспитывать  желаемые качества и как это

делаете?

     Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает

учащимся схему  самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:

1.   Твой внешний  вид.

2.   Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты

мечтаешь?).

3.   Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя

получается лучше, какие книги ты читаешь?).

4.   Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие

виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую

обязанность в семье?).

5.   Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми

ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой,

киногерой? Кому и  в чем ты хотел бы подражать? Каких  качеств у окружающих

тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

Одним из средств  является составление планов работы над собой и программ,

которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса

самовоспитания.

Информация о работе Основные труды по проблемам самовоспитания