Основные закономерности психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:04, реферат

Описание работы

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Для каждого психологического свойства есть свой специфический период, когда целесообразнее всего начинать его формирование. Поэтому не случайно, что процесс развития психики носит этапный характер, каждый из которых характеризуется, как самостоятельная стадия развития.
Данная работа направлена на рассмотрение и изучение основных закономерностей психического развития человека.

Содержание работы

Введение 3
1.Факторы психического развития человека 4
2.Периодизации психического развития 7
2.1. Периодизации когнитивного развития 10
2.2. Теория развития З. Фрейда 15
2.3. Теория деятельности А.Н. Леонтьева 18
Вывод 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат основны закономерности психического развития.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Комплекс Эдипа может  быть рассмотрен как необходимый этап психосексуального развития ребенка. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и о другом, то есть должно быть представление не только о мужском, но и о женском. Возникающая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения форм поведения, ролей, способов выражения чувств другого пола. Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам, свойственным его полу, но и сравнивает их со свойственными другому.

Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций (когда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может обусловить в дальнейшем выбор партнера как заместителя родителя (жена-мать, муж-отец).

4. Латентный  период (от 6 до 11 лет). Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Характерно явное снижение сексуальной активности и интересов к сексуальным вопросам. Центральными моментами данного этапа становятся обучение и социализация. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные каждому полу. Фрейд не указывает на возможности фиксации на этой стадии развития. Однако можно предположить, что недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к фиксации в виде психического инфантилизма, неадекватного понимания своей половой роли и половой роли противоположного пола.

5. Генитальная  стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола. Человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить. Любить другого человека ради него самого, а не потому, что он соответствует подсознательным установкам, сложившимся в результате фиксаций на предыдущих стадиях.

Теория Фрейда сводит все богатство человеческой личности к психосексуальному развитию. Однако, занимая важное место в человеческой жизни, психосексуальное развитие не может служить единственным стержнем личностного становления. [1, 226]

Ограничения концепции  развития личности Фрейда были компенсированы в теории развития «эгоидентичности» (тождественности «Я») последователя Фрейда Э. Эриксона. Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития существуют стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит всю жизнь. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса данной стадии будет определять возможность последующего расцвета личности.

 

2.3. Теория деятельности  А.Н. Леонтьева.

 

Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

А.Н. Леонтьев выделял 7 стадий развития психики ребенка. Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев). Ребенок рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущение положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а так же многие элементарные рефлексы.  Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается. В состоянии покоя ребенок сохраняет эмбриональную позу, тем ни менее стадия новорожденного являться первой стадией, на которой начинается формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное – особенно интенсивно формируется сфера ощущений.

В возрасте трех – четырех недель у ребенка  начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется более сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия. [2, 102]

Ранний  младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие.  Начинается все с попыток ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией. В возрасте 5-6 месяцев особенно активно орудует предметами, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание. Главной особенностью данной стадии  является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12 – 14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменениями его отношения к окружающему миру. Укрепление костно – мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Основной характеристикой данного периода являются: изменения отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфических человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

Преддошкольный  возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему миру предметов.

Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослыми, но и самостоятельно. Основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладевании присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и формировании основных функций мышления. [2, 103]

Дошкольный  возраст (от 3 до 7 лет) Главным отличием этого возраста является наличие противоречий между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремиться делать не то что может, а то, видит и слышит. Однако многие действия ему не доступны. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре. Сюжетная игра способствует овладеванию социальными взаимоотношениями мира людей. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит. Ролевые игры способствуют развитию восприятия, творческого мышления, запоминания, воспроизведения, и речи.

Другой важнейшей  особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период достаточно свободно ребенок осваивает основные нормы и правила поведения. Ребенок вступает в новую стадию своего развития,  характеризующуюся  выполнением определенных  обязанностей.

Младший школьный период (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и взаимоотношениями со сверстниками.  Учеба представляется перед ним как самостоятельная деятельность. В процессе обучения происходит развитие личности, меняются интересы. Особенно интенсивно развивается мышление, оно становиться более связанным, последовательным и логичным, происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. Другой особенностью периода является то, что на его завершающейся стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую».

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением опыта адаптации в коллективе. [2, 104]

Подростковый  возраст и начало юности (от 13 – 14 до 17 – 18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на  «мужскую» и «женскую». В процессе формировании личности происходит изменение интересов ребенка, они становятся более дифференцированными и стойкими.  Также на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания.

 Под воздействием  всего комплекса факторов происходит  изменение психологического облика  ребенка. В поведении мальчиков все больше заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие психики не завершается  в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и  в более позднее время.

Акмеологический период развития (от18 до 60 лет).  Этот период характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. Б. Г. Ананьев  в онтогенетическом развитии человека данного  периода разделял две фазы. Первая охватывает юность, молодость и начало среднего возраста. Она характеризуется общим фронтальным прогрессом функций.  

Вторая фаза данного периода, характеризуется  специализацией психических функций  применительно к определенной деятельности. На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В этом возрасте продолжают развиваться актуальные для человека функции, под которыми следует понимать те психические функции, которые являются наиболее значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. Достижение высокого уровня актуальных психических функций в зрелые годы возможно потому, что они находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований. [2,104]

Период  геронтогенеза – поздний период – это поздний период человеческой жизни. В нем  принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин – 60 – 74 года, для женщин – 55 – 74 года); старческий возраст  - 75 – 90 лет; долгожители – 90 лет и старше.

В целом данный период  характеризуется угасанием  физических и психических функций. Снижается общая активность организма. В то же время отмечаться снижение общих психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. Однако протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека.

Рассмотренные нами периодизации жизненного цикла человека являются фактически классификациями развития одной из сторон психического развития человека. Видимо, создание целостной, интегративной периодизации психического развития человека — дело будущего. Это потребует не только интенсивных эмпирических исследований и теоретических поисков, но и взаимодействия с другими областями психологии, а также биологией и генетикой.

Анализ приведенных  периодизаций психического развития показывает, что, несмотря на разные основания и ограниченность классификаций, многие из них отмечают одни и те же возрастные периоды в жизни человека, которые, по-видимому, являются стадиями развития, имеющими качественные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Мной, были рассмотрены основные закономерности развития психики человека на примерах теории знаменитых исследователей в области психологии.

Следует отметить, что рассмотренные выше классификации и характеристики стадий развития психики человека не является единственными. Между этими подходами существуют определенные различия. При написании реферата и изучении литературы сделаны следующие выводы:

- развитие психики человека непрерывно в течение жизни;

- психическое развитие в целом есть, вероятно, результат оптимального сочетания уровня биологической зрелости организма для формирования данной психической функции и соответствующих этому уровню, находящихся на его предельных возможностях влияний среды;

- развитие психики во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека;

- развитие психики человека вне общества невозможно.

Я, считаю, что  цель, поставленная мной при выполнении данной работы, выполнена в полном объеме, мной изучены основные закономерности развития психики, рассмотрены различные теории деятелей в области развития психики и усвоен материал, необходимый для дальнейшего изучения данного предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб,  2001.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — СПб, 2000.
  3. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., 1996.

Информация о работе Основные закономерности психического развития