Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:55, контрольная работа
На современном этапе развития психологической мысли тайны человеческой психики познаны еще не полностью. Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых раскрывает какой-то один аспект, но никак не всю истину об изучаемом явлении. Поэтому нельзя слепо принимать на веру какую-либо теорию или концепцию и отвергать остальные, иногда даже противоречащие друг другу, – все они имеют право на существование. Для того чтобы составить полную и всестороннюю картину познания, необходимо познакомиться со всеми существующими подходами к пониманию личности, рассматривать психику человека с разных сторон.
Психологические теории личности
Психоанализ и теория бессознательного
Психологические теории мотивации
Диспозиционная теория личности
Гуманистическая теория личности
Основы экономического сознания и поведения
Структура экономического сознания
Экономическая социализация личности
Экономическое поведение
2.2 Экономико – психологическая адаптация к рынку
Список использованной литературы
Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как определенную форму власти экономических благ над человеком, то экономический интерес - это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.
Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, ее изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.
2.4 Экономико-психологическая адаптация.
Экономико-психологическая адаптация является частью социальной адаптации, представляет собой адаптацию субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям и проявляется в бедности или материальном благополучии, то есть в экономическом статусе и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам, она связана с системой ценностей, экономическими мотивами, экономическими нормами и интересами.
В контексте экономико-психологической адаптации ключевой является концепция « качества жизни». В западной психологии это понятие часто отождествляется с понятием счастья и является показателем эффективной адаптации.
Итогом взаимодействия всех компонентов благосостояния является экономико-финансовая свобода выбора. Из-за дефицитов в некоторых звеньях структуры (задолженности государства по зарплате) или дисбалансов, например, в звене вклад- отдача, труд- доход (нет зависимости оплаты от квалификации, усилий, способностей), свобода выбора становится реализуемой.
Очень тесно примыкает к проблеме качества жизни и материального благополучия проблема бедности. В экономической психологии запада она рассматривается как самостоятельная проблема. Существуют различные теоретические подходы к бедности. При анализе отношения к бедности выделяют три группы детерминант бедности: индивидуалистические (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных), структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество и экономические силы) и фаталистические (причина бедности - судьба).
Значительно меньше
внимания учёными уделялось проблемам
психологии богатства. Помимо исследований
отношения к богатым и этики
богатства предпринимались
Очевидно, что психология бедности более актуальна, чем психология богатства. Становится всё больше людей, испытывающих экономическую депривацию (лишения) в различных формах. В зависимости от жизненных ресурсов (здоровье, возраст, пол, образование и др.) и индивидуально- психологических особенностей одни люди оказываются более приспособленными к переменам и требованиям нового экономического уклада, а другие - менее приспособленными.
Адаптирующийся
к рынку человек может
а) уровень осознания требований среды, но непринятия ее ценностей;
б) уровень взаимной терпимости личности и ее социальной среды;
в) уровень аккомодации, требующий уступок, которые возникают на основе терпимости;
г) уровень ассимиляции (полное приспособление), характеризуемый отказом личности от своих прежних ценностей и принятием ценностей новой среды.
С указанными уровнями адаптации соотносимы такие виды адаптации как добровольная и вынужденная. Добровольно адаптируется человек в том случае, если новые способы социального действия не противоречат ценностным ориентациям и соответствуют его личностным качествам. Вынужденная адаптация обнаруживает себя, если противясь новому, но опираясь на свой прошлый опыт, социальное положение, возможности, связи и т.д., человек подчиняется обстоятельствам и социальной среде, не пытаясь изменить что-либо в ней или в себе.
Представители старшего поколения чаще демонстрируют вынужденную адаптацию. Среди людей, не наделенных качествами рыночной ориентации характера, менее энергетически одаренных и гибких также больше неглубоко или совсем неадаптировавшихся к изменившимся экономическим условиям.
Вынужденная и
неглубокая адаптация при неблагоприятных
условиях может перейти в состояние дезадаптированности.
На психосоматическом уровне дезадаптированность
проявляется в невротических симптомах,
психогенных заболеваниях; на уровне личности
— в зависти и сверхэгоизме, агрессивности
или пессимизме, апатии, отчаянии; на уровне
межличностного общения— в конфликтности,
безответственности, сверхиндивидуализме;
на уровне морали — в безнравственности,
национализме, потере достоинства.
Система психологических мероприятий
по ослаблению и преодолению дезадаптированности
включает в себя: 1) индивидуально-психологическую
коррекцию дезадаптированности; содействие
в поиске своей социально-экономической
ниши — на микроуровне; 2) работу с населением,
осуществляемую посредством СМИ и общественных
организаций с целью формирования необходимых
для адаптации качеств на фоне
социальной и моральной поддержки дезадаптированных
по объективным причинам — на макроуровне.
В целях индивидуально-
Список использованной литературы:
1. Д е й н е к а, О.С. Экономическая психология [Текст] : учеб. пособие — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 160 с.
2. Интернет – портал "Учёба? Легко!" [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ucheba-legko.ru/
3. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебник (2-е издание): Издательство Проспект; 2005. - 495 стр.
4. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] - СПб., 2000. - 592 с.
5. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
Информация о работе Основы экономического сознания и поведения