Основы невербального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:34, доклад

Описание работы

Невербальное общение — общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.
Визуальная система общения включает в себя:
• жесты;
• мимику, позы;
• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);
• пространственно-временную организацию общения;

Файлы: 1 файл

Основы невербального общения.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Основы невербального  общения

Невербальное общение — общение  посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Визуальная система общения  включает в себя:

• жесты;

• мимику, позы;

• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);

• пространственно-временную организацию  общения;

• контакт глазами (визуальный контакт);

• вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

Эта общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает новые нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

• паралингвистическая система (система  вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);

• экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

Тактильная система — прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи. Ольфакторная система — приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции  невербального общения:

• выражение межличностных отношений;

• выражение чувств и эмоций;

• управление процессами вербального  общения (разговором);

• обмен ритуалами;

• регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Можно выделить ряд факторов, которые  влияют на невербальный язык и отдельные  его элементы:

• национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);

• состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);

• профессия человека (слабое рукопожатие  не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);

• уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;

• статус человека (чем выше стоит  он на иерархической лестнице, тем  более скуп на жесты, больше оперируя словами;

жесты становятся более утонченными);

• принадлежность к группе (групповые  традиции, нормы, правила могут существенно  модифицировать пантомимику члена  группы);

• актерские способности (многие умеют  играть не только словами, но и невербальными  знаками);

• возраст (в раннем возрасте одно и  то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что  и статус. С возрастом может  снижаться скорость движений);

• сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

• возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Невербальные  знаки, в частности, жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий — быть обманным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

Невербальные  знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.

Кроме соответствия между словами и  телодвижениями, необходимо принимать  во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего, критически настроенного к  собеседнику человека" примерно одинаковы), особенности одежды, которая  может сковывать свободу движений и позы.

Выносить  суждение следует лишь тогда, когда  несколько сигналов тела указывают  на одно и то же. Их должно быть не просто несколько, а целый ряд, относящихся  к разным формам проявления.

Лишь  часть сведений передается от одного человека другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру. С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:

• интенциональные — специально производимые для передачи информации;

• неинтенциональные — непреднамеренно  выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (краска, заливающая лицо, дрожание рук, голоса). Неинтенциональные знаки  может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорываются эмоциональное состояние говорящего, акцент и особенности произношения, указывающие на место происхождения и жизни человека). Поскольку данные знаки говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно рассматривать.

Большое значение для правильного толкования и понимания тела имеет принципиальная многозначность всех выразительных  черт. Одно и то же мимическое явление  может иметь совершенно разные истоки. Например, горизонтальные складки на лбу, образующиеся при максимально расширенных глазах, типичны для испуга, удивления, полной страха беспомощности, а также для внезапного понимания. Если человек заинтересовался какой-либо новостью, показавшейся ему чрезвычайно важной, он приобретает тот же самый мимический образ, что и высокомерный человека, который часто в такой же позе посматривает со стороны на презираемых им окружающих. Все это — источники горизонтальных складок на лбу, и следовательно, возможных толкований. Верное понимание никогда нельзя вывести из отдельного мимического образа. Это можно понять только из целостной ситуации и общей установки человека с его манерами и способностями поведения, вместе взятыми. Тот, кто этого не усвоит, будет, по сути, заниматься лишь примитивным толкованием знаков, упрощением взаимосвязи — это самое большая опасность для практического истолкования языка тела.


Информация о работе Основы невербального общения