Основы общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Введение
О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Рассмотрим играющего на лужайке щенка. Он имеет определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т. е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба.

Содержание работы

Введение 3
1. Ощущения – понятия, признаки 4
2. Свойства ощущений 5
3. Отличие восприятия от ощущений 11
4. Классификация восприятия 12
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 38.52 Кб (Скачать файл)

Динамика  процессов, происходящих в подобном рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором  движения рук повторяют очертания  данного объекта, как бы уподобляясь  его форме. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию  деятельности своего оптического “прибора”  с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят  объективную звуковысотную природу. При выключении вокально-моторного  звена в экспериментах неизбежно  возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных  и моторных компонентов сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит  объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе.

Органы  чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые  проходят соответствующие изменения  среды.

 

3. Отличие  восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому  воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым  существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она  у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие  от ощущений, восприятие всегда выступает  как субъективно соотносимое  с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие  восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что  итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных  ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Для того чтобы некоторый предмет был  воспринят, необходимо совершить в  отношении его какую-либо встречную  активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные  ощущения как бы “привязаны” к  специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как  осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Восприятие  является чувственным отображением предмета или явления объективной  действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного  предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту  восприятия.

 

4. Классификация  восприятия

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу  нескольких анализаторов. В зависимости  от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие  о свойствах воспринимаемого  объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

Осязание  является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К  первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение  и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются “луковички”, разбросанные в толще  кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые  сигналы, периферическим аппаратом  ощущений прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные  в толще кожи. Только что перечисленные  рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность.

Тонкость  чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения  периферических рецепторов в соответствующих  участках кожи, но и относительной  площадью тех областей постцентральных  отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих  участков периферии. Чем более тонкую функцию выполняет тот или  иной участок кожи, тем большую  площадь занимает его проекция в  коре головного мозга.

Наиболее  сложные формы осязательной чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями  к близким участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти  или от нее), ощущения формы, которая  наносится прикосновением острия делающего  на коже фигуру круга или изображение  цифры. К сложным формам относится  и глубокая чувствительность, позволяющая  опознать, в каком положении находятся  пассивно огибаемая рука или придать  правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении  этих видов чувствительности принимают  участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Для  исследования различных видов чувствительности используют разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий  одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно.При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной пораженному полушарию.

 Однако  существуют и более сложные  формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь  может определить формы предмета, а иногда и узнать сам предмет.  Чтобы перейти от оценки отдельных  признаков к осязательному восприятию  целого предмета, необходимо, чтобы  рука находилось в движении, то  есть пассивное осязательное  восприятие заменилось активным  ощупыванием предмета. Наиболее  интересным в осязательном восприятии  предмета является факт постепенного  превращения последовательно (сукцессивно)  поступающей информации об отдельных  признаках предмета в его целостный  (симультанный) образ.

Например, при ощупывании ключа сначала  мы получаем впечатление о том, что  мы имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает  предположение, что мы ощупываем  металлический стержень или трубку; или металлический карандаш. Затем  наша рука ощупывает кольцо ключа; первая группа предположений сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий  палец перемещается к бородке  ключа с характерной для нее  изрезанностью. Тут происходит выделение  наиболее информационных точек, объединение  всех последовательно воспринимавшихся признаков, и возникает гипотеза “это ключ!”. Видно, что процесс  узнавания образа предмета, который  в зрении происходит сразу, в осязании носит развернутый характер, и  происходит путем последовательной цепи проб, с выделением отдельных  признаков, созданием ряда альтернатив  и формированием окончательной  гипотезы. Процесс осязательного  восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере упражнения процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков, то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.

3рительный  анализатор представляет собой  сложную систему физиологических  механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда  не остаются неподвижными. Непрестанное  движение является необходимым  условием построения адекватного  образа.

Восприятие  яркости и цвета. Зрительная система  человека чувствительна к электромагнитным колебаниям, длина волны которых  лежит в диапазоне от 380 до 720 нанометров. Эта область электромагнитных колебаний  называется видимой частью спектра. Рецепция падающего на сетчатку света  представляет собой только первую ступень  в сложной цепи процессов, приводящих к зрительному отражению окружающего  нас мира. Структура процесса восприятия цвета меняется в зависимости  от оптических свойств поверхности  предметов. Эти поверхности могут  светиться, излучая больше света, чем  на них падает; блестеть, отражая  весь падающий на них свет; отражать лишь часть падающего света и  быть прозрачными, то есть не оказывать  свету существенных препятствий. Большинство  окружающих нас предметов частично поглощают и частично отражают падающий на них свет. Цвет этих предметов  характеризуется отражательной  способностью. Поэтому для восприятия цвета предметов зрительная система  должна учитывать не только свет отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхность  света. Одни и те же предметы в разных условиях освещения (при дневном  свете, при электрической лампе, при оранжево-красном закате) отражают свет разного спектрального состава. Однако, уголь в солнечный день отбрасывает гораздо больше света, чем кусок мела в сумерки, и  тем не менее мы воспринимаем уголь  черным, а мел белым. Это говорит  о константности восприятии цвета, что имеет большое значение для  правильной ориентации в окружении. Константное восприятие цвета обеспечивается благодаря оценке относительной яркости поверхностей, находящихся в поле зрения наблюдателя, учитывается роль прошлого опыта.

Восприятие  формы, восприятие предмета. Обычно в  поле зрения одновременно находится  огромное число объектов, которые  могли бы образовать самые различные  конфигурации. Тем не менее, мы легко  узнаем известные нам предметы. Более  того, человеку не требуется специального обучение, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении  как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и  фона. Фигура имеет характер вещи. Это  выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон  имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и  кажется непрерывно продолжающимся за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляет собой стабильное и константное образование. В  ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение  контура – границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету  или текстуре. Однако, роль контура  выступает далеко не всегда. Иногда фигура вообще не обладает контуром. Наличие  контура еще не обеспечивает автоматически  выделение фигуры. Более того, сам  контур воспринимается и запоминается как элемент данной фигуры.

Известно, что наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в  действительности. Но тот факт, что  огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности  нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности.

Слуховое  восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир  предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражении, протекающих во времени. Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания  воздуха, причем частота этих колебаний  определяет высоту тона, а амплитуда  – интенсивность звука. Шумы являются результатом комплекса, накладывающихся  друг на друга колебаний, причем частота  этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Человек способен различать звуки  в диапазоне от 20 до 20000 герц, а  диапазон интенсивностей звуков, воспринимаемых человеком, составляет шкалу от 1 дб до 130 дб. Можно различить две объективные  системы, которые сложились в  процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние  на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового  восприятия.

Первой  из них является ритмико-мелодическая (музыкальная) система кодов, вторая – фонематическая система кодов (звуковых кодов языка). Оба этих фактора и организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные  системы слухового восприятия. Известно, что система ритмико-мелодических кодов, определяющая музыкальный слух, состоит из двух основных компонентов. Одним из них являются звуковысотные  отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формировать  ряды, входящие в состав мелодий. Вторым являются ритмические отношения  правильных чередований длительностей  и интервалов отдельных звуков. Эти  отношения могут создать сложные  ритмические узоры даже из звуков одной частоты (дробь барабана). На ранних этапах развития музыкального слуха процесс кодирования звуковых систем носит развернутый характер. По мере упражнения этот процесс сокращается, у человека вырабатываются более  крупные единицы музыкального слуха, и он становится способным выделить и удерживать целые обширные системы музыкальных мелодий. Вторая система – система звукового языка. Человеческий язык располагает целой системой звуковых кодов, на основе которых строится его значащие элементы – слова. Овладение фонематической системой (различной в разных языках) и является условием, организующим слух человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. Без овладения этой фонематической системой слух остается неорганизованным, и поэтому человек, не овладевший фонематической системой чужого языка, не только “не понимает” его, но и не выделяет существенных для него фонематических признаков, иначе говоря, “не слышит” составляющих его звуков. Кодирование звуков в соответствующие системы музыкального или речевого слуха не является пассивным процессом. Сложное слуховое восприятие представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. Отличие слухового восприятия от осязательного и зрительного заключается в том, что если в осязательном и зрительном восприятии двигательные компоненты включены в ту же систему анализаторов, в слуховом восприятии они отделены от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха. Примером может служить то, что при изучении иностранного языка именно активное проговаривание позволяет выделять нужные фонематические признаки, овладевать фонематической системой языка и тем самым существенно уточнять речевой фонематический слух.

Информация о работе Основы общей психологии