Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:46, контрольная работа
Введение
О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Рассмотрим играющего на лужайке щенка. Он имеет определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т. е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба.
Введение 3
1. Ощущения – понятия, признаки 4
2. Свойства ощущений 5
3. Отличие восприятия от ощущений 11
4. Классификация восприятия 12
Заключение 19
Список литературы 20
Динамика
процессов, происходящих в подобном
рефлекторном кольце, есть своеобразное
уподобление свойствам внешнего
воздействия. Например, осязание является
именно таким процессом, в котором
движения рук повторяют очертания
данного объекта, как бы уподобляясь
его форме. Глаз действует по такому
же принципу благодаря сочетанию
деятельности своего оптического “прибора”
с глазодвигательными реакциями. Движения
голосовых связок также воспроизводят
объективную звуковысотную
Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды.
3. Отличие восприятия от ощущений
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.
Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
Восприятие,
таким образом, выступает как
осмысленный (включающий принятие решения)
и означенный (связанный с речью)
синтез разнообразных ощущений, получаемых
от целостных предметов или
Восприятие
является чувственным отображением
предмета или явления объективной
действительности, воздействующей на
наши органы чувств. Восприятие человека
– не только чувственный образ, но
и осознание выделяющегося из
окружения противостоящего
4. Классификация восприятия
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.
Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются “луковички”, разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность.
Тонкость чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга.
Наиболее
сложные формы осязательной чувствительности
– ощущение локализации прикосновения,
различительная чувствительность (ощущение
расстояния между двумя прикосновениями
к близким участкам кожи), ощущения
направления натяжения кожи (если
кожу предплечья ведут к кисти
или от нее), ощущения формы, которая
наносится прикосновением острия делающего
на коже фигуру круга или изображение
цифры. К сложным формам относится
и глубокая чувствительность, позволяющая
опознать, в каком положении находятся
пассивно огибаемая рука или придать
правой руке то положение, которое пассивно
придается левой руке. В осуществлении
этих видов чувствительности принимают
участие сложные вторичные зоны
постцентральных отделов коры. Для
исследования различных видов
Однако
существуют и более сложные
формы осязательного
Например,
при ощупывании ключа сначала
мы получаем впечатление о том, что
мы имеем дело с чем-то холодным,
гладким и длинным. На этой фазе возникает
предположение, что мы ощупываем
металлический стержень или трубку;
или металлический карандаш. Затем
наша рука ощупывает кольцо ключа; первая
группа предположений сразу
3рительный
анализатор представляет собой
сложную систему
Восприятие
яркости и цвета. Зрительная система
человека чувствительна к
Восприятие формы, восприятие предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные конфигурации. Тем не менее, мы легко узнаем известные нам предметы. Более того, человеку не требуется специального обучение, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи. Это выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и кажется непрерывно продолжающимся за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляет собой стабильное и константное образование. В ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура – границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Однако, роль контура выступает далеко не всегда. Иногда фигура вообще не обладает контуром. Наличие контура еще не обеспечивает автоматически выделение фигуры. Более того, сам контур воспринимается и запоминается как элемент данной фигуры.
Известно,
что наше зрение несовершенно и иногда
мы видим не то, что существует в
действительности. Но тот факт, что
огромное большинство людей получают
иногда одинаковые ошибочные зрительные
впечатления, говорит об объективности
нашего зрения и о том, что оно,
дополняемое мышлением и
Слуховое
восприятие коренным образом отличается
как от осязательного, так и от
зрительного восприятия. Если осязательное
и зрительное восприятие отражает мир
предметов, расположенных в пространстве,
то слуховое восприятие имеет дело
с последовательностью
Первой
из них является ритмико-мелодическая
(музыкальная) система кодов, вторая
– фонематическая система кодов
(звуковых кодов языка). Оба этих
фактора и организуют воспринимаемые
человеком звуки в сложные
системы слухового восприятия. Известно,
что система ритмико-