Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:23, реферат
Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности — такое определение понятия «метод» можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.
Введение
I. Этапы психологического исследования
II. Постановка научной проблемы
III. Содержательный сравнительный анализ
IV. Методы психологии
Заключение
Список литературы
По дисциплине «Введение в практическую психологию»
ТЕМА СООБЩЕНИЯ: «Основы построения научного исследования»
Исполнитель:
группа:
Руководитель: доцент кафедры общей и педагогической психологии, кандидат
психологических наук Полещук Юлия
Анатольевна
МИНСК, 2013
Содержание
Введение
I. Этапы психологического исследования
II. Постановка научной проблемы
III. Содержательный сравнительный анализ
IV. Методы психологии
Заключение
Список литературы
Введение
Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности — такое определение понятия «метод» можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.
I. Этапы психологического исследования
1 этап подготовительный |
Формулировка задачи
Определение объекта. Предмет исследования Кого изучать? Что изучать? (возраст, пол. (Особенности личности ребенка и его
психические условия |
Гипотеза (возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме) правдоподобность доступность для проверки | |
Подбор методов и их сочетания Учесть! -соответствие методов методологическим принципам, -возможность проверки одних методов другими | |
2 этап исследовательский |
Сбор фактических данных с помощью разных методов Этапы, серии исследований |
З этап Обработка данных исследования |
Количественный и качественный анализ данных исследования - анализ каждого - установление связей факт- гипотеза; - выделение повторяющихся фактов; -- Вариационно-статистическая обработка. -Составление таблиц, построение графиков и др. |
4 этап Интерпретация данных и формулировка выводов |
- Установление правильности: или ошибочности гипотезы исследования - Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями |
На подготовительном этапе определяется проблема, цель исследования как желаемый точный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.
Основные виды целей:
1.Определение характеристик явления (из литературы, жизни):
неполное описание характеристик психического явления;
противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
2. Выявление взаимосвязи психических явлений:
определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);
целостность структуры взаимосвязей.
3. Изучение возрастной динамики явления:
исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;
развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;
влияние жизненного опыта;
формирование индивидуальности;
роль окружения, обучения, видов деятельности и т. д.;
исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.
4. Описание нового феномена, эффекта:
при решении гипотезы;
при решении новых
задач (как результат
влияние факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы и разнообразия его проявления, условий существования, объяснения феномена.
Открытие новой (другой) природы явления:
изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;
введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество; создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;
определение сферы действия закономерности.
5. Обобщения:
выведение более общих закономерностей, чем описанные в литературе
введение новых понятий, новых определений, расширение значения
некоторых терминов, расширение области определения понятия;
конкретизация понятий в целом или какой-либо области психологии;
обобщение как компонент исследовательской работы.
6. Создание классификаций, типологии:
разработка классификаций;
соотнесение классификации с теорией, концепцией;
определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков;
новое понимание класса явлений;
создание более эффективных диагностических процедур на основе классификаций;
расширение возможностей прикладной психологии.
7. Создание методики:
для повышения точности, надежности измерения;
более полной характеристики качеств;
сокращения времени обследования;
расширения контингента испытуемых (возраст, пол, уровень образования,
состояние психического здоровья и т. д.);
облегчения обработки результатов (упрощение, алгоритмизация);
психометрической проверки метода.
8. Адаптация психодиагностической методики:
модификация методики применительно к новой культуре, этносу, языковой
среде;
II. Постановка научной проблемы
Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний и соответствующей квалификации.
Ставить вопросы, увидеть проблему гораздо труднее и важнее, чем найти ее решение.
Теории в эксперименте
непосредственно проверить
Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют гипотезами
Гипотеза (это научное предположение, вытекающее из теории» которое еще не подтверждено и не опровергнуто) | |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ |
ЭМПИРИЧЕСКАЯ |
Входит в структуры теории в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов. Инструмент совершенствования теоретических знаний |
Предположение, подлежащее экспериментальной проверке. |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА выдвигается для решения проблемы методом экспериментального исследования |
По происхождению
1. Для проверки следствий конкретной теории, модели |
2 Основывается не на 3Для данного случая |
|||
теории, а на принципе: «А почему бы не так?» |
В результате - ФАКТ для данного случая |
|||
По содержанию |
||||
Явления (факты)
Установка истины: «А был ли мальчик?» «Может быть его и не было?» сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? |
Связи между явлениями
Проверка в корреляционных исследованиях Напр., какая зависи- мость мелкду интеллек- том детей и их родителей? |
Причинные связи между явлениями Включаются независимые переменные и зависимая переменная |
||
Гипотезы |
||||
Научные Предполагаемые решения проблем |
Статистические Утверждение в отношении названного параметра, сформулированного па языке статистики. Гипотеза требует перевода на язык статистики |
|||
Гипотезы должны быть:
а) содержательными;
б) операциональными (потенциально опровергаемыми);
в) формулироваться в виде их альтернатив.
Гипотеза может отвергаться, но не может быть
принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:
Процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя.
Количество "и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.
Вопрос. Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?
Ответ. Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если..., то...». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.
Входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте:
а) управляться экспериментатором,
б) регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).
Для доказательства любой
из закономерностей причинных
В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.
Эта процедура сводится к оценке их сходства и различия.
Ситуация. Критерий эффективности — величайшая проблема в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точного результата.
По каким критериям производится оценка психического явления?
Решение: Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверять на «работоспособность».
По предварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные результаты.
Критерии должны
удовлетворять следующим
1) Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениваться однозначно.
2) Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежит подвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.
3) Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям. Например, критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительной технике?» некорректен:
а) отвечающие могут «подыграть» исследователю,
б) не всегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченному студентом, и количеству допущенных ошибок.
III. Содержательный сравнительный анализ