Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:22, реферат
Пожар – это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Особенности начинающихся пожаров в помещениях с закрытыми дверными и оконными проемами заключается в сравнительно медленном развитии горения в течение первых 30-40 минут из-за недостаточного притока воздуха в зону горения. После разрушения остекления интенсивность пожара резко возрастает.
Введение ст.3
§1. Обеспечение пожарной безопасности ст. .4
§2. План эвакуации людей ст.5
§3. Правила пожарной безопасности в школьных кабинетах ст.6
§4. Правила пожарной безопасности при проведении мероприятий ст.8
§5. Приложение 1 ст.10
Заключение ст.12
Список литературы
УО «Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова»
Реферат
по курсу охрана труда
на тему «Основы пожарной безопасности в школе»
Выполнила студентка
Могилёв 2012
Содержание
Введение
§1. Обеспечение пожарной
безопасности
§2. План эвакуации людей
§3. Правила пожарной безопасности в школьных кабинетах ст.6
§4. Правила пожарной безопасности при проведении мероприятий ст.8
§5. Приложение 1
Заключение
Список литературы
Введение
Пожар – это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Особенности начинающихся пожаров в помещениях с закрытыми дверными и оконными проемами заключается в сравнительно медленном развитии горения в течение первых 30-40 минут из-за недостаточного притока воздуха в зону горения. После разрушения остекления интенсивность пожара резко возрастает.
Под пожарной охраной понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану от огня людей, государственной и общественной собственности и личности имущества граждан.
Основная задача современной пожарной охраны – пожарная профилактика, заключающаяся в проведении системы мероприятий с целью предупреждения пожаров, ограничения условий для эвакуации людей из горящих зданий и успешного тушения пожаров.
Работу пожарной охраны организуют по двум основным направлениям:
первое – профилактическое, заключающееся в предупреждении пожаров и ограничении их размеров; второе – тушение возникших пожаров.
§1.Обеспечение пожарной безопасности
Обеспечение пожарной
безопасности в зданиях учебных учреждений
достигается, прежде всего, установлением
жесткого противопожарного режима и обучением
обслуживающего персонала и учащихся
мерам пожарной безопасности и действиям
во время пожара.
Персональная ответственность за обеспечение
пожарной безопасности в зданиях учебных
учреждений в соответствии с действующим
пожарную безопасность отдельных помещений
(кабинеты, мастерские, лаборатории), электросетей
и т.п. определяет руководитель учреждения.
Территория учебных учреждений, а также
участки, прилегающие к ним, должны своевременно
очищаться от горючих отходов, мусора,
опавших листьев, сухой травы и т.п., так
как при пожаре этот "легковоспламеняющийся"
мусор будет способствовать распространению
огня на школьные постройки.
Иногда при очистке, примыкающей к школе
территории от опавших листьев, их сгребают,
в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие
листья ветром могут быть занесены на
кровлю здания, что может привести к пожару.
Не менее важно осуществлять контроль
за состоянием дорог, проездов и подъездов
к школьным зданиям, следить за тем, чтобы
они очищались от снежных заносов и льда.
Делается это для того, чтобы пожарные
машины всегда мели возможность беспрепятственно
проехать на территорию школы.
Современные пожарные машины автоцистерны
(АЦ) вывозят тот запас воды, которого в
большинстве вполне достаточно, чтобы
успешно бороться с огнем. Если же пожар
принял большие размеры, пожарные используют
местные водоисточники: водоемы, пруды,
резервуары, сети пожарных гидрантов.
За всеми этими водоисточниками должен
быть обеспечен соответствующий уход.
§2. План эвакуации людей
В каждой школе разрабатывается
и вывешивается на видном месте план
эвакуации людей. С какой целью
он разрабатывается?
Если в школе возник пожар, в первую очередь необходимо очень быстро и организовано
эвакуировать всех школьников. Малейшая
растерянность, паника могут привести
к непоправимым последствиям.
В плане эвакуации отражаются вопросы
быстрого оповещения всех педагогов и
учащихся о пожаре, выхода школьников
из горящих или находящихся под угрозой
огня и дыма помещений, указываются и основные
выходы, через которые они должны эвакуироваться.
План эвакуации состоит из 2-ух частей
– графической и текстовой.
В графической части показывается планировка
здания, изображаются пути, по которым
должны эвакуироваться люди в случае пожара,
красными стрелками – основные эвакуационные
выходы, зелеными и штрих пунктирными
– резервные эвакуационные выходы. Наряду
с основными путями эвакуации, через которые
школьники обычно выходят из здания школы,
указываются запасные. На схеме указываются
места размещения телефонов и имеющихся
в школе средств тушения пожара (огнетушителей,
внутренних пожарных кранов, щитов с комплексом
противопожарного инвентаря).
До прибытия пожарных уч-ся старших классов
могут привлекаться для оказания помощи
учителям в организации эвакуации малышей:
помочь их одеть, отвести в теплое помещение,
вызвать скорую помощь для оказания медицинской
помощи пострадавшим, выполнять отдельные
поручения по тушению пожара.
Каждое школьное здание должно иметь
не менее 2-ух эвакуационных выходов: в
случае, если один из них отрезан огнем,
для спасения людей и имущества используется
второй. Двери должны открываться по направлению
выхода из здания и оборудоваться легко
открывающимися запорами. В противном
случае створки двери будут прижаты и
не откроются. Пути эвакуации должны быть
свободны, поэтому лестничные клетки,
коридоры, проходы, тамбуры нельзя загромождать
столами, стульями, партами – всем тем,
что затрудняет выход. В ночное время пути
эвакуации должны быть освещены. Электричество
вошло в повседневную жизнь каждого человека.
Сейчас оно дает нам свет, тепло, приводит
в движение станки и машины, широко используется
на транспорте, в сельском хозяйстве, в
быту.
§3. Правила пожарной безопасности в школьных кабинетах
Нельзя, однако, забывать о том, что неумелое
обращение с электрооборудованием приводит
к пожару.
Прежде, чем приступить к работе в школьных
производственных мастерских, где есть
электрооборудование, нужно изучить установленные
правила эксплуатации моторов, электроагрегатов
и строго выполнять их.
Наибольшую пожарную опасность из школьных
помещений представляют кабинеты физики
и химии, производственные мастерские,
так как именно здесь помещаются горючие
вещества и материалы, легковоспламеняющиеся
жидкости (ЛВЖ), газовые горелки, спиртовки,
электроплитки и т.д. В химических лабораториях,
например, возникновение пожара может
произойти даже без непосредственного
воздействия внешних причин. Многие из
химических веществ и реактивов (перекись
водорода, глицерин), применяемых в химических
кабинетах, обладают пожароопасными и
взрывоопасными свойствами. Поэтому при
использовании и хранении таких веществ
нужно соблюдать меры безопасности.
В школьных химических лабораториях все
реактивы должны храниться у преподавателей
(лаборантов). ЛВЖ (бензин, эфир, ацетон,
керосин, нефть, спирт) должны храниться
в специальном металлическом сейфе, вдали
от нагревательных приборов и выходов,
в количестве не более 3 л. Спирты, бензин,
керосин являются крайне опасными жидкостями.
Воспламенение их паров может произойти
от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому
этими жидкостями следует пользоваться
крайне осторожно. Не разрешается уч-ся
заправлять ими нагревательные приборы.
Чтобы не допустить несчастных случаев,
занятия в физических лабораториях с применением
реактивов, электрических и нагревательных
приборов разрешается только в присутствии
преподавателя (лаборанта). Перед занятиями
нужно убедиться в исправности всех аппаратов,
приборов, средств пожаротушения, также
необходимо следить за тем, чтобы на всех
банках с реактивами имелись этикетки,
убирать промасленные тряпки и ветошь
в специальный металлический ящик с плотной
крышкой.
Классные доски, парты, шкафы устанавливаются
с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов,
лабораторий, производственных мастерских
не были заставлены.
Тушение ряда воспламеняющихся веществ
и жидкостей (бензин, керосин) водой производить
нельзя, т.к. эти жидкости, будучи легче
воды, всплывают на ее поверхность и продолжают
гореть, увеличивая площадь горения при
растекании воды. Поэтому в химических
лабораториях и производственных мастерских
должны быть средства тушения пожаров
(углекислотный огнетушитель, плотное
покрывало, песок).
Перед началом занятий в кабинетах химии
и физики уч-ся следует проинформировать
о степени пожарной безопасности веществ,
применяемых для опытов. Пользоваться
огнеопасными веществами и нагревательными
приборами уч-ся в отсутствии преподавателя
не разрешается.
Чтобы предотвратить возможность пожара,
после опытов, связанных с выделением
огнеопасных газов, всю химическую посуду,
приборы надо убрать в шкафы, оборудованные
вентиляцией.
В школьных столярных и механических мастерских
должен соблюдаться строгий противопожарный
режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо
производить после каждого занятия. Запас
материалов в мастерской не должен превышать
количество, которое потребуется для проведения
занятий на один день. Нельзя оставлять
в столярных мастерских сушить заготовки
и древесину на печах, т.к. может произойти
воспламенение.
Соблюдение указанных мер пожарной безопасности
обеспечит нормальные занятия в химических
и физических кабинетах, производственных
мастерских.
§4. Правила пожарной безопасности при проведении мероприятий
В школах часто проводятся
детские вечера, новогодние елки, спектакли,
концерты. При проведении таких мероприятий
в актовых залах собирается большое количество
детей, иногда более 200 – 300.
На этот период директором школы назначается
ответственный за противопожарное состояние,
разрабатываются противопожарные мероприятия.
Кроме того, на время проведения массового
мероприятия обязательно надо устраивать
дежурство членов ДЮП. А помещение обеспечить
необходимым количеством первичных средств
пожаротушения (огнетушители, ведра с
водой, и т. п.).
Помещение, в котором проводится мероприятие,
должно иметь не менее 2-ух эвакуационных
выходов, ведущих непосредственно наружу
или в коридор, сообщающийся с лестничными
клетками. При этом двери не только на
путях эвакуации, но также из помещения,
где проводится массовое мероприятие,
должны открываться по направлению выхода
из него
Количество мест в помещениях, предназначенных
для проведения массовых мероприятий,
устанавливают из расчета 0, 75 квадратного
метра на одного человека. Пускать людей
в помещение больше, чем положено по норме,
нельзя, потому что в случае возникновения
пожара это может привести к серьезным
трудностям при эвакуации.
Коридоры, проходы и выходы из зданий,
предназначенные для эвакуации людей
должны быть свободными. Двери из помещений
во время проведения мероприятия запрещается
закрывать на замки и трудно открываемые
запоры. В помещениях, где проводится мероприятие,
в оконных проемах не должно быть металлических
и других решеток. Нельзя во время проведения
мероприятий окна закрывать ставнями,
а проходы к ним загромождать мебелью
и др. предметами.
Веселый праздник - Новогодняя елка! Ребята
не верят в существование Деда Мороза,
но все же без него праздник не праздник.
Но вот беда – в такие дни многие забывают,
что малейшая неосторожность – и Дед Мороз
может встретить ребят не подарками, а
пожаром. В Школах елку следует устанавливать
в помещениях не выше второго этажа, а
в деревянных – только на первом. Крепить
ее надо прочно. Елка не должна затруднять
выход из помещения, а ее ветки касаться
пола и потолка (на расстоянии не менее
одного метра) нельзя ставить елку вблизи
отопительных и нагревательных приборов.
Запрещается украшать ее целлулоидными
и другими легковоспламеняющимися игрушками
обкладывать подставку и ветки ватой и
украшениями из нее. Обсыпать бертолетовой
солью, зажигать для иллюминации свечи
и бенгальские огни. Иллюминировать елку
разрешается только электрогирляндами
заводского изготовления, смонтированными
опытными электромонтерами, с соблюдением
соответствующих правил.
Запрещается полностью гасить свет в помещениях
во время проведения массовых мероприятий,
а так же применять хлопушки, пиротехнические
изделия, бенгальские огни, устраивать
фейерверки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА
ЕСЛИ В ВАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОИЗОШЕЛ
ПОЖАР
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: ТРЕВОГА > ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ > ЭВАКУАЦИЯ > СБОР > ПЕРЕКЛИЧКА
ТРЕВОГА: если в школе произошел пожар, каждый
заметивший его, в том числе и ученик, должен
немедленно сообщить об этом учителю.
ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: о любом возникновении пожара, даже самого
небольшого, или же о подозрении на пожар
нужно немедленно сообщить в пожарную
охрану по телефону – "01"
ЭВАКУАЦИЯ: услышав тревогу, ученики должны встать
у своих парт и по указанию учителя, ответственного
за класс, покинуть классную комнату, прикрыв
за собой дверь класса и по одному без
паники следовать к сборному пункту. Классы
должны идти ровным размеренным шагом,
учитель следует сзади со школьным журналом.
Выйдя к лестнице, дети из одного класса
должны держаться вместе и не бежать толпой.
Не допускается, чтобы отдельные люди
или целые классы обгоняли друг друга.
Все, кто не присутствуют в классе во время
сигнала тревоги (например, находятся
в туалете, учительской, столовой…) должны
немедленно идти к месту сбора и присоединиться
к своему классу. За исключением тех случаев,
когда необходимо начать поиски людей,
которых нет на месте сбора, никому не
разрешается возвращаться в здание, например,
за одеждой, книгами и т.п.
СБОР: место сбора должно быть заранее согласовано
и указано в плане эвакуации. Придя на
место сбора, каждый отдельный класс должен
занять заранее определенное место и не
расходиться.
ПЕРЕКЛИЧКА: немедленно после прибытия классов на
место сбора, учитель проводит перекличку
по журналу и сообщает директору школы
об итогах переклички.
Заключение
Соблюдение требований пожарной безопасности – это не только гарантия от претензий проверяющих органов, привлечение к ответственности, но и залог безопасности и предотвращения угрозы уничтожения и повреждения имущества и, главное, угрозы жизни и здоровью.
Список использованной литературы
1)Сулла М.Б., Охрана
труда: учебнле пособие для
студентов педагогических
2)Противопожарный режим в школе/ http://www.54.mchs.gov.ru/
3)Пожарная безопасность/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%