Особенности адаптации подростков, обучающихся в условиях кадетского корпуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 00:01, доклад

Описание работы

Современная российская военная реформа ведет в настоящее время к возрастанию
требований уровня профессиональной подготовки офицерских кадров на всех этапах
военно-профессионального обучения. Основная цель психолого-педагогического
сопровождения суворовцев-социально-психологическая адаптация целостной личности,
направленная на освоение учебной программы, развитие эмоционально-волевых и
коммуникативных навыков, необходимых для приспособления к требованиям военной
службы, условиям жизни и деятельности в воинском коллективе.

Файлы: 1 файл

Особенности адаптации кадет печать.docx

— 17.17 Кб (Скачать файл)

VI Международная студенческая  электронная научная конференция

«Студенческий научный форум»

15 февраля – 31 марта 2014 года

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО

КОРПУСА

Дурсунова А.И., Льдокова Г.М

Казанский федеральный университет

Елабуга, Россия

 

FEATURES OF ADAPTATION OF ADOLESCENT IN THE CADET CORPS

Dursunova A.I., Ldokova G.M.

Kazan Federal University

Yelabuga, Russia

Современная российская военная реформа ведет в настоящее время к возрастанию

требований уровня профессиональной подготовки офицерских кадров на всех этапах

военно-профессионального обучения. Основная цель психолого-педагогического

сопровождения суворовцев-социально-психологическая адаптация целостной личности,

направленная на освоение учебной программы, развитие эмоционально-волевых и

коммуникативных навыков, необходимых для приспособления к требованиям военной

службы, условиям жизни и деятельности в воинском коллективе. Обучение в суворовском

училище - первый шаг подростков в профессию офицера, поэтому одним из условий

организации педагогического процесса является специфический процесс адаптации

подростков-суворовцев к новым социальным условиям. [1, с. 24].

Социализация - процесс становления социальных качеств личности, имеющий две

основные фазы (социальную адаптацию и интериоризацию). В ходе первой человек

приспосабливается к новым для себя социальным условиям. Во второй происходит усвоение

и принятие группой норм, ценностей, представлений. [2, с. 59].

Абитуриентами суворовского училища являются обычные подростки - граждане

Российской Федерации в возрасте 14-15 лет, окончившие 8-й класс средней

общеобразовательной школы, годные по состоянию здоровья к обучению в военных

училищах и заявившие о своем желании стать офицерами. После зачисления в учебное

заведение влияние мегафакторов и макрофакторов на их социальное развитие остается

прежним, а мезофакторы часто изменяются.

Значительным социальным перемещением, с резкими изменениями элементов

системы «личность - окружающая социальная среда» относится к первичной адаптации.

Сюда можно отнести адаптацию к социокультурной, национальной, профессиональной

среде. Адаптация к новым правовым условиям жизни, служебно-организационным условиям деятельности, адаптация к новым членам коллектива отражают содержание

вторичной адаптации.

Наблюдения, проведенные нами, показывают, профессиональная адаптация суворовцев

может рассматриваться как процесс и результат освоения функциональных ролей,

обеспечивающий социальное равновесие в системе «подросток-суворовец - социальная

среда». [3, с. 27].

При поступлении в корпус возникает адаптационная ситуация, т. е. противоречие

между подготовленностью, притязаниями подростка и ожиданиями среды, требованиями

новых ролей. В ходе адаптации противоречие разрешается. В случае не разрешения

противоречия нарастают и укрепляются дезадаптационные явления. Равновесие системы

обеспечивается тем, что суворовцы и весь коллектив в целом успешно осуществляют свое

предназначение.

Таким образом, особенности психологической адаптации, заключаются, прежде всего, в том,

что образовательный процесс происходит в армейской среде. Вследствие этого состав

референтной группы суворовца качественно иной, чем у обычного школьника. Удельный вес

оказывает влияние на становление ценностного отношения к армии у подростка.

Список литературы:

1.Алдашева A.A. Особенности личностной  адаптации в малых изолированных  коллективах 

Текст.: автореф. дис. . канд. психолог, наук: -Л., 1984.-24 с.

2. Льдокова Г.М. Изучение социально-психологической адаптивности и учебной мотивации

у студентов первого курса факультета психологии и педагогики ̸ Льдокова Г.М., Метлина М.

.̸ ̸ Международный журнал  экспериментального образования.-2011- №8-с.65.

3. Льдокова Г.М. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной

деятельности ̸ Льдокова Г.М., Парфилов А.Н.̸ ̸ Научно-методический электронный журнал

«Концепт». – 2013. - № 51.- с. 19-29

 

 

 


Информация о работе Особенности адаптации подростков, обучающихся в условиях кадетского корпуса