Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:49, реферат
Действительно, умение слушать в нашей жизни не менее важно,чем говорить: примерно 25% всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более десяти процентов людей.
Умение слушать – одно из самых сложных коммуникативных умений. Слушание – это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.
Слушание сопутствует человеку с самых первых лет становления. именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи.
1.Введение
2.Слушание как вид речевой деятельности
3.Активное слушание и его техника
4.Библиографический список
ВИТИ НИЯУ МИФИ
Реферат
на тему: «Особенности активного слушания»
3го курса группы:
Горбачевой Дины
г. Волгодонск
2013г.
Содержание:
1.Введение
2.Слушание как вид речевой деятельности
3.Активное слушание и его техника
4.Библиографический список
1.Введение
В период
царствования Петра 1 по его
указанию было подготовлено
Действительно, умение слушать в нашей жизни не менее важно,чем говорить: примерно 25% всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более десяти процентов людей.
Умение слушать – одно из самых сложных коммуникативных умений. Слушание – это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.
Слушание сопутствует человеку с самых первых лет становления. именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи.
2.Слушание как вид речевой деятельности.
Слушание предполагает
как непосредственное
Очевидно, что
слушание в условиях
Кроме того,
на характер и процесс
В основе
слушания лежит активный
Понять воспринятый
на слух текст – это значит
установить и раскрыть связи
и отношения между фактами,
явлениями, событиями, о
3.Активное слушание и его техника.
Активное слушание – это способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Активно слушать собеседника – это значит:
Активное слушание помогает
понять, оценить и запомнить
Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:
Поощрение
1. Выразить интерес
2. Поощрить другого человека говорить
...не соглашайтесь, но и не спорьте
...используйте нейтральные слова, интонацию
"Да-да...", "Я вас слушаю", "Очень интересно", "Не могли бы вы рассказать мне об этом больше?"
Дословное или близкое к тексту повторение всей фразы или ее части
1. Показать, что вы слушаете и понимаете, о чем идет речь
2. Проверить ваше понимание и вашу интерпретацию
... переспрашивайте, по-своему
формулируя основные
"То есть вы хотели бы, чтобы ваши сотрудники больше доверяли вам? Не так ли?"
Уточнение
1. Помочь вам прояснить сказанное
2. Получить больше информации
3. Помочь говорящему увидеть другие аспекты
... задавайте вопросы
"Когда это случилось?", "Что вы имеете в виду, говоря о...?", "Что значит...?"
Выражение сопереживания
1. Показать, что вы понимаете, что может чувствовать другой человек
2. Помочь другому человеку оценить собственные чувства
3. Признать значимость
чувств и переживаний
... показывайте, что вы
понимаете чувства другого
...признайте значимость проблем и чувств собеседника
"Вы, кажется, очень расстроены?", "Мне кажется, вам не нравится эта работа"
Подведение итогов
1. Свести воедино важные факты и идеи
2. Создать основу для дальнейшего обсуждения
...заново сформулируйте основные идеи
"Так значит, этот вопрос
является для вас
Техники активного слушания
Согласно психологу Карл Роджерсу, для разрешения проблем личности, для помощи человеку вполне "безусловного принятия" его вами, и совсем не обязателен длительный глубинный психоанализ.
Безусловное принятие
- это, прежде всего,
Техника "эхо", то есть
дословное воспроизведение
Техника перефразирования - краткая передача сути высказывания партнера, начиная со слов "правильно ли я тебя понял, что ты..."
Техника интерпретации, то есть высказывание предположения об истинном значении сказанного, об его причинах или целях. Здесь можно использовать оборот "могу ли я предположить, что ты..."
Карл Роджерс изучал важность умения слушать. Открыв, что творческая способность решения проблемы есть в каждом человеке, он разработал методы раскрытия этой способности. Они включали активное слушание, безусловное положительное отношение, сопереживание и соответствующее несловесное поведение.
Роджер советовал следовать следующим принципам активного слушания:
· Слушай сопереживая -старайся понять и форму, и содержание.
· Старайтесь все прояснить для себя, перефразировав услышанную информацию или составив резюме.
· Задавайте вопросы и все выясняйте.
· Активное слушание принесет следующую пользу:
· Усилит чувство собственного достоинства.
· Поможет взаимодействию.
· Определит проблемы и способы их решения.
Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, показывает собеседнику заинтересованность в нем. При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно воспроизводить.
Смотрите на собеседника
Как уже было сказано
ранее, зрительный контакт
Если вы смотрите
в глаза собеседнику, тем
Если вы рассматриваете
собеседника «с ног до головы»,
Если в то время,
как собеседник что-то говорит,
Реагируйте
Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас...» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.
Не заканчивайте предложение вместо другого человека
Иногда у вас может
появляться желание «помочь»
говорящему и закончить за
него начатую им фразу. Даже
если вы уверены в том, что
правильно понимаете, о чем
хочет сказать человек, не
Задавайте вопросы на понимание
Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.
Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом.
При этом помните,
что каждый вопрос содержит
в себе ограниченное
Перефразируйте
Перефразирование означает
попытку уточнить смысл
Замечайте чувства
Фразы «Я понимаю
ваше состояние...»; «Я
Библиографический список
Руденский У.В., «Социальная психология», М., 1997г.
Андреева Г.М., «Социальная психология», М., 1998г.
Евтихов О. В., Практика психологического тренинга, СПб, «Речь», 2004 г.