Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:07, творческая работа
Актуальность исследования. Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии. Положительный ответ на вопрос о том, адекватны ли современные представления о симметрии асимметрии правого левого в природе в исследованиях интересующего нас феномена, может определяться, во-первых, тем, что по внешнему строению, форме человек представляет собой зеркально симметричный, право-левый объект природы, и, во-вторых, всей историей развития упомянутых представлений.
Особенности асимметрии зрения и слуха
Актуальность исследования.
Функциональная асимметрия как проблема
дифференциальной психофизиологии. Положительный
ответ на вопрос о том, адекватны ли современные
представления о симметрии асимметрии
правого левого в природе в исследованиях
интересующего нас феномена, может определяться,
во-первых, тем, что по внешнему строению,
форме человек представляет собой зеркально
симметричный, право-левый объект природы,
и, во-вторых, всей историей развития упомянутых
представлений.
Принцип симметрии
асимметрии привлекается к изучению проблем
морфологии, формообразования, психологии,
социологии, которых неизбежно должны
коснуться исследователи функциональной
асимметрии мозга. В анализе морфологии
живого этот принцип рассматривается
как «путь незнания структурированного
объекта без введения целеполагающего
аспекта: ни одному организму, вплоть до
самых интеллектуально продвинутых, ещё
ни разу не удавалось достигать целевого,
заранее спланированного изменения морфологии
собственного тела» [Преображенский Б.
В., 1983].
Принцип симметрии
имеет, на наш взгляд, важное значение
в исследованиях явлений природы, происхождения
асимметрии мозга, рассмотрении которых
в литературе почти господствует именно
целеполагающий аспект.
Определения симметрии
(соразмерность, гармония, однородность)
и асимметрии (беспорядок, несоразмерность,
неоднородность, непропорциональность),
основанные на перечислении свойств объектов,
дополняются другими определениями, в
которых выделяются не только самые существенные
свойства, но и связь между ними (например,
между однородностью и соразмерностью).
«Симметрия это категория, обозначающая
процесс существования и становления
тождественных моментов в определенных
условиях и в определенных отношениях
между различными и противоположными
состояниями явлений мира, асимметрией
называется категория, которая обозначает
существование и становление в определенных
условиях и отношениях различий и противоположностей
внутри единства, тождества, цельности
явлений мира» [Готт В. С, 1972, с. 370, и 375].
В этой работе принцип
симметрии асимметрии привлекается для
объяснения самого сложного (не только
природы и происхождения функциональной
асимметрии полушарий): организации зависимой
от функционирования целого мозга психики
человека.
Асимметрия зрения.
Различна острота зрения. Г. А. Литинский,
С. А. Ильина (1930) впечатление о лучшей бинокулярной
остроте зрения объясняют погрешностями
методики исследования, в частности, закрыванием
одного из глаз.
Зрачок при закрытии
глаза расширяется. Расширение это рефлекторно
передается исследуемому глазу, и острота
зрения его снижается. Исследуя остроту
зрения без закрывания глаза, авторы обнаружили,
что бинокулярная острота зрения равняется
монокулярной ведущего глаза. Превалирование
одного из глаз по показателю остроты
зрения сочетается с доминированием другого
глаза по степени смыкания век, При мимических
движениях» подмигивании у 70 % лиц преимущественно
закрывается неведущий глаз, у 10,2 % оба
глаза закрываются одинаково, у остальных
— преимущественно ведущий глаз. Этим
объясняют большую частоту поверхностного
травматизма ведущего глаза.
Различно
цветоощущение. Цвет, поступающий
одновременно в каждый глаз, окрашивает
бинокулярное поле зрения неодномоментно:
цветной фильтр, поставленный перед ведущим
глазом, определяет мгновенное окрашивание
бинокулярного поля зрения, а поставленный
перед неведущим — с латентным периодом.
Сравнив субъективный
отчет о восприятии зеленого, синего, желтого,
красного цветов правым и левым глазом
(51 женщина в возрасте 19–30 лет), установили,
что зеленый цвет воспринимается как более
яркий и насыщенный, если предъявляется
ведущему глазу; такого различия нет у
испытуемых с симметрией глаз [Ruggieri V. et
al., 1985].
Различна
двигательная активность мышц глаза. Относящиеся
сюда асимметрии частично описаны среди
асимметрий лица. Добавим следующие: ведущий
глаз первым устремляет взор к предмету,
неведущий направляет зрительную ось
на точку фиксации ведущего глаза; в ведущем
глазе раньше включается механизм аккомодации;
при фиксации предмета ведущий глаз управляет
установкой подчиненного [Сергиевский
Л. И., 1951]; мышцы неведущего глаза развиты
негармонично [Литинский Г. А., 1929].
Различна прицельная способность и локализация
объекта в пространстве.Наиболее
часто преобладает правый глаз, на втором
месте по частоте — левый, значительно
реже встречается равенство глаз. При
зрительно-пространственной симметрии
неустойчиво и неточно прицеливание; человек
с такой симметрией испытывает трудности
при локализации объекта в пространстве.
При правом ведущем глазе (по прицельной
способности) более совершенно правостороннее
монокулярное поле зрения, значительно
более обширное во всех координатах, особенно
кнутри и кнаружи. При доминировании левого
глаза преобладает левостороннее монокулярное
поле зрения.
Б. Г. Ананьев (1960) отмечает
еще связь ведущего глаза с ощущением
глубины, говорит о невозможности монокулярного
определения глубины при отсутствии ведущего
глаза — симметрии глаз. В бинокулярном
восприятии удаленности (глубины) объекта
по отношению к той точке пространства,
куда направлен взор наблюдателя, неодинакова
функция полушарий: «правое является ведущим
в обнаружении участка, лежащего вне основной
плоскости изображения; левое ответственно
за определение удаленности выделенного
участка по отношению к основной плоскости
изображения и за создание стабильности
восприятия глубины» [Порк М. Э., 1985], При
прицеливании мы видим лишь то, что составляет
поле зрения ведущего глаза, тогда как
поле зрения другого глаза «не остается
в памяти» [Ухтомский А. А., 1945].
Как и в отношении двигательной функции, при рассмотрении асимметрии зрительной функции выделяют предпочтение одного глаза в качестве прицельного и уровень функционирования того или иного глаза, т. е. собственно асимметрию по остроте зрения, величине поля зрения и т. д.
Известно, что ведущий глаз первый ловит предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший и контрастный.
Асимметрия функционирования орган зрения позволяет нам говорить о вовлечении конкретных структур мозга в акт восприятия окружающего мира: известно, что различие полей зрения у нормальных людей отражает асимметрию их мозга: левое поле зрение соответствует правому полушарию. Такого рода перекрест информации осуществляется через chiasma opticum: правыми половинами сетчатки каждого глаза воспринимается информация, находящаяся в левом поле зрения, которая поступает через зрительный перекрест в правое полушарие. Далее переработанная информация через мозолистое тело поступает в контралатеральное полушарие. Выявлено преобладание правой стороны поля зрения в восприятии вербальных стимулов, что выражено в большей степени у правшей.
Прицеливание одним глазом — это фиксация предмета на сетчатке одного глаза (такое расположение головы, при котором ось от предмета идет перпендикулярно к центру сетчатки глаза, которым прицеливаются).
Для определения ведущего (прицельного) глаза используется очень простая проба, которая, кстати, заново «открывалась» три раза. Сначала ее описал португальский монах Ла Порта в 1593 году, затем в 1928 году ее снова «открыл» один из американцев, а в 1963 году это же сделал один наш соотечественник.
Проба состоит в следующем. На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 3 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30-40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден.
По этой пробе выявлено, что для фиксации предмета чаще всего используется правый глаз (табл. 13.1), однако процент случаев его предпочтения не так высок, как предпочтение правой руки (соответственно 65 % и 95 %). Таким образом, по крайней мере, у 30 % людей предпочтение левого глаза не обусловлено праворукостью и доминантностью левого полушария. На самом же деле, и в оставшихся 65 % случаев нет никакой уверенности, что ведущий глаз «подстраивается» под ведущую руку и доминантное полушарие.
Другой факт, не совпадающий с теорией доминантного полушария, состоит в том, что нет совпадения между предпочтением одного глаза для прицеливания и асимметрией по остроте зрения. Многочисленные измерения остроты зрения не выявили доминирования какого-либо глаза у большинства обследованных, а если таковое имелось, то оно распределялось приблизительно в равных процентах в пользу того или другого глаза.
Доминирование одного глаза отсутствует по величине поля зрения, по величине аккомодации, рефракции и другим функциональным показателям.
Асимметрия слуха.
Однако более устойчивым видом сенсорной асимметрии считается слуховая асимметрия, так как зрительная асимметрия нивелируется после 30-35 лет, а слуховая – после 40-50 лет жизни. Наличие межполушарных связей обеспечивает передачу информации в другое полушарие. Большая часть нервных волокон идет в контралатеральное полушарие, то есть контралатеральные проекции мощнее, чем ипсилатеральные проекции от уха. Установлено, что передача информации происходит через подкорковые структуры. Несмотря на то, что контралатеральные пути лежат субкортикально, обмен информацией между полушариями происходит посредством мозолистого тела, причем вербальная информация поступает в левое полушарие, а невербальная - в правое полушарие, поэтому правое ухо ответственно за восприятие смысла, услышанной фразы, а левое ухо – за ее эмоциональную окраску. Было установлено, что низкочастотные звуки воспринимаются правым и левым ухом неодинаково. Так звуки низкой частоты лучше различает левое ухо, а звуки высокой частоты – правое ухо.
Предпочтение в использовании одного уха при слушании, прислушивании является твердо установленным фактом. Уже у новорожденного наблюдается предпочтение правого уха при восприятии слов и дискриминации фоне? что свидетельствует о том, что в левом полушарии имеется генетически запрограу мированный нервный субстрат, приспособленный для восприятия дискретных едг ниц, которые составляют основу языка (X. Хекаен [Н. Несаеп, 1976). Еще раньше Р. Пирс (R. Pears, 1953) определял ведущее ухо по тому, каким ухом человек поворачивается к источнику звука, когда тот плохо слышен. По его данным, правое ухо было предпочитаемым в 65.8 % случаев, а левое — в 34,2 %. Большинство людей (13 из 18), по данным Д. Бродбент и М. Грегори (1964) распознавали речевые сигналы точнее правым ухом.
Однако В. Д. Еремеевой (1989) выявлено несовпадение предпочтения руки и уха у половины детей 7 лет. Да и по сведениям других авторов, в том числе и приведенных выше, несовпадение ведущей руки и ведущего уха встречается у взрослых приблизительно в одной трети случаев.
По остроте слуха различия между правым и левым ухом вообще не выявляются (И. И. Славина, А. И. Качевская, 1959).
Альтман Я.А., Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Меншуткин В.В. О роли доминантного и недоминантного полушарий в организации пространственного слуха // Физиол. человека. - 1981. - Т.7, № 1. - С.12-19.
7. Альтман Я.А., Войтулевич С.Ф. О роли правого полушария головного мозга человека в локализации источника звука // Взаимоотношения полушарий мозга. - Тбилиси, 1982. - С.6-7.
8. Альтман Я.А. Локализация движущегося источника звука. - Л.: Наука. 1983. - 175 с.
9. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1955. - 188 с.
10. Альтман Я.А., Войтулевич С.Ф., Пак С.П. Межполушарная асимметрия слуховых вызванных потенциалов человека и локализация источника звука // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. - Л., 1985. - С.88-99.