Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:34, творческая работа
Понятие «деловая культура» мы часто используем в повседневной жизни. Так, что же оно значит? Деловая культура как правила воплощается в комплексе правил, некоторых традиций, каких-то характерных именно для этой культуры символов и ритуалов, которые в свою очередь постоянно дополняются и совершенствуются. Поскольку при совершении сделки обычно участвуют представители разных культур, с различными политическими взглядами, национальными традициями, религиозными убеждениями, привыкшие к различными укладом жизни, то очень важно при общении учитывать все эти особенности.
Правительство РФ
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Факультет психологии
Эссе по этнопсихологии
На тему:
«Особенности деловой культуры: Запад, Восток, Россия»
Москва 2012
Введение
Понятие «деловая культура» мы часто используем в повседневной жизни. Так, что же оно значит? Деловая культура как правила воплощается в комплексе правил, некоторых традиций, каких-то характерных именно для этой культуры символов и ритуалов, которые в свою очередь постоянно дополняются и совершенствуются.
Поскольку при совершении сделки обычно участвуют представители разных культур, с различными политическими взглядами, национальными традициями, религиозными убеждениями, привыкшие к различными укладом жизни, то очень важно при общении учитывать все эти особенности.
Успешное ведение бизнеса в мультинациональной среде требует хороших знаний особенностей. основных характеристик и специфики взаимодействующих культур, поэтому данную тему я считаю очень актуальной на сегодняшний день, где коммуникация между странами становится все более и более значимой в повседневной жизни. Следует отметить, что даже несмотря на глобализацию, различия в деловых культурах все еще остаются очень значительными.
В секторе деловых культур, как правило, выделяют западную деловую культуру и Восточную деловую культуру. Россия, о которой тоже пойдет речь в данной работе, занимает промежуточное положение Западной и Восточной культурами, поэтому имеет ряд особенностей характерные для первой и ряд особенностей характерных для второй культуры. В то же время стоит отметить, что деловая культура России имеет уникальные черты, характерные только для этой страны, что возможно связано с независимым и особенным развитием нашей страны на протяжении истории.
Среди деловых культур, как правило, выделяют 2 полюса – это Восточная деловая культура и Западная деловая культура. К Западным культурам относят американские и западно-европейские деловые культуры, а к Восточным - деловые культуры таких стран как: Япония, Китай, Тайвань, Сингапур и страны ислама. Данные полюса культур сильно различаются это связано как с религиозными особенностями, так и разными путями в историческом развитии.
Россия же даже по географическому положению занимает промежуточное место между Востоком и Западом, а так же по ряду параметров, а именно: индивидуализм и коллективизм, иерархичность и эгалитаризм, деловая культура России так же занимает промежуточное положение.
Так как особенности ведения бизнеса сильно зависят от культуры страны, и сильно отражаются на деловых взаимоотношениях, то изучение ценностных особенностей стран всегда было очень актуальным. В данной работе я бы хотела привести как пример исследование Хофстеда, который выделил основополагающие аспекты, которые и влияют на стиль и особенности ведения бизнеса представителями различных культур. Ховстед выделил четыре основные характеристики- это индекс индивидуализма, коллективизма; степень иерархичности или дистанцированности, степень избегания неопределенности,; мужской и женский стиль деловых отношений. (Лебедева, 2011)
Индивидуализм характерен для западных культур, особенно ярко выражение данного качества видно у американцев. Для них индивидуализм рассматриваемый как индивидуальная инициатива, ответственности, является двигателем общественного прогресса, поскольку индивидуальный интерес - это одно из главных условий участия человека в какой-либо деятельности, то есть все люди работают добровольно, места построены на индивидуализме и по карьерной лестнице продвигаются индивидуально, а поскольку все происходит на добровольной основе, то работу можно всегда покинуть если она не отвечает индивидуальным интересам. (Стефаненко, 2003) Иными словами, в западных обществах люди объединяются в группы для достижения общей цели, но при этом остаются достаточно автономными и действуют исключительно в своих целях. В Восточных культурах индивидуализм зачастую рассматривается как угроза обществу, в таких культурах личность не является самостоятельной единицей, а лишь часть группы. Для таких стран характерен коллективизм и групповая ориентация. ( Ховстед, 1980)
Для Западных культур на первое место всегда ставились права человека, в азиатских странах совсем другие приоритеты, где права и интересы группы, будь то семья или компания, в которой работает индивидуум, важнее прав отдельной личности. Отсюда можно сделать вывод, что представители Западной культуры намного боле социально мобильны, нежели представители Восточных культур, на мой взгляд, это связано с тем, что коллективистских странах человек связан множеством обязанностей в отношении большого количества, к которым он принадлежит.
Степень иерархичности власти, в культурах Запада и Востока так же сильно различается. Для Восточной культуры характерна жесткая иерархия, большая дистанцированность власти, уважение и почтение к старшим. К примеру, Японское общество, организованное по вертикали, ценит стаж работы выше, чем квалификация. (Кузин, 2007)
В тоже время лояльность по отношению к группе рассматривает на Востоке как предательство и не уважение к целому обществу.
В Западных культурах напротив
свойственен стиль отношения
равных, то есть эгалитаризм, в
таких странах обществом
Если обратится к вопросу межкультурной коммуникации, то можно заметить сильные различия в речи в зависимости от контекста. Данный параметр впервые выделил Холл, и разделил на высококонтекстные и низкоконтекстные страны. (Мацумото, 2002). «Культуры высокого контекста меньше полагаются на эксплицитный, разговорный язык при передаче мыслей и сообщений, поскольку значительная часть информации, которую необходимо передать в коммуникативном эпизоде, описана параметрами контекста - физической обстановкой, статусными отношениями между участниками интеракции, предыдущим ходом дискуссии, будущими целями участников интеракции и т. д.» (Мацумото, 2002, с. 125). К высококонтекстуальным странам в основном относятся страны Азии и Востока. В низкоконтектуальных странах, например, США, смысл сказанных слов можно легко понять вне зависимости от контекста. Контекстные различия сильно заметны при ведении бизнеса. Так в США , как у представителя низкоконтектсных стран, вербальные навыки ценятся очень сильно, и при совершении сделки используют письменные контракты, а в странах Востока наиболее типичным способом предпринимательской деятельности является широкое, развернутое устное соглашение между сторонам. ( Мацумото, 2002)
Если посмотреть на способ выражения мыслей с точки зрения россиян, то зачастую Восточные страны они воспринимают с опаской, считая, что такое непрямолинейное выражение мыслей за хитрость, лукавство или даже нечестность. В то же время такая традиция западного бизнеса, как не разделение слов и поступков и желание побыстрее оформить сделку, воспринимается как простодушие, слишком сильная прямолинейность и неосмотрительность.
Очень сильные различия на Западе и Востоке имеет компромисс, который в Восточной культуре имеет негативный оттенок, и воспринимается как слабость характера, неспособность отстоять свою позицию, в западной же культуре – это жест доброй воли и сильное желание решить стоящую проблему.
Еще одним очень важным отличие считается отношение ко времени. Холл выделил монохроническое восприятие времени характерное для западных цивилизаций, для них время - это ресурс который нужно планировать и правильно использовать, и полихноничесике восприятие времени, характерное для высококонтекстуальных культур, где больший акцент во внимании делается на взаимоотношениях между индивидуумами , а не на временных ограничениях. Для полихронических культур свойственна большая терпимость к опозданиям или иного рода задержкам, в отличие от монохронических культур, где все принято делать вовремя, а пунктуальность и точность – это главный залог хорошей репутации.( Лебедева, 2011)
Так же следует отметить, что среди стран запада и востока сильно отличается и само отношение к работе. Для стран Западной культуры, работа – это некий инструмент для получение прибыли, они работают, что бы получит выгоду для себя и улучшить материальное положение, в то время как для Восточной культуры работа – это процесс несения обязательств перед обществом, семьей и собой. (Кузин, 2007)
Выше мы уже рассмотрели основные различия в деловой культуре стран Запада и Востока. Теперь я бы хота перейти к рассмотрению деловой культуры сложившийся в России. Стоит отметить, что деловая культура в нашей стране сложилась стихийно в процессе перестройки экономики, так как не могли сформироваться в прежних системах. Получается, что Россия не имеет четко сложившихся систем ценностей, и деловая культура все еще формируется. Я считаю, что поскольку Россия имеет свой путь исторического развития не повторяющий ни западные, ни восточные культуры, то и российская деловая культура является уникальной, она не должна брать пример с других, а должна строиться индивидуально, в соответствии с происходящими в стране изменениями. Несмотря на то, что Россия во всем стремится походить на Запад, я все же придерживаюсь позиции, что это не правильный подход, поскольку русский человек - это уникальный человек.
На данном этапе для деловых отношений в Росси характерна сила неформальных отношений и высокая ценность доверия и личная преданность. Иными словами, для россиян характерно пренебрежение формальностями, и стремление вести дело только с хорошо знакомыми людьми или родственниками. На мой взгляд, это связано с тем, что Россия еще не до конца отошла от системы отношений существующей при советском союзе. Для работников характерна высокая поглощенность работой, причем, чем большую должность занимает человек, тем больше времени он работает, стремится сделать всю работу самостоятельно без помойников ( Струоква, 2004). Для России в отличие от стран Запада, например, Кореи, при приеме на работу всегда требуется, опыт. Так же очень важным, и вызывающим возмущение среди представителей стран запада, является отсутствие у Российских работников привязанности к компании, и как следствие легкость смены места работы, и не долгосрочное планирование.
В российской культуре можно найти довольно много сходств с деловой культурой Запада. Так, в России индивидуальные потребности ставятся выше потребностей и интересов группы, и высокая мобильность.
Схожесть с Восточными культурами видна в дистанцированности власти и подчинении и страхе пред высшим руководством.
Итак, рассмотрев Западную,
Восточную деловые культуры, а
так же деловую культуру России,
можно заметить довольно сильные
различия, как в поведении
людей, так и в их отношении
к работе. На мой взгляд, учитывать
особенности культуры при ведении
деловых переговоров очень
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что каждая из культур имеет ряд особенностей: территориальных, демографических, моральных, религиозных, политических, этнических, социальных, которые значительным образом сказываются, а возможно и определяют деловую культуру страны.
Для западных культур характерны индивидуализм, стиль отношения равных, прямолинейность в разговоре, учет времени. Для представителей данной культуры работа мотивируется экономическим вознаграждением.
Для восточных культур,
напротив, характерен коллективизм,
жесткая иерархия и
Для России, как страны
совмещающей в себе особенности
обеих полюсов деловой
Список литературы
Информация о работе Особенности деловой культуры: Запад, Восток, Россия