Особенности интернет-зависимого поведения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 01:39, реферат

Описание работы

С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином аддикт мы будем понимать зависимых пользователей). Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

Файлы: 1 файл

социальная псих.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

-Использование компьютера вызывает дистресс.

-Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу.

 

Интернет-зависимость (Cyber Disorder) войдет в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

 

Также Голдберг характеризует интернет-зависимость как "оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности".

 

Впервые научный подход к изучению феномена "интернет-зависисости" продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются:

 

-навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

-предвкушение следующего сеанса он-лайн;

-увеличение времени, проводимого он-лайн;

-увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

 

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые выглядят следующим образом:

 

-киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом ;

-пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;

-навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;

-информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;

-игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

 

Адаптированный вариант теста К. Янг использовался и российскими исследователями, которые получили более 600 анкет, из которых было принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% - среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используют Интернет для работы, остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.

 

Распространенность этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг - 1-5%), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%) (по данным некоторых английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском интернете пока женщин просто в принципе меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки или любовные/избегания аддикты. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тесту К. Янг "пограничное" количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой "игрушкой".

 

По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т.п. То есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить "нет", в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована

 

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности (болезни зависимого поведения) и люди имеющие такие черты попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, Интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

 

Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества (страх быть покинутым) и желание избежать его, часто бывает социальная дезадаптация, которая характеризуется узким кругом общения (возможно общение со многими людьми, но очень поверхностное), не умением высказать, поделиться своими переживаниями с окружающими, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность (как следствие возможно отсутствие постоянной работы). Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии.

 

Таким образом, благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности.

 

Чрезмерное влечение к общению в интернет крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение.

 

Так, например, американский суд лишил родительских прав 35-летнюю жительницу штата Флорида, которая так увлеклась интернетом, что перестала уделять должное внимание двум своим детям. После развода с мужем она поставила в своей спальне компьютер, повесила на дверь замок и проводила у машины целые сутки, не отвечая на призывы детей.

 

Часть 2.

 

1.Терапия:

За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг. В российском интернете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ - сетевой аналог "телефона доверия" и "Виртуальная психологическая служба". Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

 

2. Методики выявления интернет-зависимого поведения.

 

ТЕСТ КИМБЕРЛИ ЯНГ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

 

Ответьте, пожалуйста, предельно честно на следующие вопросы:

 

 

 

 

1.Часто ли Вы замечаете, что проводите «онлайн» больше времени, чем намеревались?

2.Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?

3.Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

4.Часто ли Вы заводите знакомства с пользователями Интернет, находясь «онлайн»?

5.Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?

6.Часто ли страдают Ваши успехи в учебе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?

7.Часто ли вы проверяете электронную почту, раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8.Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?

9.Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?

10.Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?

11.Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете?

12.Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?

13.Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?

14.Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

15.Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании «онлайн»?

16.Часто ли Вы говорите себе «еще минутку» находясь «онлайн»?

17.Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?

18.Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?

19.Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

20.Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь «онлайн»?

 

Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале:

 

НИКОГДА или КРАЙНЕ РЕДКО - 1 балл

 

ИНОГДА  - 2 балла

 

РЕГУЛЯРНО  - 3 балла

 

ЧАСТО - 4 балла

 

ВСЕГДА  - 5 баллов

 

Теперь подсчитайте результат:

 

20-49 баллов – Вы учебный пользователь Интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.

 

50-79 баллов – у Вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если Вы не обратите на них внимание сейчас – в дальнейшем они могут заполнить всю Вашу жизнь.

 

80-100 баллов – использование Интернета вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта.

 

Часть 3.

 

Выводы:

Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернет у уже сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкого распространения интернет-зависимости, о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии данного расстройства, однако такие пациенты уже существуют "здесь и сейчас" и с течением времени меньше их не станет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Кимберли Янг Web-публикации 1996-1999

2.Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева “Социодинамическая психиатрия”

3.Сайт в интернете: http://www.myvibor.ru/poleznoe_info/psihika/psihika18.php

1

 



Информация о работе Особенности интернет-зависимого поведения личности