Особенности использования проективных методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:22, творческая работа

Описание работы

В большинстве случаев необходимость применения психодиагностики, возникает в следующих областях социальной практики:
-расстановка кадров, профотбор, профориентация;
-оптимизация обучения и воспитания;
-прогнозирование социального поведения (например, психологическое обследование военнослужащих и пр.);
-судебно-психологическая экспертиза;
-консультативная, психотерапевтическая помощь.

Файлы: 1 файл

ТР , Психодиагностика.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Северодвинский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Психодиагностика

Тема

Особенности использования  проективных методик

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

1. Особенности использования проективных  методик………………3

Основная часть

Глава 1. Особенности использования  проективных методик

В большинстве случаев необходимость  применения психодиагностики, возникает  в следующих областях социальной практики:

-расстановка кадров, профотбор,  профориентация;

-оптимизация обучения и воспитания;

-прогнозирование социального поведения  (например, психологическое обследование  военнослужащих и пр.);

-судебно-психологическая экспертиза;

-консультативная, психотерапевтическая помощь.

Вопрос  о применении проективных методик  в отечественной психологии остаётся весьма спорным. Однако представляются неверными любые крайности при  решении этого необыкновенно  важного вопроса. Сегодня, когда  у психологов есть необходимость  в экспериментальных процедурах исследования индивидуума, еще более значимо сделать объектом специального исследования проективные методики, своей многолетней историей доказавшие пользу в разрешении многих задач прикладной психологии.

Практичность  использования проективных методик в прикладных психологических исследованиях не вызывает сомнения, но периоду широкого внедрения их в практику должен обязательно предшествовать этап теоретической проверки.

Возрастает  использование игровых техник в  клинической диагностике и изучении личностного развития детей. Испытуемому могут быть выданы в качестве материалов практически любые игрушки или игры либо обыкновенные деревянные кубики для свободной игры или выполнения определенного запланированного задания. Например, постройки башни, классификации по признакам, возведение сцены для представления или некой другой организации игровых материалов в определённую конфигурацию, выражающую для испытуемого значимую в эмоциональном плане модель. Дети меньше подвержены скрытности и не прячутся за  защитными механизмами, меньше осознают степень своего самораскрытия в игре.

Используются  не только игровые предметы, но также  различные неопределенные материалы, такие, как пластилин для лепки, тесто, грязь, а также другие субстанции подобной консистенции, позволяющие испытуемому, обращаясь с ними по своему усмотрению, делать из них  различные предметы. В этих игровых ситуациях индивидуум часто переживает катарсис, выражает эмоции, которые в другой ситуации остались бы подавленными или замаскированными, или символическое избавление от обид и враждебности, которые длительный период перекрывались внешне положительным поведением. Театральная сценическая игра с игрушечными фигурами и декорациями также служит основанием для выявления у исследуемого своих индивидуальных трудностей и разрешения многих эмоциональных проблем. Маленькие пациенты создают из глины фигурки, посредством которых выражают сильнейшие тревоги и искажения психики.

Художественные  средства дают следующую линию богатых  возможностей для изучения личности проективным методом. Создание рисунков пальцами во многом позволило проникнуть в сущность личностных особенностей и проблем ребёнка. Выявлена чрезвычайная польза рисования при изучении характера личности и её эмоциональных нарушений. Изображение фигур - отличный способ изучения внутреннего мира ребёнка. Рисуночные тесты просты в использовании, не вызывают опасений и могут использоваться там, где другие техники ограничены такими моментами как трудности общения, культурный и языковой барьеры. Наличие сложностей в развитии ребёнка это комплексный многофакторный процесс, и попытки понять возникшие сложности через рисунки - лишь единичный шажок в усилии вникнуть в проблему. Методы не претендуют на попытку разыскать универсальное решение детских проблем в рисунках. Психологи применяют проективные тесты как приложение терапевтическим техникам, которые дают возможность более глубоко вникнуть в проблемы детей.

Выразительные движения (например почерк индивидуума) предоставляют еще один подход к  пониманию личности, очень хорошо раскрывающей своё видение жизни в обыденных жестах и двигательных паттернах, выражениях лица, позе и походке. Многими психологами они не признаются, так как не выдерживают психометрических требований надёжности и валидности, однако их используют вкупе с клиническими и другими исследованиями личности, выявляя постоянно возрастающую обоснованность при сравнении результатов одного и того же испытуемого при независимом тестировании каждым из этих способов. В эту группу методов также необходимо включить наблюдение за всеми видами тиков и технику танца, так как они обнаруживают напряжённость, тревогу и другие скрываемые чувства.

В России проективные методики не нашли  широкого распространения, разве что  за исключением теста Люшера и  отдельных рисуночных тестов. Видимо, это не в последнюю очередь связано с отсутствием традиций, складывавшихся за рубежом не одно десятилетие, и, кроме того, определенной сложностью работы с этими методиками.

Учитывая  потребности практики, а также  направление развития исследовательского инструментария российской психологии, можно предсказать постепенное объединение проективных методик с тестами. Работа в этом направлении, если она будет выполняться объединенными усилиями квалифицированных клинических психологов и специалистами в области психометрики, даст возможность расширить область применения проективных методик и сделает их наследием большого числа исследователей.

Использование проективных методик в подростковой и детской психологии и психиатрии охватывает огромный круг вопросов, определяющих их роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов; мир фантазии; проблем детских страхов и желаний; диагностические и прогностические данные психического развития детей в патологии и норме; семейное и школьное окружение и др.

В изучении детской психики посредством  проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: от проблем сексуального насилия  до трудностей в учебе и  процессов, происходящие в семье.

Изучение с помощью проективных  методик проблем пожилого и старческого  возраста позволяет исследовать  специфику психологической защиты в процессе старения; влияние возраста на креативность; показатели личностных изменений и др.

 Достоинства и недостатки  проективных методик

Достоинства проективных методик: Во-первых, тестируемый не может  догадываться, что именно из того, что  он делает, подвергнется анализу и  исследованию. Таким образом меньше возможностей так называемой «подделки» со стороны испытуемого. Условия проведения исследования бывают самыми разнообразными, и в силу многих причин объективного и субъективного характера человек может иметь желание скрыть или умолчать о каких либо фактах. Словом, проективные методики выступают, если так можно выразиться, в роли рентгеновского излучения, открывающего внутренние, не видимые простым глазом механизмы.

Во-вторых, это простота использования. Многие проективные методики основываются на изучении продуктов человеческого  творчества. Не требуется свидетельства  в  глубоких познаниях в той или иной сфере, не надо заниматься самоанализом.

В-третьих, проективные методики практически  являются универсальными в отношении  любых возрастных категорий исследуемых. Один из самых больших плюсов - это  возможность их применения  с  дошкольного возраста и до преклонного.

В-четвертых, применение подобной методики в самом начале тестирования расслабляет  пациента и дает возможность специалисту  наладить с ним определенный контакт.

Недостатки проективных методик: Во-первых, трудоёмкость.

Во-вторых, значительные временные  затраты, требуемые для получения  необходимого психодиагностического  результата.

В-третьих, серьезная субъективность интерпретации.

В-четвертых, проективные методики не имеют строго унифицированных  правил проведения. Сам исследователь выбирает различный стиль поведения при общении с уверенными в себе испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут. Таким образом, нарушается сопоставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

В-пятых, на сегодняшний день не получено совершенно убедительных доказательств надежности и валидности основных проективных методик. Появление проективного подхода к диагностике личности - важнейший этап в развитии психодиагностики, так как возникают методики качественно отличающиеся от традиционных. Главной отличительной чертой проективных методик является то, что в них применяют неопределенные или слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека.

Специфика проективного метода состоит в том, что он направлена на выявление, прежде всего, субъективно-конфликтных отношений или «значимых переживаний». Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать такой отзыв индивидуума на предъявляемый стимул, который менее всего подвержен тенденции следовать социально принятым образцам поведения.

        Проективные  методики - это методики, работающие  на основе  феномена проекции. Они используются для исследования тех индивидуальных внутренних особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению. Проекция - особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании окружающим объектам (например, другим людям) особых свойств, находящихся в определенном взаимодействии с психическими свойствами, присущими самому объекту. Она основана на том, что интерпретация и восприятие действительности,  в большой степени зависит от потребностей, установок, мотивов, психического состояния человека. В психологической науке проекцией именуют следующие процессы:  индивидуум воспринимает окружающий мир и реагирует на раздражения в соответствии со своими интересами, привычками, способностями, продолжительными или мгновенными аффективными состояниями. Этот факт и находится в основе так называемых проективных методов.  Рисунок ребенка раскрывает его личность; при определенных стандартных тестах, индивидуум сталкивается со слабоструктурированными ситуациями и неопределенными стимулами, что дает возможность определять, по определенным правилам расшифровки и в соответствии с особенностями вида творческой деятельности, определенные черты характера испытуемого, а так же и организацию его поведения и его эмоциональной жизни. Понятие “проективные” был впервые введен Л. Франком в 1939 г. Определив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Франк сделал попытку классифицировать их. Эта классификация, невзирая на наличие многих других, с более поздними изменениями и дополнениями наиболее полно характеризует сегодня технику проективной методики. Различают следующие типы проективных методик: 1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в ходе которой  испытуемому необходимо создать некую структуру из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо неопределенный материал, которому необходимо придать смысл. 2. Конструктивные. Даются оформленные детали (например, фигурки людей или животных, макет их жилищ и пр.), из которых требуется не только собрать осмысленное целое, но и объяснить его. 3. Интерпретационные методы - как следует из определения, испытуемому необходимо дать определение конкретному стимулу, основываясь на собственных понятий. 4. Катартические. Предлагается занятие игровой деятельностью в организованных определенным способом условиях. 5. Экспрессивные. Анализ особенностей речи, почерка, рисунка, сделанного испытуемым на свободную или заданную тему. 6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора  испытуемого стимулов из нескольких предложенных к выбору. 7. Аддитивные. От испытуемого требуется закончить  предложение, рассказ или историю по имеющемуся началу. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных,  мотивации тех или иных поступков  испытуемого.

 

 




Информация о работе Особенности использования проективных методик