Особенности коммуникативной деятельности адвоката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

В криминалистике современные экспертизы в зависимости от предмета, объектов, методов исследования, характера специальных знаний делятся на 10 классов: криминалистические, медицинские и психофизиологические, инженерно-технические, инженерно-транспортные, инженерно-технологические, экономические, биологические, экологические, сельскохозяйственные, искусствоведческие. В соответствии с данной классификацией судебная психологическая экспертиза (СПЭ) отнесена к классу «медицинские и психофизиологические экспертизы», который включает четыре рода судебных экспертиз: медицинская, психиатрическая, психологическая и комплексная психолого-психиатрическая.

Содержание работы

1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.....3

2. Особенности коммуникативной деятельности адвоката.............................8

3. Список литературы.......................................................................

Файлы: 1 файл

Правовая психология.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия

Институт заочного и ускоренного обучения

 

Кафедра правовой психологии и судебных экспертиз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Юридическая психология»

ВАРИАНТ №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила:

                                                                            студентка 2 курса з/о

                                                            211 группы

Кудактина Алина Раилевна

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2013

 

 

Содержание:

 

 

1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.....3

 

2. Особенности коммуникативной деятельности адвоката.............................8

 

3. Список литературы..........................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве  

 

В криминалистике современные экспертизы в зависимости от предмета, объектов, методов исследования, характера специальных знаний делятся на 10 классов: криминалистические, медицинские и психофизиологические, инженерно-технические, инженерно-транспортные, инженерно-технологические, экономические, биологические, экологические, сельскохозяйственные, искусствоведческие. В соответствии с данной классификацией судебная психологическая экспертиза (СПЭ) отнесена к классу «медицинские и психофизиологические экспертизы», который включает четыре рода судебных экспертиз: медицинская, психиатрическая, психологическая и комплексная психолого-психиатрическая. Однако, как отмечает В.Н. Китаева, психология и психофизиология - самостоятельные отрасли науки, поэтому класс «судебно-медицинские и психофизиологические экспертизы», по мнению ученого, должен быть переименован в класс «судебно-медицинские и психологические экспертизы».

В литературе встречаются классификации судебных экспертиз, в которых СПЭ выделяется не как род, а как самостоятельный класс. Так, криминалисты А.И. Иванов и Е.С. Лапин по характеру используемых специальных знаний наряду с криминалистическими, биологическими, медицинскими (включающими роды медицинских и психиатрических экспертиз) и иными классами называют класс психологических экспертиз.

О необходимости выделения СПЭ в качестве класса высказалась и Е.Н. Холопова. Так, анализируя положение СПЭ в системе судебных экспертиз, различные теоретические схемы и экспертную практику Е.Н. Холопова предложила рассматривать СПЭ не как род класса «медицинские и психофизиологические экспертизы», а как класс «судебно-психологическая и патопсихологическая экспертиза». Исходными критериями для такого решения послужили положения, согласно которым определение границ и компетенции каждого класса экспертизы должно принципиально детерминироваться предметными классификациями базовых наук, и в один класс не должны попадать науки, имеющие разные предметы изучения, научные принципы, методы и средства соответствующих исследований. Взяв за основу утверждение, что определение границ и компетенции каждого класса экспертизы должно принципиально детерминироваться предметными классификациями базовых наук, Е.Н. Холопова обосновывает и предлагает выделять следующие самостоятельные классы, представленные в предыдущей классификации как роды: судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-психологическая и патопсихологическая, судебно-психофизиологическая экспертизы.

Если класс судебной экспертизы, по мнению Е.Н. Холоповой, определяется ее связью с конкретной наукой, то род судебной экспертизы характеризует конкретную группу носителей юридически значимой информации с общими закономерностями о ней.

Мы согласны с аргументацией Е.Н. Холоповой, касающейся принципов образования классов судебных экспертиз, а также выделения психологической экспертизы в качестве самостоятельного класса. Понятен и прагматический смысл выделения в данном классе двух родов экспертиз - психологической и патопсихологической. Дело в том, что государственная судебно-экспертная деятельность психологов в настоящее время осуществляется двумя способами. Во-первых, - экспертами психологами, работающими в судебно-экспертных учреждениях Минюста России и участвующими в проведении однородных судебно-психологических экспертиз. Во-вторых, - медицинскими психологами, работающими в судебно-экспертных учреждениях МЗСР РФ и выступающими в качестве судебных экспертов при проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ). Сложилось и две системы профессиональной подготовки экспертов психологов: в системе Минюста осуществляется постдипломная подготовка экспертов- психологов, а в системе Минздрава на сегодняшний день подготовка экспертов-психологов заключается в тематическом усовершенствовании по медицинской и судебной психологии. В этой связи выделение родов экспертиз «психологическая» и «патопсихологическая» вполне соответствует современному состоянию судебно-экспертной психологической службы в нашей стране.

Вместе с тем заметим, что понятие «психологическая» шире понятия «патопсихологическая» и семантически первое соотносится со вторым как целое с одной из своих частей. Патопсихология является отдельной отраслью науки психологии. И судебная психология, и патопсихология относятся к отраслям науки психологии. Однако только данными отраслями не ограничивается сфера использования специальных психологических знаний при проведении судебных экспертиз. Патопсихологическая экспертиза используется при проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Обследование несовершеннолетних обвиняемых желательно поручать специалисту в области возрастной или педагогической психологии. При проведении СПЭ дорожно-транспортных происшествий необходимо исследовать психофизиологические, инженерно-психологические, психические, социально-психологические особенности условий ДТП, и, следовательно, судебные эксперты должны получать подготовку в рамках соответствующих специализаций. При проведении СПЭ преступной группы эксперты психологи должны обладать специальными знаниями в области социальной психологии. Таким образом, в общетеоретическом плане нет оснований придавать патопсихологии особый судебно-экспертный статус.

Другая точка зрения на обозначение класса, включающего СПЭ как род, высказана судебным экспертом психологом С.С. Шипшиным. По его мнению, СПЭ вместе с психофизиологической являются родовыми в отдельном классе «психологические и психофизиологические экспертизы». Согласно приказу Минюста РФ от 14 мая 2003 года №114 СПЭ вошла в Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста РФ. При этом род экспертиз был определен как «Психологическая», а экспертная специальность названа «Исследование психологии и психофизиологии человека» [Цит. по: Холопова Е.Н 2004: 22, 23]. В систему СПЭ кроме перечисленных С.С. Шипшин включает в качестве родовой психологическую экспертизу в ювенальной юстиции [Шипшин С.С. 2007].

В классификации С.С. Шипшина в один класс с СПЭ вошла психофизиологическая экспертиза, материнской наукой которой является не собственно психология, а смежная с психологией научная сфера. При проведении психофизиологических экспертиз средствами науки физиологии устанавливаются физиологические параметры, которые в дальнейшем получают психологическую интерпретацию. Однако такой случай не является единственным в системе судебных экспертиз. Аналогичная ситуация складывается и при проведении психолингвистической экспертизы: на основании установленных лингвистических параметров текста или его фрагментов методами лингвистики делаются выводы психологического порядка (цель создания текста, характер его психического воздействия на реципиента, психологический портрет автора и др.). Таким образом, следуя логике С.С. Шипшина, и психолингвистическую экспертизу необходимо включить в один класс с СПЭ.

В этой связи закономерной представляется классификация, предложенная Т.Н. Секераж. В ней класс «психологические экспертизы» включает три рода: психологическую (как экспертизу психических процессов, свойств и состояний), психофизиологическую и психолингвистическую экспертизы.

Мы разделяем мнение ученых, выделяющих СПЭ как самостоятельный класс в системе судебных экспертиз, в котором собственно психологическая экспертиза является родом и представлена экспертизами, опирающимися на все возможные в настоящее время отрасли науки психологии. Другие роды экспертиз данного класса составляют те, с помощью которых формируются экспертные выводы судебно-психологического характера, однако в качестве средства для этого используются возможности не только психологической науки (например, физиологии, лингвистики и др.). Поясним данное положение аналогией из области судебно-психиатрической экспертизы: при ее проведении для установления характера психического расстройства проводится экспериментально-психологическое исследование подэкспертого, однако от этого экспертиза не становится психологической, а остается психиатрической, поскольку данные психологии являются средством для получения психиатрических выводов.

Е.Р.Россинская выделила критерии, на основании которых можно дифференцировать сложившиеся и формирующиеся роды (классы) судебных экспертиз. К формирующимся отнесены те, которые еще не имеют четко выраженного родового деления. Следует согласиться с мнением ученых, считающих, что по сравнению с такими судебными экспертизами, как медицинская или психиатрическая, СПЭ не имеет столь отлаженной структуры [Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. 2005: 416]. Дискуссионным остается вопрос определения класса, включающего СПЭ, а также перечня родов экспертиз данного класса. Вместе с тем мы разделяем мнение о том, что в настоящее время наблюдается тенденция обособления СПЭ в самостоятельный класс, а также предпринимаются первые попытки определить роды данной экспертизы.

 

 

 

 

 

 

2. Особенности коммуникативной деятельности адвоката 

 

Эффективность коммуникации в зале суда обеспечивается использованием вербальных и невербальных приемов. К факторам, влияющим на эффективность сообщения относятся: во-первых, особенности сообщения: последовательность выступлений (если два сообщения предъявляются друг за другом, то больше влияние оказывает первое из них, но если между ними проходит значительное время, то более эффективным оказывается второе;  длительность сообщения: в частности большинство американских юристов, выступающих в суде, предполагает, что оптимальное время для произнесения заключительных речей в прениях составляет   30 минут- 1,5 часа, а к основным коммуникативным умениям, необходимым юристу, относится планировать время своего выступления;  структура сообщения;  использование в речи вопросов;  повторение последних слов говорящего,  или какой-либо идеи; примеры,  сравнения, поговорки, цитаты; наглядность. Во-вторых, особенности коммуникатора: компетентность, искренность, надежность, внешняя и личная привлекательность коммуникатора. В-третьих, особенности аудитории:  интеллектуальные (уровень интеллекта, наличие специальных познаний); мотивационные (заинтересованность в  разрешении обсуждаемого вопроса); аффективные (эмоциональные состояния аудитории (страх, чувство жалости, хорошее настроение).  

Важнейшей частью, составляющей профессиональную коммуникацию адвоката является невербальное общение. Невербальное общение осуществляется с помощью невербальных  средств (мимики, жестов, поз, действий).

Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств,  представленных в прямой или в какой-либо знаковой форме. В процессе коммуникации опытный адвокат обязательно обращает внимание на выражение лица, позу собеседника, на его внешний вид и манеру поведения, на характеристики его голоса, покашливание. Все эти детали влияют на впечатление, которое складывается  у адвоката о партнере по общению, на эффективность взаимодействия с ним в целом. В то же время выступления самого адвоката сопровождаются жестами. Речь адвоката,  не подчеркнутая жестами, теряет половину своей  выразительности.  

Представление интересов доверителя в гражданском процессе отличается от работы адвоката в уголовном суде, в том числе и по психологическим аспектам. Выступая по гражданскому делу, адвокат оказывает своей стороне юридическую помощь. Основе внимание  он уделяет системе доказательств, правоте доверителя, обоснованию необходимостью вынесения решения суда в его пользу. В речи адвоката должны быть оценены обстоятельства дела, доказательства, обосновано применение соответствующей правовой нормы, даны предложения о решении дела в пользу доверителя.

Речь адвоката по гражданскому делу состоит из следующих структурных элементов:

1) вступление, установление коммуникативного контакта с судебной аудиторией; 2) определение исходной  позиции по рассматриваемому делу;

3) утверждение и обоснование фактических обстоятельств дела;

4) анализ доказательств, их систематизация и оценка;

5) определение правовой нормы, подлежащей применению для разрешения дела;

6) предложение о разрешении дела;

7) предложение о вынесении частного определения;

8) заключение обращение к судьям.  

Обосновывая притязания представляемой им стороны, адвокат должен раскрыть недоказанность утверждений противной стороны. В некоторых случаях, структурным элементом  в речи адвоката могут быть  личностная характеристика сторон и причины возникновения спора. Предлагая возможное решение по делу, адвокат может запросить суд удовлетворить иск  полностью или частично, отказать в его удовлетворении,  прекратить производство по делу, приостановить или оставить заявление без рассмотрения.

Таким образом, адвокату для успеха в профессиональной деятельности необходимы развитые коммуникативные способности, обеспечивающие эффективное профессиональное общение. Успех адвоката во многом зависит от умелого обращения с людьми, от правильного подхода к подзащитному, от взаимодействия с судом, следователем, прокурором. Защита законных интересов доверителя в гражданском  и в уголовном суде требует  от адвоката не только глубоких познаний в различных отраслях права,  но и знания риторики, этики, основ практической психологии.  

Информация о работе Особенности коммуникативной деятельности адвоката