Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
Сформулировать рекомендации по воспитательной и психо-коррекционной работе с конфликтными подростками.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
1.2. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста
Глава II. Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования
2.1 Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса
2.2. Исследование конфликтности у подростков
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, - подтвердилась.

Литература

 

Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. –  М. : Юрайт, 2010. – 811 с.

Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. – М. : Владос, 2003. – 208 с.

Анцупов, А. Я. Конфликтология : [учеб. для вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 490 с.

Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск : Наука, 1989. – 190 с.

Волков, Б.С.  Психология подростка : [учеб. пособие для вузов] / Б. С. Волков. – М. : Гаудеамус : Акад. проект, 2005. – 205 с.

Гонеев, А. Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. – М. : Академия, 2008. – 237 с.

Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.

Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлев. – М.: Российское пед. агенство, 1995.

Зайцев, А. К. Социальный конфликт / А. К. Зайцев. – 2-е изд. – М. : Academia, 2001. – 461 с.

Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса : пособие для студентов вузов / А. Г. Здравомыслов. – М. : Аспект-пресс, 1994 . – 317 с.

Катаева-Венгер, А. А Трудный возраст: подростки сегодня / А. А. Катаева-Венгер. – М. : Школьная Пресса, 2002. – 112 с.

Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. – СПб. : Лань, 1999. – 448 с.

Коринкова, Т. В. Подростки групп риска / Т. В. Коринкова. – СПб. : Питер, 2005.

Корчагина, Ю. И. Агрессивные дети / Ю. И. Корчагина // Здоровье детей. Приложение к газете "Первое сентября". – 2008. – № 2. – С. 37-40.

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости : учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – 2-е изд. – М. : Сфера, 2008. – 464 с.

Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология  развития : [учеб. для вузов] / В. С. Мухина. – 14-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 656 с.

Наш проблемный подросток : учеб. пособие / [Е. В. Алексеева и др.]. – СПб. : Союз, 1999. – 144 с.

Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2005. – 386 с.

Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская [и др.]. – М. : Ин-т  психологии РАН, 2007. – 331 с.

Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учеб. пособие. – М.: Флинта, 1998. – 96 с.

Степанов, В. Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие / В. Г. Степанов. – М. : Академия, 1996. – 321 с.

Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры : [учеб. пособие для вузов] / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 191 с.

Хухлаева, О. В. Психология подростка : [учеб. пособие для вузов] / О. В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М. : Academia, 2005. – 160 с.

 

 

Таблица 1

Исследование уровня конфликтности старших школьников 9 «А» класса по методике А. Баса – А. Дарки

Код

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражи

тельность

Негативизм

Обида

Подозритель

ность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

Индекс

агрессивности

1

Б.А

3

6

8

2

4

7

10

4

11

21

2

Б.А

5

7

4

1

2

4

9

7

6

18

3

Б.К

2

5

5

2

3

5

9

4

8

16

4

Б.О

6

1

6

3

3

4

5

5

7

17

5

В.О

3

2

1

2

3

1

5

5

4

9

6

В.М

3

3

7

2

4

5

6

6

9

15

7

Г.Д

7

5

6

1

6

4

7

5

10

20

8

Г.Д

8

6

6

2

3

4

8

6

7

22

9

Г.О

8

5

5

4

3

7

6

3

10

19

10

Г.А

2

3

4

1

3

4

7

6

7

14

11

Е.С

2

5

4

5

4

4

7

5

8

14

12

К.Ю

2

6

7

3

1

7

8

6

8

17

13

К.Л

1

4

4

2

5

3

6

3

8

11

14

Л.Н

2

4

6

3

3

4

8

6

7

16

15

М.Н

2

6

2

1

3

4

4

5

7

8

16

Н.Н

3

3

3

2

7

4

8

6

12

14

17

Н.А

11

4

4

2

3

8

5

7

11

20

18

Н.Д

8

4

8

1

5

5

7

7

10

23

19

П.И

9

2

7

2

7

2

6

4

9

22

20

С.С

7

5

8

4

3

6

8

4

9

23

21

С.М

4

4

5

2

4

6

8

4

10

17

22

С.А

6

3

4

3

4

5

11

8

9

21

23

С.С

4

6

5

5

5

5

6

4

10

15

24

Т.К

7

3

6

3

4

6

11

2

10

24

25

Т.Т

6

2

6

3

4

5

6

7

9

18

26

Т.Д

8

5

6

2

3

8

5

7

11

19

27

Т.А

4

2

6

2

4

6

8

7

10

18

28

У.К

6

5

6

2

5

4

6

9

9

18

29

Ф.Д

4

4

3

2

4

5

7

4

9

14

30

Ф.В

4

5

5

2

3

5

7

4

8

16

Среднее

4,9

4,5

5,2

2,4

3,8

4,9

7,1

5,3

8,8

17,3


 

Таблица 1

Исследование уровня агрессии младших школьников 3 «А» класса по методике А. Басса – А. Дарки

Шифр

Виды агрессии

Индекс враждеб-ности

Индекс агрессив-ности

Физическая

Косвен-ная

Раздражи-тельность

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербаль-ная

Чувство вины

1

А.А.

2

4

3

2

1

2

2

0

3

7

2

Б.И.

7

9

10

8

6

4

9

3

10

26

3

Б.А.

3

6

6

5

3

3

6

4

6

15

4

В.Г.

4

6

3

5

4

7

5

4

11

12

5

Г.Б.

5

7

5

6

3

4

6

5

7

16

6

Г.С.

6

10

9

9

5

6

8

5

11

23

7

Д.А.

6

5

7

4

4

5

6

6

9

19

8

Д.Л.

3

5

5

6

3

4

7

3

7

15

9

Д.E.

4

5

6

5

4

3

5

4

7

15

10

E.C.

5

7

3

6

4

6

5

5

10

13

11

З.С.

7

8

9

8

6

7

9

3

13

25

12

И.Д.

3

5

6

3

5

4

4

5

9

13

13

К.Л.

3

5

7

5

4

6

5

3

10

15

14

К.О.

8

9

10

7

6

5

8

4

11

26

15

Л.О.

3

4

5

3

5

4

5

5

9

13

16

М.О.

4

5

4

6

7

7

5

3

14

13

17

М.С.

5

5

3

6

4

3

7

4

7

15

18

Н.Ж..

3

4

4

2

1

3

3

1

4

10

19

П.А.

2

3

2

0

2

4

1

2

6

5

20

П.Р.

4

6

7

4

5

3

4

4

8

15

21

Р.Д.

4

6

7

5

4

3

6

5

7

17

22

У.М.

6

8

9

8

5

6

7

5

11

22

23

Ф.А.

9

10

8

9

7

5

9

3

12

26

24

Ш.В.

4

4

6

5

6

4

6

5

10

16

25

Я.А.

5

4

6

4

5

4

6

4

9

17

 

 

Среднее

4,6

6

6

5,24

4,36

4,48

5,76

3,8

8,84

16,36


 

 

Диаграмма 1

Исследование уровня агрессии младших школьников 3 «А» класса по методике А. Басса – А. Дарки

 

Диаграмма 3

Уровень развития враждебности и агрессивности у младших школьников по методике А. Басса – А. Дарки

 

Таблица 4

Представленность агрессивных детей по методике А. Басса – А. Дарки

Уровень агрессивности

Представленность у младших школьников

Кол-во чел

%

1

Не агрессивные

5

10

2

Нормальный уровень агрессии

 

30

 

60

3

Агрессивные

15

30


 

Таблица № 9

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях у старших школьников по К. Томасу в 9 «А» классе

Код

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Преобладающая стратегия

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

Б.А

4

5

5

7

1

избегание

2

Б.А

6

7

8

2

4

компромисс

3

Б.К.

8

4

5

6

7

соперничество

4

Б.О

6

7

6

6

5

сотрудничество

5

В.О

2

3

7

10

8

избегание

6

В.М

8

9

4

6

3

сотрудничество

7

Г.Д

6

6

3

7

8

приспособление

8

Г.Д

9

8

7

2

4

соперничество

9

Г.О

8

5

5

6

6

соперничество

10

Г.А

7

6

6

6

5

соперничество

11

Е.С

8

4

9

3

6

компромисс

12

К.Ю

8

5

7

3

7

соперничество

13

К.Л.

7

6

8

4

5

компромисс

14

Л.Н

7

6

5

4

8

приспособление

15

М.Н

4

8

4

6

7

сотрудничество

16

Н.Н

3

6

5

11

3

избегание

17

Н.А

8

4

9

2

7

компромисс

18

Н.Д

7

9

7

3

5

сотрудничество

19

П.И

8

5

5

9

3

избегание

20

С.С

5

7

6

4

8

избегание

21

С.М

7

4

8

4

7

компромисс

22

С.А

4

9

5

5

7

сотрудничество

23

С.С

7

9

4

5

5

сотрудничество

24

Т.К

7

5

7

3

8

приспособление

25

Т.Т

10

6

3

3

8

соперничество

26

Т.Д

10

6

3

5

5

соперничество

27

Т.А

3

6

7

10

5

избегание

28

У.К

7

5

4

6

8

приспособление

29

Ф.Д

2

9

4

7

7

сотрудничество

30

Ф.В

9

7

4

3

7

соперничество

 

 

Среднее

6,5

6,2

5,6

5,5

5,9

 

Информация о работе Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте