Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:41, дипломная работа
Цель работы - выявление особенностей психологической коррекции с младшими школьниками, подвергшимися насилию в семье, в условиях общеобразовательной школы. В соответствии с объектом, предметом и целью нами решались следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы домашнего насилия младших школьников в психолого-педагогической литературе; 2. Выявить основные особенности психологической коррекции домашнего насилия младших школьников в условиях общеобразовательной школы; 3. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей психологической коррекции с младшими школьниками, подвергшимися домашнему насилию, в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для детей наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные сценарии организации внутрисемейной жизни. Многие родители физически наказывают своих детей и считают наказание необходимым атрибутом хорошего воспитания. Иногда способы физического наказания бывают жестокими и вызывают тяжелые соматические последствия. О недопустимости таких наказаний в цивилизованном обществе говорят уже давно. Эту проблему пытается решать и полиция, и школа и органы здравоохранения, но физическое насилие есть лишь вершина айсберга, скрытыми остаются случаи психического насилия, насилия путем пренебрежения основными нуждами ребенка.
Удовлетворение потребности
ребенка в любви и
Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что оно подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные грубому обращению дети могут стать убийцами и насильниками. Когда же они станут родителями так же высока вероятность того, что они будут применять насилие по отношению к своим детям.
Влияние домашнего насилия на судьбу ребенка трагично. Одна из тенденций текущего столетия - неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям, психогенным расстройствам. Основной причиной возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», эмоциональное перенапряжение - стресс.
Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, могут привести к серьезным нарушениям. Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуации насилия, или сам становиться агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе, поэтому необходима психологическая работа, заключающаяся в помощи изживаний последствий травматического события.
Разработанность данной темы достаточно обширна. В работах Н. Шведовой рассматривались вопросы, связанные с проблемами роста насилия во всех его формах, в том числе насилие в семье. Кроме того, в совместной работе М. Писклаковой и А. Синельникова рассматривались исторические, культурные аспекты домашнего насилия. А. Захаровым и В. Гарбузовым описано воспитание по типу «неприятия», что обозначает оно «отсутствие любви к ребенку». Сходный тип описан В. Гурьевой под названием воспитание по типу «ежовых рукавиц», то есть в данном случае не просто отсутствует любовь к ребенку, но имеет место стойкая ненависть и садистское отношение с издевательствами. Влияние физического наказания на психическое развитие ребенка хорошо описано известным детским психиатром Алисой Миллер.
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики и коррекции не в полной мере решает задачи по предупреждению и снижению насилия младших школьников в семье.
В связи с этим, главная задача педагога-психолога - не только профилактика, но и коррекция последствий жестокого обращения с детьми.
Объектом исследования является психологическая коррекция с младшими школьниками, подвергшимися домашнему насилию.
Предметом исследования являются особенности психологической коррекции с младшими школьниками, подвергшимися насилию в семье, в условиях общеобразовательной школы.
Цель работы - выявление особенностей психологической коррекции с младшими школьниками, подвергшимися насилию в семье, в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с объектом, предметом и целью нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать
2. Выявить основные особенности
психологической коррекции
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей психологической коррекции с младшими школьниками, подвергшимися домашнему насилию, в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза: если работа по психологической
коррекции с младшими школьниками,
подвергшимися домашнему
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, шкала тревоги Тейлора, тест «Неоконченные предложения», опросник Басса – Дарки, рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек», рисуночный тест «Моя семья», методы математической статистики.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретический анализ литературных источников по теме исследования, работа над понятийным аппаратом, определение цели, задач, предмета, объекта, гипотезы исследования.
Второй этап - подбор методик для выявления младших школьников, подвергшихся домашнему насилию, проведение экспериментального исследования.
Третий этап - систематизация полученных данных экспериментального исследования, их количественная и качественная обработка; анализ и интерпретация результатов исследования, завершение литературного оформления дипломной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов.
Информация о работе Особенности корекционной работы с детьми подвергшимся насилию