Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:47, контрольная работа
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания [2].
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания [2].
В этой работе я хотела бы
рассмотреть особенности
Включение старости в предмет психологии произошло относительно недавно. Этот возраст интересен тем, что нет той позиции, с которой можно было бы дать полную и исчерпывающую характеристику старости. Геронтологи считают, что старость, в первую очередь, это биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Многие исследователи рассматривают ее как совокупность потерь или утрат — экономических, социальных, индивидуальных, которые могут означать потерю автономии в этот период жизни. В то же время отмечается, что это своего рода кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей, позволяющего приспособиться к возрастным изменениям.
Возросший интерес психологии
к проблемам старости был
Очень
важные открытия в этой области были
сделаны американскими
на развитие. В то время , когда активность одних функций ухудшается , в
других функциях могут иметь место процессы развития и компенсации. Более того, может иметь место разница в объеме интра- и интериндивидуальных различий. Интраиндивидуальные различия означают, что человек может обнаружить стабильность какой-либо одной способности и снижение других. Интериндивидуальные различия относятся к вариациям среди людей в уровне и времени изменений. Это означает, что старость не является универсальным примером глобального снижения функционирования (глобального упадка) [3].
Старость – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы, определяющей старость от зрелого возраста не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий в проявлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма.
Старость не является статичным состоянием, а динамичным процессом. Она связана с изменением условий жизни. К ним относятся: изменение физических возможностей, утрата общественного положения, изменение функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, ухудшение экономических условий жизни, необходимость приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Но так же существуют и позитивные стороны: наличие большего свободного времени, возможность заниматься любимым делом, посвящать себя развлечением и хобби, освобождение от необходимости общественного соперничества и борьбы за свое положение.
Социальная
ситуация развития старости связана
с отходом от активного образа
жизни - с уходом на пенсию. Вследствие
удаления от общества происходят личностные
и когнитивные изменения
В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ с 75 лет наступает старость. Бромлей же делит старость на три стадии:
1) "удаления от дел", "отставки", "пенсионный возраст" (50-60-70 лет);
2) старости (70 и более лет);
3) последней стадии - дряхлости, болезненной старости и смерти.
Первая характеризуется повышенной восприимчивостью к нарушениям жизненного стереотипа и «психологическим беспорядком» в ближайшем окружении.
Для большинства пожилых людей в большей или меньшей степени типичны нерешительность, тревожность, амбициозность. Прекращение активной профессиональной деятельности приводит к тому, что психологические процессы (мышление, память, внимание и т. д.) не получают полноценной нагрузки, снижается уровень их функционирования.
Помимо слабеющего здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими как интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.
Изменения при старении происходит и на биологическом уровне, когда организм более уязвим, возрастает вероятность смерти.
Перестройка
жизненно важных процессов регуляции
к адаптации в стареющем
Кроме внешних изменений наступают изменения в представлении относительно самого себя, это может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для того кто испытывает беспомощность, бесполезность и слабость, окружение превращается в арену действия враждебных сил, источник угрозы и страха. Многие характерные черты пожилых людей обусловлены негативными стереотипами, которые навязываются обществом как то: восприятие стариков как людей бесполезных, интеллектуально деградирующих, беспомощных. И многие старики воспринимают эту оценку, загоняя себя в эти рамки и этим самым снижают собственную самооценку , боятся своим
поведением
подтвердить отрицательные
Все стареют по-разному. Нет универсального способа приспособления к старости, влияние имеет личность старого человека, его поведение, потребность в социальных контактах и любимы стиль жизни и занятий. Для некоторых оптимальные условия возникают при совместном проживании с детьми или возможности заботиться о внука, для других - в самостоятельном отдельном жилье. Различно происходит адаптация у мужчин и женщин. Это связано с различным стилем жизни. Мужчины больше ориентированы на профессиональную деятельность, а женщины – на дом, семью. (Ермолаева)На основании зависимости типа старости от характера деятельности, которой она заполнена, психологи различают 4 психологически - благополучных типа старости:
1) активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;
2) старость
с хорошей социальной и
3) “женский” тип старения - в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;
4) старость в заботе о здоровье (“мужской” тип старения) - в этом случае
моральное удовлетворение и заполнение жизни даёт забота о здоровье ,
стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.
Но, есть и отрицательные типы развития в старости
Например, к таковым могут быть отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями.
Другой
вариант негативного
Психологическое и
Здоровый старый человек должен развивать,
в соответствии со своими интересами,
привязанностями и потребностями, широкий
диапазон различных форм активности: культурной,
профессиональной, общественной, художественной,
спортивной. Окружение должно оказать
ему в этом помощь, не создавать барьеров
между ним и собой. Старость ни в коем случае
не должна быть пассивной вегетацией,
она должна стать дальнейшим этапом реализации
стремлений человека, удовлетворения
его потребности быть значимым и самостоятельным.
Широкое включение старых людей в жизнь
общества позволило бы молодым освободиться
от страха перед старостью и видеть в ней
естественную форму своей будущей жизни
[3].
Список
литературы