Особенности личности в старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания [2].

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)
 

Возрастная  психология как отрасль психологических  знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания [2].

    В этой работе я хотела бы  рассмотреть особенности личности  в старости.

  Включение старости в предмет психологии произошло  относительно недавно. Этот возраст интересен тем, что нет той позиции, с которой можно было бы дать полную и исчерпывающую характеристику старости. Геронтологи считают, что старость, в первую очередь, это биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Многие исследователи рассматривают ее как совокупность потерь или утрат — экономических, социальных, индивидуальных, которые могут означать потерю автономии в этот период жизни. В то же время отмечается, что это своего рода кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей, позволяющего приспособиться к возрастным изменениям.

    Возросший интерес психологии  к проблемам старости был обусловлен двумя группами причин. Во-первых, наука стала располагать данными о том, что старость не является процессом тотального угасания, а во-вторых, уделяется большое внимание проблеме долголетия [1].

   Очень важные открытия в этой области были сделаны американскими специалистами. На основе многолетних лонгитюдных исследований они показали, что старость — это взаимодействие многих биологических, психологических и социальных процессов, и это оказывает множественный эффект

на  развитие. В то  время , когда активность одних  функций ухудшается , в

других  функциях могут иметь место процессы развития и компенсации. Более того, может иметь место разница в объеме интра- и интериндивидуальных различий. Интраиндивидуальные различия означают, что человек может обнаружить стабильность какой-либо одной способности и снижение других. Интериндивидуальные различия относятся к вариациям среди людей в уровне и времени изменений. Это означает, что старость не является универсальным примером глобального снижения функционирования (глобального упадка) [3].

   Старость – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной  жизни общества. Хронологическое определение границы, определяющей старость от зрелого возраста не всегда оправдано из-за  огромных индивидуальных различий в проявлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма.

   Старость не является статичным состоянием, а динамичным процессом. Она связана с изменением условий жизни. К ним относятся: изменение физических возможностей, утрата общественного положения, изменение функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, ухудшение экономических условий жизни, необходимость приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Но так же существуют и позитивные стороны: наличие большего свободного времени, возможность заниматься любимым делом, посвящать себя развлечением и хобби, освобождение от необходимости общественного соперничества и борьбы за свое положение.

  Социальная  ситуация развития старости связана  с отходом от активного образа жизни -  с уходом на пенсию. Вследствие удаления от общества происходят личностные и когнитивные изменения пожилых. У старого человека меняется  мотивация трудовой деятельности. Человек стремиться к работе после пенсии, не из-за материального интереса, а больше из-за чувства нужности, эмоцональной среды-самооценки. Так же человек отдаляется от родных и близких, от детей, которые приобрели самостоятельность.

  В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ с 75 лет наступает старость. Бромлей же делит старость на три стадии:

1) "удаления  от дел", "отставки", "пенсионный  возраст" (50-60-70 лет);

2)  старости (70 и более лет);

3)  последней  стадии - дряхлости, болезненной старости и смерти.

  Первая  характеризуется повышенной восприимчивостью к нарушениям жизненного стереотипа и «психологическим беспорядком» в  ближайшем окружении.

  Для большинства пожилых людей в  большей или меньшей степени  типичны нерешительность, тревожность, амбициозность. Прекращение активной профессиональной деятельности приводит к тому, что психологические процессы (мышление, память, внимание и т. д.) не получают полноценной нагрузки, снижается уровень их функционирования.

     Помимо слабеющего здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими как интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

  Изменения при старении происходит и на биологическом  уровне, когда организм более уязвим, возрастает вероятность смерти.

  Перестройка жизненно важных процессов регуляции  к адаптации в стареющем организме  тесно связана с постепенным, а иногда довольно быстрым превращением «открытой» системы в «закрытую».

  Кроме внешних изменений наступают  изменения  в представлении относительно самого себя, это может побудить к перестройке субъективной картине  мира. Для того кто испытывает беспомощность, бесполезность и слабость, окружение превращается в арену действия враждебных сил, источник угрозы и страха. Многие характерные черты пожилых людей обусловлены негативными стереотипами, которые навязываются обществом как то: восприятие стариков как людей бесполезных, интеллектуально деградирующих, беспомощных. И многие старики воспринимают эту оценку, загоняя себя в эти рамки   и  этим   самым   снижают   собственную   самооценку  , боятся  своим

поведением  подтвердить отрицательные шаблоны. Существует часть пожилых людей, которые не принимают подобные  мнения и шаблоны. Но всё же  из-за страха соответствия социальным штампам стараются изолироваться от общества. Старики испытывают страх быть укоряемыми. Услышать обидные  реплики в свой адрес и откровенные оскорбления. Эти ситуации переживаются как «социальное падение» [1].

    Все стареют по-разному. Нет универсального способа приспособления к старости, влияние имеет личность старого человека, его поведение, потребность в социальных контактах и любимы стиль жизни и занятий. Для некоторых оптимальные условия возникают при совместном проживании с детьми или возможности заботиться о внука, для других -  в самостоятельном отдельном жилье. Различно происходит адаптация  у мужчин и женщин. Это связано с различным стилем жизни. Мужчины больше ориентированы на профессиональную деятельность, а женщины – на дом, семью. (Ермолаева)На основании зависимости типа старости от характера деятельности, которой она заполнена, психологи различают 4 психологически - благополучных типа старости:

1) активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

2) старость  с хорошей социальной и психологической  приспособленностью, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование - на всё то, на что раньше недоставало времени;

3) “женский”  тип старения - в этом случае  приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;

4) старость в заботе о здоровье   (“мужской” тип старения)   -  в этом   случае

моральное   удовлетворение  и   заполнение   жизни   даёт   забота   о   здоровье  ,

стимулирующая различные типы активности; но в  этом случае человек может придавать  излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.

Но, есть и отрицательные типы развития в  старости

 Например, к таковым могут быть отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями.

 Другой  вариант негативного проявления  старости - разочарованные в себе  и собственной жизни одинокие  и грустные неудачники. Они винят  себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными [3].

    Психологическое и соматическое  здоровье и благополучие пожилых  людей зависит от отношения  к будущему. Масштаб жизненных планов, который является  индикатором зрелой личности. Значительно коррелирует уровень здоровья [1].

    Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным. Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед старостью и видеть в ней естественную форму своей будущей жизни [3]. 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы 

  1. Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ М. В. Ермолаева. – М.:МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 280 с.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник – 4-е изд./ В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
  3. Наши дети // особенности личности в старости. -  Режим доступа: http://www/sunnet.ru
 
 

 

Информация о работе Особенности личности в старости