Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:53, курс лекций
Попытки управлять человеком или группой людей нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:
1. попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, т.е. сломить сопротивление (открытое управление);
2. замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызывало возражения (скрытое управление).
Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и поэтому сразу делают ставку на скрытость воздействия. В каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.
Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается.
Морально ли тайно управлять человеком против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель - получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Скрытое управление человеком против его воли, приносящие инициатору односторонние преимущества, называется манипуляцией. Инициатора, управляющего воздействием, называют манипулятором, а адресата воздействия - жертвой.
Введение
1. Психологические основы манипулирования
1.1 Четыре источника манипулирования
1.2 Классификация потребностей
1.3Слабости, присущие каждому
1.4 Ритуалы
2. Технология скрытого управления
2.1 Манипулирование информацией
2.2 Виды уловок
3. Защитные процедуры
3.1 Схема защиты
3.2 Пассивная защита
3.3 Активная защита
Заключение
Список литературы
Защита «Расставьте точки над i»
Суть этого метода состоит в том, что нужно прямо, не стесняясь, сказать о том, что вас беспокоит. Или потребовать разъяснения: «куда вы клоните?», «Скажите прямо», «Что вы хотите?» Одна из главных задач данного вида защиты - сделать тайное (намерения манипулятора) явным.
Итак, защита «Расставим точки над i» разрушает сценарий манипулятора, но практически не наносит ему ущерба. Адресат удовлетворяется тем, что он сам не пострадал, а манипулятор понял, что он своей цели не достигнет.
Встречный удар - контрманипуляция
Контрманипуляция - наиболее сильная из защит - представляет собой ответную манипуляцию, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием нападающего субъекта.
Исполнение контрманипуляции: сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество, - психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора.
Иногда, чувствуя, что нами манипулируют,
можно и поддаться
Заключение
Цель манипулятивного общения - оказать воздействие на партнера. Но в отличие, скажем, от императивного общения, достижение своих намерений осуществляется скрыто. Манипуляция стремиться добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Широко распространен манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды. Мы и сами, часто того не замечая, нередко прибегаем к подобным отношениям.
Следует отметить, что использование
средств манипулятивного
Нередко человек, выбравший в качестве
основного именно этот тип отношения
с другими, в итоге сам становится
его жертвой. Общаясь с самим
собой, он начинает оценивать себя как
одну из шахматных фигур на доске,
руководствоваться ложными
Манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
Список литературы:
1. Шейнов
В.П. Скрытое управление
2. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. Доненко
Е.Л. Психология манипуляции:
4. Коловская А.З. Я пойму тебя без слов. - М.: АСТ; Спб.: Ост, 2007.
5. Общая
психология: Курс лекций для первой
ступени педагогического