Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:15, реферат
Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:
1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д. Б., Драгунова Т. В., Каган М. С.
2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д. И., новые формы общения "как при общение подростков к обществу".
Особенности общения подростков
Одним из важнейших
факторов формирования личности является
общение. Идеи о том, что общение играет
важную роль в формировании личности,
получили свое дальнейшее развитие в трудах
отечественных психологов: Ананьева В.
Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева
А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева
В. Н., Петровского А. В. и др.
Проблема слова, речи, выступления, искусства
воздействия говорящего на слушателей
давнюю, насчитывающую более двадцати
столетий истории. Многие важные вопросы
этой проблемы были в самом общем виде
поставлены и рассмотренные щеЦицероном.
Зимняя И. А. считает, что общение - совсем
молодая проблема 20 столетия, ибо, если
в Древней Греции в Древнем Риме ораторское
искусство изучалось в рамках риторики,
эвристики и диалектики, то на современном
этапе проблема общения изучается уже
с точки зрения целого ряда наук: философии,
социологии, социолингвистики, психолингвистики,
социальной психологии, общей психологии,
педагогики, педагогической психологии.
Речевое общение широко исследуется во
всем мире. Созданы специальные центры
изучения общения (например, Центр Карнеги).
При этом до сих пор недостигнуто единства
в толковании самого понятия "общения",
его форм, механизмов. Исследователи по
разному, с разных точек зрения интерпретируют
этот процесс, создавая его различные
модели, прилагая разные подходы к ею изучению:
коммуникативно-информационные, интерактивные,
деятельностные и д. р.
|
С позиции деятельностного
подхода исследователи Леонтьев
А. Н., Андреева Г. М. считают, что общение
- это сложный многоплановый |
Утверждение
единства общения и деятельности
в тоже время не предполагает однозначности
трактовки, то есть общение рассматривают
как вид деятельности (Щедровинский
Г. П., Леонтьев А. Н., Рыжов В. В., Гусев Г.
И.).
Общение, во - первых, - это особый тип деятельности
(коммуникативная деятельность), во-вторых,
условие осуществления любой деятельности,
в третьих, результат специальной задаваемой
деятельности.
В качестве основного определения используется
следующее: общение - это взаимодействие
людей, содержание которого является взаимный
обмен представлениями и т. п. с целью установления
определенных взаимоотношений.
|
Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве - это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде - это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте - дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом. |
Следует
отметить, что по вопросу определения
конкретного типа ведущей деятельности
для подросткового периода
1. Общение принимает статус ведущего типа
деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом
общения выступает другой человек - сверстник,
а содержание и является построением и
поддержанием личных отношений с ним.
Этой точки зрения придерживаются Элькенин
Д. Б., Драгунова Т. В., Каган М. С.
2. В качестве ведущего типа деятельности
подростка выступает общественно полезная
деятельность, в процессе которой происходит
дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений
со сверстниками, со взрослыми и развертываются,
как считает Фельдштейн Д. И., новые формы
общения "как при общение подростков
к обществу".
Все исследователи психологии подросткового
возраста кили иначе сходятся в признании
того огромного значения, которое имеет
для подростков общения со сверстниками,
поэтому одной из главных тенденций подросткового
возраста является переориентация общения
с родителей, учителей и вообще старших
на ровесников, более или менее равных
по положению.
Мудрик А. В. отмечает, что потребность
в общении со сверстниками, которых не
могут заменить родители, возникает у
детей очень рано и с возрастом усиливается.
Поведение подростков, считает Мудрик
А. В., по своей специфике, является коллективно
- групповым. Такую специфику поведения
подростков он объясняет так:
Во - первых, общение
со сверстниками - очень важный канал
информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых
по тем или иным причинам им не сообщают
взрослые. |
|
В - третьих,
это специфический вид
Отношения с товарищами находятся в центре
жизни подростка во многом определяя все
остальные сторона его поведения и деятельности.
Божович Л. И. отмечает, что если в младшем
школьном возрасте основой для объединения
детей чаще всего является совместная
деятельность, то у подростков, наоборот,
привлекательность занятий интересы в
основном определяются возможностью широкогообщения
со сверстниками. К началу подросткового
возраста дети приходят с разным опытом
общения с товарищами: у одних ребят оно
уже занимает не малое место в жизни, у
других - ограничивается только школой.
Со временем общение с товарищами всё
больше выходит за пределы учения и школы,
включает новые интересы, занятия, увлечения
и превращается в самостоятельную и очень
важную для подростков сферу жизни. Общение
с товарищами становится настолько притягательным
и важным, что учение отодвигается на второй
план, возможность общения с родителями
выглядит уже не такой привлекательной.
Следует отметить, что коммуникативные
черты и стиль общения мальчиков и девочек
не совсем одинаковы.
На первый взгляд, мальчики во всех возрастах
общительнее девочек. С самого раннего
возраста они активнее девочек вступают
в контакты с другими детьми, затевают
совместные игры и так далее.
Однако различие между полами в уровне
общительности не столько количественные,
сколько качественные. Хотя возня и силовые
игры приносят мальчикам громадное эмоциональное
удовлетворение, в них обычно присутствует
дух соревнования, не редко игра переходит
в драку. Содержание совместной деятельности
собственный успех в ней значат для мальчиков
больше, чем наличие индивидуальной симпатии
к другим участникам игры.
Общение девочек выглядит более пассивным,
зато более дружественным и избирательным.
Судя по данным психологических исследований,
мальчики сначала вступают в контакты
друг с другом и лишь потом, в ходе игрового
или делового взаимодействия, у них складывается
положительная установка, появляется
тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают
в контакт главным образом с теми, кто
им нравится, содержание совместной деятельности
для них сравнительно второстепенно.
С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.
Социометрическое
лонгитюдное исследование (Д. Эдери
М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст
детей от 9 до 12 лет) показало, что диады
девочек являются более закрытыми для
посторонних, нежели мальчишеские компании,
но в тоже время более тесно связанными
с родительской семьей. Зато мальчишеские
компании имеют более строгий и устойчивый
порядок, систему лидерства, более автономны
от взрослых.
Кон И. О. считает, что психология общения
в подростковом возрасте и юношеском возрасте
строится на основе противоречивого переплетения
двух потребностей: обособления (приватизации)
и афорилиации, т. е. потребности в принадлежности,
включённости в какую - то группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в
эмансипации от контроля взрослых.
Чувство одиночества и неприкаянности,
связанное с возрастными трудностями
становления личности, порождает у подростков
неутомимую жажду общения и группирования
со сверстниками, в обществе которых они
находятся или надеются найти то, в чем
им отказывают взрослые: спонтанность,
спасение от скуки признание собственной
значимости. Для подростка важно не только
быть вместе со сверстниками, но, и, главное,
занимать среди них удовлетворяющее его
положение. Для некоторых это стремление
может выражаться в желании занять в группе
позицию лидера, для других - быть признанным,
любимым товарищем, для третьих - непререкаемым
авторитетом в каком - то деле, но в любом
случае оно является ведущим мотивом поведения
подростков, особенно младших подростков.
Внешние проявления коммуникативного
поведения младших подростков весьма
противоречивы. С одной стороны, стремление
во чтобы то ни стало быть такими же, как
все, с другой - желание выделиться, отличиться
любой ценой; с одной стороны, стремление
заслужить уважение и авторитет товарищей,
с другой - бравирование собственными
недостатками.
Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения
подростков: интимно - личную, стихийно
- групповую, социально - ориентированную
Интимно - личностное общение - взаимодействие,
основанное наличных симпатиях, - "я"
и "ты". Содержанием такого общения
выступает соучастие собеседников в проблемах
друг друга. Интимно - личностное общение
возникает при условии общности ценностей
партнеров, а соучастие обеспечивается
пониманием мыслей, чувств и намерений
друг друга, симпатией. Высшими формами
интимно - личностного общения являются
дружба и любовь.
Стихийно - групповое общение - взаимодействие,
основанное на случайных контактах - "я"
и "они". Стихийно - групповой характер
общения подростков доминирует в том случае,
если неорганизованна общественно - полезная
деятельность, подростков. Такой вид общения
приводит к появлению разного рода подростковых
компаний, неформальных групп. В процессе
стихийно - группового общения устойчивый
характер приобретают агрессивность,
жестокость, повышенная тревожность, замкнутость
и т. д.
Социально - ориентированное общение -
взаимодействие, основанное на совместном
выполнении общественно - важных дел -
"я" и "общество". Социально-
ориентированное общение обслуживает
общественные потребности людей и является
фактором, способствующим развитию форм
общественной жизни групп, коллективов,
организаций и т. д.
Исследования, проведённые Д. И. Фельдштейном,
показывают, что потребность подростка
в интимно - личностном общении в основном
удовлетворяются (31%и34%), потребность в
социально - ориентированном общении остаётся
не удовлетворённой в 38,5% случаев, что
обуславливает преобладание стихийно
- группового общения (56%), хотя потребность
в данной форме выражена в минимальном
количестве.
Материалы проведённой опытно - экспериментальной
работы показывают, что общение подростков
приобретает интимно - личную и стихийно
- групповую форму при отсутствии развёрнутой
общественно - полезной деятельности.
Не включённость подростков в систему
общественно - полезных дел, как следствие
этого, невозможность удовлетворить появившуюся
потребность в утверждении своей новой
социальной позиции в обществе, что обеспечивается
расширением социально - ориентированной
формы общения, приводит к активизации
интимно - личностного и ещё большей степени
стихийно - группового общения.
Фельдштейн Д. И. считает, что в условиях
планомерного и последовательного включения
подростков в систему общественно - полезной
деятельности резко возрастает, во-первых,
потребность подростка в социально - ориентированной
форме общения, во-вторых, потребность
в интимно - личном общении несколько понижается,
а оно само отвергает существенные изменения,
потребность в стихийно - групповом общении
падает почти до нуля.
Фельдштейном Д. И. проводились исследования
на выявление круга общения подростков
и мотивов общения. Результаты исследования
показали, что каждой из форм общения соответствует
определённый круг общения.
Так, при интимно - личной форме партнёрами
по общению у подростков чаще всего выступают
товарищи по классу - 50,5%, друзья по двору
- 29%, товарищи по команде, клубу, кружку
- 14%, более старшие ребята -8,2%.
Взрослые, а также младшие дети исключены
в качестве партнёров общения, которые,
видимо, не представляют для подростков
личной значимости в качестве субъектов
общения.
При стихийно - групповой форме общения
иерархия предпочтения партнёров общения
иная. В ней ведущее место занимают товарищи
по двору (65,5%), более старшие (18,9%) и более
младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые
(2,7%). Товарищи по классу занимают не значительное
место в круге общения подростков данной
группы.
Педагоги и родители вообще не входят
в круг общения подростков данной формы.
Этот факт не может не настораживать, так
как стихийно складывающиеся не формальные
группы подростков нередко приобретают
противоправную направленность, превращаясь
в криминальные объединения.
Для подростков, участвующих в социально
- ориентированной форме общения, личностно
значимыми партнёрами общения являются
сверстники.