|
Мать |
Отец |
отношение жестокое, избиения,
оскорбления |
да нет |
да нет |
отношение безразличное, отсутствие
интереса к его (ее) учебе, делам, не
дарились подарки |
да нет |
да нет |
скорее требовательность
и суровость, чем доброта и
ласковость |
да нет |
да нет |
во всем проявлялась любовь |
да нет |
да нет |
много работы, на воспитание
не оставалось времени |
да нет |
да нет |
забота ограничивалась лишь
тем, чтобы был сыт, обут, одет |
да нет |
да нет |
отношение было неровным: то
нанесение обид, то задаривание подарками,
заласкивание |
да нет |
да нет |
- Тип наказания:
- осуждение
- лишение удовольствий
- иногда физическое
- физическое как система
- иные виды (какие?) .............................................................
- Отношения между родителями до болезни ребенка:
- жили в основном мирно, серьезно не ссорились, не было угрозы развода
- уважали и заботились друг о друге
- стремились командовать друг другом, действовали окриком, одергивали по пустякам
- любили друг друга
- жили совместными интересами и заботами
- каждый жил сам по себе.
- Перенесенные заболевания ребенком после 1 года:
- простудные (редко, часто),
- аллергические (какие?) ........................................................
- травмы головы (легкие, тяжелые), сколько раз ........................
- детские инфекции ................................................................
- мозговые инфекции .............................................................
- Болели ли в семье длительное время:
- бабушка
- дедушка
- мать
- отец
- брат
- сестра
- другие близкие родственники
- любимое животное.
- Какой была реакция ребенка на болезнь близкого человека?
- был безразличен (это его не волновало)
- ухаживал, но без желания (по необходимости)
- сопереживал, тревожился (активно ухаживал)
- высказывал опасения за исход болезни близкого
- боялся заболеть (заразиться), спрашивал, не заболеет ли он сам
- другое ................................................................................
- Каков был исход заболевания близкого?
- выздоровление
- инвалидность
- смерть
- Сталкивался ли ребенок со смертью:
- бабушки
- дедушки
- отца
- матери
- брата
- сестры
- другого близкого родственника
- соседей по квартире
- детей в больнице
- незнакомого человека
- любимого животного
- При каких обстоятельствах:
- был свидетелем
- присутствовал на похоронах
- узнал со слов
- другое ................................................................................
- Реакции на смерть:
- Эмоции:
- испугался
- переживал
- был безразличен
- проявлял интерес
- задавал вопросы (какие?) .....................................................
- убежал
- не хотел подойти
- стремился увидеть
- Отношение к своей болезни (простудной и т.д.) ребенка до данного заболевания:
- пассивно подчинялся лечению
- сопротивлялся лечению, осмотру врачей
- всегда интересовался чем болен, лечением
- любил лечиться, обследоваться, охотно ходил к врачам
- высказывал опасение за свое здоровье
- предъявлял много жалоб при хорошем состоянии
- другое ...............................................................................
- В чем заключались первые проявления данной болезни:
- вялость
- повышение температуры
- бледность
- снижение аппетита
- кровоизлияния и кровотечения
- головная боль
- боли в животе
- рвота
- увеличение живота
- проявление опухолей и инфильтратов
- параличи
- судороги
- желтуха
- жидкий стул
- другое. ..............................................................................
- Какими были при первых проявлениях болезни:
- медлителен
- суетлив
- более подвижен, чем обычно
- утратил интерес к любимым занятиям
- не изменилось
- другие признаки ..................................................................
- подавлен
- тревожен
- раздражителен
- приподнятое настроение (необычно весел)
- не изменился
- другие признаки ..................................................................
- Как проявлялся интерес ребенка к болезни:
- подслушивал разговоры взрослых
- пытался подсмотреть мед. документы (историю болезни, справки и т.д.)
- читал медицинскую литературу
- интересовался причиной болезни
- спрашивал диагноз
- интересовался лечением
- интересовался исходом болезни
- высказывал опасения за свое здоровье
- высказывал опасения за свою жизнь
- высказывал опасения за свое будущее
- не задавал вопросов на эту тему
- другое ...............................................................................
- Отношение к другим детям в больнице:
- безразличен
- сторонится детей
- относится с состраданием
- относится враждебно
- стремится к общению со сверстниками
- стремится к общению с младшими детьми
- стремится к общению со старшими детьми
- другое ................................................................................
- Поведение в больнице:
- сопротивляется процедурам, обследованию, лечению, осмотрам врача
- пассивно подчиняется лечению
- охотно лечится, активно участвует в лечении
- стойко переносит все процедуры
- периодически интересуется выпиской
- постоянно, назойливо говорит о выписке
- безразличен к окружающему
- другое ................................................................................
- Вашему ребенку нужна помощь психиатра (психотерапевта) для того, чтобы:
- снять напряжение, тревогу, страх, успокоить
- уменьшить страдания
- отвлечь от грустных мыслей
- вселить надежду
- другое ...............................................................................
- помощь не нужна.
- Ваша первая реакция на диагноз:
- была надежда на то, что это может быть ошибка
- не знали, как себя вести
- ситуация представлялась абсолютно безнадежной
- совершенно не поверили в правильность диагноза
- другое ...............................................................................
- Ваши действия после установления диагноза:
- появилось желание сразу взять ребенка домой
- просили провести дополнительное обследование для уточнения диагноза
- начали знакомиться с медицинской литературой по этому вопросу
- полностью доверились врачам
- другое ...............................................................................
- Что Вы предприняли в отношении ребенка после первой выписки из больницы (если данная госпитализация повторная):
- консультация в других медицинских учреждениях
- применяли средства народной медицины
- обратились к знахарям
- обращались к экстрасенсам
- продолжали рекомендованное лечение
- не лечились совсем
- другое ...............................................................................
- Отношения между родителями сразу после установления диагноза:
- жили в основном мирно, серьезно не ссорились, не было угрозы развода
- уважали и заботились друг о друге
- стремились командовать друг другом, действовали окриком
- любили друг друга
- жили совместными интересами и заботами
- каждый жил сам по себе.
- Отношение к ребенку после начала заболевания:
|
Мать |
Отец |
относится жестоко, бьет, оскорбляет |
да нет |
да нет |
отношение безразличное, отсутствие
интереса к его (ее) учебе, делам, не
дарились подарки |
да нет |
да нет |
скорее требовательность
и суровость, чем доброта и
ласковость |
да нет |
да нет |
во всем проявляет любовь |
да нет |
да нет |
много работает, на воспитание
не остается времени |
да нет |
да нет |
забота ограничивается лишь
тем, чтобы ребенок был сыт, обут,
одет |
да нет |
да нет |
отношение очень неровное:
то обижает, то задаривает подарками, ласкает |
да нет |
да нет |
- Отношения между родителями сейчас:
- живут в основном мирно (нет серьезных ссор, угрозы развода)
- уважение и забота друг о друге
- стремление командовать друг другом, окрики, одергивания
- любовь друг к другу
- живут совместными интересами и заботой
- каждый живет сам по себе.
- Что собираетесь предпринять в отношении ребенка после выписки:
- проконсультировать в других медицинских учреждениях
- применять средства народной медицины
- обратиться к знахарям
- обратиться к экстрасенсам
- продолжить рекомендованное лечение
- не лечиться совсем
- другое ...............................................................................
- Помощь психиатра (психотерапевта) нужна Вам самим для того, чтобы:
- успокоиться, снять напряжение, тревогу
- утешить
- вселить надежду
- отвлечь от грустных мыслей
- другое ...............................................................................
- помощь не нужна
- Не представляю семьи без ребенка, и потому хотелось бы:
- иметь еще ребенка
- усыновить, если не будет своих
- определенных планов нет
Завершением анкетирования
является обсуждение ответов
вместе с тем, кто заполнил
анкету, что помогает уточнить
неясности. Главная задача обсуждения
- профилактика ятрогенных эффектов,
рациональная психотерапия. Например,
мать, указавшая, что она относилась
к ребенку жестоко или безразлично,
может чувствовать себя виновной
в его ребенка из-за такого
обращения. Ей необходимо разъяснить
необоснованность ее самообвинений,
перенести акцент в обсуждении
на то, что теперь нужно для
ребенка, подчеркнуть значение
для нее уверенности, спокойствия.
В других случаях надо помочь
родителям понять, что беспокоящее
их отклонение в поведении
ребенка - не "распущенность", а
следствие болезни. Поведение
врача должно быть свободно
от осуждения и морализирования,
гораздо полезнее вместе с
родителями сформулировать такой
подход к ребенку, при котором
они могли бы чувствовать себя
активными и значимыми участниками
его лечения. Анкетирование может
проводиться и педиатрами, и психологами,
и психотерапевтами, но обсуждение
его результатов и разработка
психотерапевтических подходов
к семье больного ребенка должны
осуществляться всеми этими специалистами
совместно.
III. Заключение
Одной из важнейших
задач практического педиатра
должно быть установление контакта
с семьей больного, несмотря на
все трудности, связанные с
характерами или психическими
нарушениями родителей больного.
Без адекватного контакта с
ними невозможно не только
нормализовать психическое состояние
больного, но и быть уверенным
в выполнении назначений, эффективности
лечения самого основного заболевания.
Необходимо обучение педиатров,
особенно работающих с тяжелыми
онкологическими и т.п. больными,
основам детской и семейной
психологии, психопатологии, психотерапии.
Необходима организация психологического
и психотерапевтического консультирования
и коррекционной помощи. Психологи и психиатры
нуждаются не только в тесном сотрудничестве
с педиатрами, но и в помощи педагогов,
социальных работников, представителей
общественных профессиональных и благотворительных
организаций. Основной задачей должны
стать разработка медико-социальных программ
реабилитации детей-инвалидов, а также
программ поиска помощи семьям, для которых
болезнь ребенка стала тяжелым и длительным
испытанием.
IV. Выводы.
Хороший педиатр наблюдает за
развитием ребенка в течение нескольких
лет, знает его реакцию на разные лекарства,
лекарственные аллергии, а также может
предугадать развитие болезни. Помимо
этого, постоянное наблюдение позволит
правильно назначить индивидуальный режим
дня, адаптировать питание, нагрузки, составить
график прививок, рекомендовать определенные
спортивные упражнения и физиотерапевтические
процедуры.
Во время консультаций
педиатра с родителями ребенка решающую
роль будет играть доверие и взаимопонимание.
Только благодаря этим простым вещам
контакт с врачом будет эффективным и
полезным. Постоянный педиатр, который
знает индивидуальные особенности именно
Вашего ребенка, сможет дать конкретные
рекомендации. Тем более ему будет намного
проще назначить препарат, процедуру и
режим, поскольку он знает или может предположить
реакцию его организма.
Мамы и дети не должны
бояться лишний раз записаться на приём
к врачу, ведь может случиться так, что
именно это посещение окажется особенно
важным. Иногда дети побаиваются людей
в белых халатах, поэтому родители должны
помочь наладить контакт между ними. Поскольку
испугавшийся ребенок может просто не
дать себя осмотреть, из-за чего поход
к врачу станет совершенно бесполезным.
V. Библиография.
- Деонтология в педиатрии. (Этические аспекты практической деятельности педиатра). Под ред. С.Д.Носова. - Л.: Медицина, 1977. - 168 с.
- Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1992, N 2. - С. 17-28.
- Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психиатрические аспекты в детской со-матологии//Научная конференция молодых ученых России, посвященная 50-летию академии медицинских наук: тезисы докладов.- Москва, 1994.- С. 287-288.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 335 с.
- Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Учебное пособие. Под ред. Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана. - С.-Пб., ПМИ, 1991. - 80 с.
- Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986. - 394 с.