Особенности общения врача педиатра с родителями ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 19:28, реферат

Описание работы

Конечно, далеко не все педиатры испытывают столь страстные негативные чувства по отношению к родителям своих пациентов, однако, трудности в общении с родителями больных испытывают многие, особенно начинающие врачи. Нам, психологам и психиатрам, работающим в коллективах детских врачей, не так редко приходится сталкиваться с испуганно-неприязненными отзывами о родителях: "такая - вся из себя", "этот сумасшедший отец", "у нее ребенок болен, а она личную жизнь устраивает", "эта бабка - наверняка жалобу напишет". А нередко приходится слышать и такое: "Родители только мешают; если часто пускать их в отделение - избалуются, на шею сядут".
И ведь действительно мешают: бывают бесконечно назойливы, непонятливы, нередко не выполняют врачебных рекомендаций, а иногда и вовсе игнорируют назначения врача, водят ребенка по знахарям, экстрасенсам, непростительно упуская время, когда лечение может быть успешным.

Содержание работы

Введение.
Основная часть.
Педиатр и родители здорового ребенка.
Педиатр и родители больного ребенка.
"Трудные родители".
Нужны ли “трудные родители” в отделении, где лечатся их дети?
Что делать с данной проблемой?
Анкета для родителей.
III. Заключение.
IV. Выводы.
V. Библиография.

Файлы: 1 файл

врач педиатр.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)
 

Мать

Отец

отношение жестокое, избиения, оскорбления

да   нет

да  нет

отношение безразличное, отсутствие интереса к его (ее) учебе, делам, не дарились подарки

да   нет

да  нет

скорее требовательность и суровость, чем доброта и  ласковость

да   нет

да  нет

во всем проявлялась любовь

да   нет

да  нет

много работы, на воспитание не оставалось времени

да   нет

да  нет

забота ограничивалась лишь тем, чтобы был сыт, обут, одет

да   нет

да  нет

отношение было неровным: то нанесение обид, то задаривание подарками, заласкивание

да   нет

да  нет


  1. Тип наказания:
    1. осуждение
    2. лишение удовольствий
    3. иногда физическое
    4. физическое как система
    5. иные виды (какие?) .............................................................
  2. Отношения между родителями до болезни ребенка:
    1. жили в основном мирно, серьезно не ссорились, не было угрозы развода
    2. уважали и заботились друг о друге
    3. стремились командовать друг другом, действовали окриком, одергивали по пустякам
    4. любили друг друга
    5. жили совместными интересами и заботами
    6. каждый жил сам по себе.
  3. Перенесенные заболевания ребенком после 1 года:
    1. простудные (редко, часто),
    2. аллергические (какие?) ........................................................
    3. травмы головы (легкие, тяжелые), сколько раз ........................
    4. детские инфекции ................................................................
    5. мозговые инфекции .............................................................
  4. Болели ли в семье длительное время:
    1. бабушка
    2. дедушка
    3. мать
    4. отец
    5. брат
    6. сестра
    7. другие близкие родственники
    8. любимое животное.
    • Какой была реакция ребенка на болезнь близкого человека?
    1. был безразличен (это его не волновало)
    2. ухаживал, но без желания (по необходимости)
    3. сопереживал, тревожился (активно ухаживал)
    4. высказывал опасения за исход болезни близкого
    5. боялся заболеть (заразиться), спрашивал, не заболеет ли он сам
    6. другое ................................................................................
    • Каков был исход заболевания близкого?
    1. выздоровление
    2. инвалидность
    3. смерть
  5. Сталкивался ли ребенок со смертью:
    1. бабушки
    2. дедушки
    3. отца
    4. матери
    5. брата
    6. сестры
    7. другого близкого родственника
    8. соседей по квартире
    9. детей в больнице
    10. незнакомого человека
    11. любимого животного
    • При каких обстоятельствах:
    1. был свидетелем
    2. присутствовал на похоронах
    3. узнал со слов
    4. другое ................................................................................
    • Реакции на смерть:
    • Эмоции:
    1. испугался
    2. переживал
    3. был безразличен
    4. проявлял интерес
    5. задавал вопросы (какие?) .....................................................
    • Поведение:
    1. убежал
    2. не хотел подойти
    3. стремился увидеть
  6. Отношение к своей болезни (простудной и т.д.) ребенка до данного заболевания:
    1. пассивно подчинялся лечению
    2. сопротивлялся лечению, осмотру врачей
    3. всегда интересовался чем болен, лечением
    4. любил лечиться, обследоваться, охотно ходил к врачам
    5. высказывал опасение за свое здоровье
    6. предъявлял много жалоб при хорошем состоянии
    7. другое ...............................................................................
  7. В чем заключались первые проявления данной болезни:
    1. вялость
    2. повышение температуры
    3. бледность
    4. снижение аппетита
    5. кровоизлияния и кровотечения
    6. головная боль
    7. боли в животе
    8. рвота
    9. увеличение живота
    10. проявление опухолей и инфильтратов
    11. параличи
    12. судороги
    13. желтуха
    14. жидкий стул
    15. другое. ..............................................................................
  8. Какими были при первых проявлениях болезни:
    • Поведение:
    1. медлителен
    2. суетлив
    3. более подвижен, чем обычно
    4. утратил интерес к любимым занятиям
    5. не изменилось
    6. другие признаки ..................................................................
    • Эмоциональный фон:
    1. подавлен
    2. тревожен
    3. раздражителен
    4. приподнятое настроение (необычно весел)
    5. не изменился
    6. другие признаки ..................................................................
  9. Как проявлялся интерес ребенка к болезни:
    1. подслушивал разговоры взрослых
    2. пытался подсмотреть мед. документы (историю болезни, справки и т.д.)
    3. читал медицинскую литературу
    4. интересовался причиной болезни
    5. спрашивал диагноз
    6. интересовался лечением
    7. интересовался исходом болезни
    8. высказывал опасения за свое здоровье
    9. высказывал опасения за свою жизнь
    10. высказывал опасения за свое будущее
    11. не задавал вопросов на эту тему
    12. другое ...............................................................................
  10. Отношение к другим детям в больнице:
    1. безразличен
    2. сторонится детей
    3. относится с состраданием
    4. относится враждебно
    5. стремится к общению со сверстниками
    6. стремится к общению с младшими детьми
    7. стремится к общению со старшими детьми
    8. другое ................................................................................
  11. Поведение в больнице:
    1. сопротивляется процедурам, обследованию, лечению, осмотрам врача
    2. пассивно подчиняется лечению
    3. охотно лечится, активно участвует в лечении
    4. стойко переносит все процедуры
    5. периодически интересуется выпиской
    6. постоянно, назойливо говорит о выписке
    7. безразличен к окружающему
    8. другое ................................................................................
  12. Вашему ребенку нужна помощь психиатра (психотерапевта) для того, чтобы:
    1. снять напряжение, тревогу, страх, успокоить
    2. уменьшить страдания
    3. отвлечь от грустных мыслей
    4. вселить надежду
    5. другое ...............................................................................
    6. помощь не нужна.
  13. Ваша первая реакция на диагноз:
    1. была надежда на то, что это может быть ошибка
    2. не знали, как себя вести
    3. ситуация представлялась абсолютно безнадежной
    4. совершенно не поверили в правильность диагноза
    5. другое ...............................................................................
  14. Ваши действия после установления диагноза:
    1. появилось желание сразу взять ребенка домой
    2. просили провести дополнительное обследование для уточнения диагноза
    3. начали знакомиться с медицинской литературой по этому вопросу
    4. полностью доверились врачам
    5. другое ...............................................................................
  15. Что Вы предприняли в отношении ребенка после первой выписки из больницы (если данная госпитализация повторная):
    1. консультация в других медицинских учреждениях
    2. применяли средства народной медицины
    3. обратились к знахарям
    4. обращались к экстрасенсам
    5. продолжали рекомендованное лечение
    6. не лечились совсем
    7. другое ...............................................................................
  16. Отношения между родителями сразу после установления диагноза:
    1. жили в основном мирно, серьезно не ссорились, не было угрозы развода
    2. уважали и заботились друг о друге
    3. стремились командовать друг другом, действовали окриком
    4. любили друг друга
    5. жили совместными интересами и заботами
    6. каждый жил сам по себе.
  17. Отношение к ребенку после начала заболевания:
 

Мать

Отец

относится жестоко, бьет, оскорбляет

да   нет

да  нет

отношение безразличное, отсутствие интереса к его (ее) учебе, делам, не дарились подарки

да   нет

да  нет

скорее требовательность и суровость, чем доброта и  ласковость

да   нет

да  нет

во всем проявляет любовь

да   нет

да  нет

много работает, на воспитание не остается времени

да   нет

да  нет

забота ограничивается лишь тем, чтобы ребенок был сыт, обут, одет

да   нет

да  нет

отношение очень неровное: то обижает, то задаривает подарками, ласкает

да   нет

да  нет


  1. Отношения между родителями сейчас:
    1. живут в основном мирно (нет серьезных ссор, угрозы развода)
    2. уважение и забота друг о друге
    3. стремление командовать друг другом, окрики, одергивания
    4. любовь друг к другу
    5. живут совместными интересами и заботой
    6. каждый живет сам по себе.
  2. Что собираетесь предпринять в отношении ребенка после выписки:
    1. проконсультировать в других медицинских учреждениях
    2. применять средства народной медицины
    3. обратиться к знахарям
    4. обратиться к экстрасенсам
    5. продолжить рекомендованное лечение
    6. не лечиться совсем
    7. другое ...............................................................................
  3. Помощь психиатра (психотерапевта) нужна Вам самим для того, чтобы:
    1. успокоиться, снять напряжение, тревогу
    2. утешить
    3. вселить надежду
    4. отвлечь от грустных мыслей
    5. другое ...............................................................................
    6. помощь не нужна
  4. Не представляю семьи без ребенка, и потому хотелось бы:
    1. иметь еще ребенка
    2. усыновить, если не будет своих
    3. определенных планов нет

 

        Завершением анкетирования  является обсуждение ответов  вместе с тем, кто заполнил  анкету, что помогает уточнить  неясности. Главная задача обсуждения - профилактика ятрогенных эффектов, рациональная психотерапия. Например, мать, указавшая, что она относилась  к ребенку жестоко или безразлично,  может чувствовать себя виновной  в его ребенка из-за такого  обращения. Ей необходимо разъяснить  необоснованность ее самообвинений,  перенести акцент в обсуждении  на то, что теперь нужно для  ребенка, подчеркнуть значение  для нее уверенности, спокойствия.  В других случаях надо помочь  родителям понять, что беспокоящее  их отклонение в поведении  ребенка - не "распущенность", а  следствие болезни. Поведение  врача должно быть свободно  от осуждения и морализирования,  гораздо полезнее вместе с  родителями сформулировать такой  подход к ребенку, при котором  они могли бы чувствовать себя  активными и значимыми участниками  его лечения. Анкетирование может  проводиться и педиатрами, и психологами,  и психотерапевтами, но обсуждение  его результатов и разработка  психотерапевтических подходов  к семье больного ребенка должны  осуществляться всеми этими специалистами  совместно.

III. Заключение       

 Одной из важнейших  задач практического педиатра  должно быть установление контакта  с семьей больного, несмотря на  все трудности, связанные с  характерами или психическими  нарушениями родителей больного. Без адекватного контакта с  ними невозможно не только  нормализовать психическое состояние  больного, но и быть уверенным  в выполнении назначений, эффективности  лечения самого основного заболевания.  Необходимо обучение педиатров,  особенно работающих с тяжелыми  онкологическими и т.п. больными, основам детской и семейной  психологии, психопатологии, психотерапии. Необходима организация психологического  и психотерапевтического консультирования и коррекционной помощи. Психологи и психиатры нуждаются не только в тесном сотрудничестве с педиатрами, но и в помощи педагогов, социальных работников, представителей общественных профессиональных и благотворительных организаций. Основной задачей должны стать разработка медико-социальных программ реабилитации детей-инвалидов, а также программ поиска помощи семьям, для которых болезнь ребенка стала тяжелым и длительным испытанием.

IV. Выводы.

Хороший педиатр наблюдает за развитием ребенка в течение нескольких лет, знает его реакцию на разные лекарства, лекарственные аллергии, а также может предугадать развитие болезни. Помимо этого, постоянное наблюдение позволит правильно назначить индивидуальный режим дня, адаптировать питание, нагрузки, составить график прививок, рекомендовать определенные спортивные упражнения и физиотерапевтические процедуры. 

Во время консультаций педиатра с родителями ребенка решающую роль будет играть доверие и взаимопонимание. Только благодаря этим простым вещам  контакт с врачом будет эффективным и полезным. Постоянный педиатр, который знает индивидуальные особенности именно Вашего ребенка, сможет дать конкретные рекомендации. Тем более ему будет намного проще назначить препарат, процедуру и режим, поскольку он знает или может предположить реакцию его организма.

 

Мамы и дети не должны бояться лишний раз записаться на приём к врачу, ведь может случиться так, что именно это посещение окажется особенно важным. Иногда дети побаиваются людей в белых халатах, поэтому родители должны помочь наладить контакт между ними. Поскольку испугавшийся ребенок может просто не дать себя осмотреть, из-за чего поход к врачу станет совершенно бесполезным.

 

 

 

 

V. Библиография.

  1. Деонтология в педиатрии. (Этические аспекты практической деятельности педиатра). Под ред. С.Д.Носова. - Л.: Медицина, 1977. - 168 с.
  2. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1992, N 2. - С. 17-28.
  3. Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психиатрические аспекты в детской со-матологии//Научная конференция молодых ученых России, посвященная 50-летию академии медицинских наук: тезисы докладов.- Москва, 1994.- С. 287-288.
  4. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 335 с.
  5. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Учебное пособие. Под ред. Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана. - С.-Пб., ПМИ, 1991. - 80 с.
  6. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986. - 394 с.

 


Информация о работе Особенности общения врача педиатра с родителями ребенка