Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:25, контрольная работа
Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности (носителя предметно-практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект), с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах “человек – техника”. В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.
Введение.
1. Хранение и переработка информации человеком, принятие решений и познавательные процессы.
1.1. Память как основа более сложных когнитивных образований.
1.2. Оперативное мышление процесс решения практических задач.
1.3.Креативность и интеллект в процессе эффективной работы человека с информацией.
1.4. Влияние темперамента человека на процесс разработки управленческого решения.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тихоокеанский государственный университет
Кафедра социальной работы и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по инженерной психологии
2013г.
Тема: «Особенности переработки информации человеком»
Содержание
Введение.
1. Хранение и переработка информации человеком, принятие решений и познавательные процессы.
1.1. Память как основа более
сложных когнитивных
1.2. Оперативное мышление процесс решения практических задач.
1.3.Креативность и интеллект в процессе эффективной работы человека с информацией.
1.4. Влияние темперамента человека
на процесс разработки
Заключение.
Список литературы.
Введение
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности (носителя предметно-практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект), с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах “человек – техника”. В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.
1. Хранение и переработка информации человеком, принятие решений и познавательные процессы.
1.1. Память как основа более сложных когнитивных образований.
Знание физиологических особенностей
работы анализаторных систем позволяет
нам понять связь психики человека с внешним
миром, выяснить физиологические ограничения
по приёму и преобразованию информации,
определить основные закономерности функционирования
первичных психологических механизмов
работы мозга. Это существенно при решении
задач проектирования систем и средств
отображения информации, выборе технических
решений по организации рабочего места
оператора, органов управления. Однако
этого явно недостаточно для описания
сложных психических процессов при принятии
решений в СЧМ. Для ответа на возникающие
при этом вопросы обратимся к данным психологии,
анализирующей специфику функционирования
психической сферы человека, его поведения
в различных условиях деятельности.
При
изучении психических явлений необходимо
постоянно помнить об их неразрывной взаимосвязи,
взаимовлиянии и целостности. Нет в чистом
виде, например, такой категории, как «память».
Эти свойства проявляются в любом психическом
процессе, но при изучении памяти намеренно
выделяют задачи, акцентирующие данные
свойства и позволяющие определить основные
черты этого феномена. То же относится
и ко всем остальным психическим образованиям,
вне зависимости от уровня их рассмотрения.
Анализ когнитивных процессов в психической
сфере оператора строится в инженерной
психологии на базе информационного подхода,
в котором информационные процессы рассматриваются
в «чистом виде», без учёта специфики их
носителя, биологии и физики процессов.
Это достаточно серьёзное допущение, так
как оно, сильно упрощая реальную сложность
работы человеческого мозга, исключает
многие существенные, важные в профессиональной
деятельности, черты работы механизма
психического регулирования. Вместе с
тем наука не имеет более эффективных,
чем информационный и системный подход,
способов представления объектов организованной
сложности, к которым относится человек.
Информационные представления позволяют
использовать привычные для инженерного
мышления кибернетические метафоры при
анализе психики человека.
Одним из основных процессов, определяющих
когнитивные способности человека, является
память. Она обеспечивает накопление информации
об окружающем мире, служит основой для
реализации всех видов человеческой деятельности,
обучения и развития человека. Механизмы
памяти являются основой для функционирования
всех физиологических и психических процессов,
формирующихся в нервной системе.
Выделяют основные процессы памяти —
запоминание, сохранение, забывание и
восстановление (воспроизведение). В зависимости
от уровня рассмотрения и выбранных оснований
для классификации различают: память долговременную
и кратковременную; зрительную, слуховую,
тактильную и т.д.
Память является сквозным психическим
процессом и проявляется во всех явлениях
психики независимо от уровня их рассмотрения.
В памяти отражаются все грани человеческого
опыта — не только когнитивного (познавательного),
но и эмоционально-волевого. Память обеспечивает
существование человека во времени, возможность
использовать знания о прошедшем для построения
будущего.
Для инженерной психологии конструктивно
понятие «оперативной памяти» — способности
человека к запоминанию, сохранению и
воспроизведению информации, перерабатываемой
в определённой деятельности.
Оперативная
память связана с кратковременной памятью
— процессом непосредственного запоминания
информации, зависящим от характера запоминаемых
стимулов, вида их организации, значения
для субъекта осуществляемой деятельности.
По сравнению с понятием «объём кратковременной
памяти», которое подразумевает количество
объектов, свободно запоминающихся в короткий
промежуток времени, понятие «объём оперативной
памяти» подразумевает количество объектов,
не только запоминающихся, но и использующихся,
обрабатывающихся как поодиночке, так
и между собой за этот промежуток времени.
Объём кратковременной памяти подчиняется
закону Миллера и равен «семь плюс минус
два» одновременно действующих в сознании
структурированных фрагментов опыта.
Правда, заметим, что это, строго говоря,
не закон запоминания, а скорее объяснительная
форма, свидетельствующая об ограниченных
возможностях человеческого сознания.
В последнее время кратковременная память
критикуется многими исследователями
как недостаточно строго определённое
понятие.
При рассмотрении
человека как системы переработки информации
выделяют декларативную, рабочую и процедурную
память.
Декларативную
память называют также долговременной,
концептуальной, вторичной или семантической
памятью в зависимости от контекста и
вкуса автора. Именно в ней хранятся данные,
необходимые для операторской деятельности.
Основная функция
— запоминание входной информации. Объём
— практически неограниченный, связанный
с процессами динамической организации
информационных процессов. Содержимое
— семантические, пространственные, акустические,
двигательные, временные коды.
Информационные
единицы — понятия, высказывания, схемы
(фреймы, скрипты). Организация — иерархическая,
в виде узлов и связей, допускаются неточные
значения, предыдущий опыт, многоуровневость.
Процессы запоминания — устное научение
(по инструкциям), перекодировка.
Рабочая память- тождественна
оперативной памяти.
Процедурная память- место хранения знания
о том, как что-то можно сделать. Она является
разновидностью декларативной памяти,
отличается наличием в ней логических
правил, позволяющих делать выводы о необходимых
действиях с информацией в тех или иных
ситуациях деятельности.
Особенности памяти
оператора учитывают при организации
систем и средств СЧМ, обеспечивающих
деятельность человека. Объём информации,
предоставляемой оператору в рабочих
условиях, не должен превосходить актуальных
оперативных возможностей его памяти.
Память служит
основой более сложных когнитивных образований,
на базе которых человек организует свою
деятельность.
1.2. Оперативное мышление процесс
решения практических задач.
Мышление
— психический процесс, являющийся формой
опосредованного (в отличие от непосредственного
восприятия) отражения. Мышление имеет
обобщённый характер, предполагающий
отвлечение, абстрагирование от каких-либо
свойств предметов, явлений, использует
функции анализа и синтеза. Выявление
и обобщение отношений между предметами
и явлениями мира является сущностью мышления.
Инженерную психологию
интересует прежде всего «оперативное
мышление» — процесс решения практических
задач, в результате которого формируется
модель предполагаемой деятельности и
операции, позволяющие выполнить её эффективно.
Основными компонентами оперативного
мышления являются:
1)структурирование — образование более
крупных единиц действия путём связывания
элементов ситуации между собой;
2) динамическое узнавание — узнавание
частей конечной ситуации в исходной;
3)формирование алгоритма решения — выработка
принципов и правил решения задачи, определение
последовательности действий в каждом
конкретном случае.
Отображение информации в СЧМ должно учитывать
характеристики мышления оператора. Для
его эффективного функционирования необходимо
обеспечить:
1)полноту информации об отображаемом
событии;
2)краткость и чёткость сигнала;
3)его правильность, отсутствие информации,
влекущей к ложным выводам;
4)форму сигнала, которая должна указывать
на его связь с другими сигналами;
5)учёт опыта субъекта, полученного в аналогичных
ситуациях.
Человек при решении
тех или иных задач использует только
ему присущую систему способов, приёмов
действий, образующую его индивидуальный
стиль. Стиль является образованием достаточно
устойчивым и часто служит характеристикой
человека, отличающей его от других людей.
Мы, например, часто говорим, что человек
по стилю речи напоминает жителя Крыма,
или Новгорода, или Вологды, подчёркивая
присущие жителям этих мест особенности.
Решение одной и той же задачи с равной
эффективностью может достигаться различными
способами, одни из которых мы легко понимаем
и принимаем, а другие для нас недоступны
и неудобны. Естественно, что при проектировании
технической среды необходимо учитывать
индивидуальные особенности протекания
процессов переработки информации операторами,
позволяя им использовать при работе наиболее
«удобные» стили.
Понятие
«стиля» было введено вначале в работах
Адлера в качестве глобального (всеохватывающего)
психологического понятия, но затем его
объём сузился до категории способов организации
познавательной деятельности — «когнитивных стилей», определяющих
систему предпочтений человека при решении
познавательных задач. В сущности, когнитивный
стиль представляет собой психический
инструмент, с помощью которого человек
решает задачи познания реальности и активного
воздействия на неё. Когнитивный стиль
— довольно устойчивая характеристика
психики, которая проявляется при решении
широкого класса задач, связанных с интегральной
обработкой поступающей информации. Есть
данные о том, что стилевые особенности
человека формируются под действием культурной
среды и являются культурно-зависимыми.
Утверждается, что каждая культура ведёт
к определённым формам когнитивной обработки
информации и формирует свои массовые
формы менталитета или близкого к нему
понятия сенсотипа.
К основателям теории когнитивных
стилей относят Германа Виткина, который
понимал под когнитивным стилем предпочитаемый
человеком способ когнитивного анализа
и структурирования своего окружения.
Им выделены два основных стиля - глобальный
и артикулированный. Человек с артикулированным
стилем использует механизмы дифференциации
и организации среды (он независим от поля
ситуации), а с глобальным- идёт на поводу
ситуации (зависим от поля).
Работы
сотрудников Менингерской школы психологии
и их наиболее яркого представителя Р.
Гарднера привели к понятию «когнитивного
контроля». Под контролем понимаются индивидуальные
способы анализа и оценки ситуации. Они
обеспечивают оптимальные для данной
личности формы поведения при решении
познавательных задач.
Дж. Каган ввёл
понятие индивидуального когнитивного
темпа и связанного с ним стиля «импульсивность
— рефлективность». Импульсивные субъекты
быстро принимают решения и ведут коррекцию
решения за счёт ошибок во внешнем мире.
Рефлективные — выдают внешне достаточно
точное решение после длительного анализа
в субъективной сфере.
В литературе
можно встретить описания около двух десятков
когнитивных стилей (контролей), каждый
из которых связан с определённой формальной
психометрической процедурой, имеет соответствующее
специфическое название.
Основные, наиболее известные из них:
1.4. Влияние темперамента человека на процесс разработки управленческого решения.
В процессе подготовки и реализации управленческого решения (далее УР) возможно возникновение ситуаций, в которых участники разработки и реализации УР понимают суть УР с искажением его смысла. Искажение восприятия сути управленческого решения может происходить как из-за недостаточной информации, неточных или двусмысленных формулировок, так и по причине того, что в процессах разработки и реализации УР участвуют люди с разным темпераментом.
«Каждая личность имеет жизненную генетическую программу, включающую набор индивидуальных психических свойств (темперамент)». Темперамент характеризует то, как человек воспринимает информацию и реагирует на нее . Реакция личности на информацию проявляется в отношении к окружающей действительности, в степени выражения чувств, в поведении. Темперамент оказывает существенное влияние на подходы личности и процессы разработки и реализации УР. Темперамент относится к неизменяемым, базовым характеристикам личности и условно делится на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Холерический тип личности предпочитает быстроту, оперативность и личную инициативу. Личности этого типа отличаются гибкостью мышления и способны быстро переключаться на выполнение нового задания, бросив при этом невыполненное старое, в том случае если новое задание более интересно или более значимо. Решения холериков зачастую носят спонтанный характер, могут быть не до конца продуманными, а также отличаются высоким уровнем риска и бескомпромиссностью. Для повышения эффективности выполнения холериком заданий рекомендуется постоянно контролировать их и обеспечивать быстродействующими информационными системами поддержки решений типа «Консультант-М», «Галактика», «Парус» и др.
Личности сангвинического темперамента характеризуются более спокойным типом мыслительной деятельности. Они оперативны при реализации управленческого решения, так же как и холерики, однако индивидуализму предпочитают коллективизм. Сангвиники хорошо работают как со специалистами, так и с информационными системами поддержки решений, а также с типовыми технологиями, внося в них при необходимости свои усовершенствования. Сангвиники должны всегда заниматься конкретной работой, иначе они впадают в депрессию.
Личности флегматического темперамента характеризуются замедленными реакциями и обоснованными суждениями, работоспособны и предпочитают использовать типовые технологии. Трудно воспринимают информацию, противоречащую ранее сформированным установкам. Предпочитают получать задания и отчитываться о проделанной работе в письменной форме. Больше доверяют специалистам, чем информационным системам. Их решения характеризуются обдуманностью и низкой степенью риска
Информация о работе Особенности переработки информации человеком