Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

шашков.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

4. В целом уменьшается  влияние семьи, хотя, по сути, она  остается важной референтной группой.

 Отношение  к сверстнику.

Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший — плохой”, “за меня — против меня”, а также — небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%— положительное, 30%— нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12—13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения — лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14—15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Важное место в общем процессе онтогенетического развития человека занимает подростковый возраст. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску. Психологически этот возраст исключительно сложен и противоречив.

    Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации не включенности в группу сверстников. Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации. Подростковый период также связан с половым созреванием, которое активно сказывается на личности человека на этом этапе жизни. В этот период происходит множество изменений и в психическом развитии подростка, в формировании его личности, а также наблюдается множество физиологических изменений.

 

Рассматривая личностное развитие в подростковом возрасте, можно подчеркнуть основные тенденции:

· осознание взрослости, стремление доказать свою самостоятельность;

· увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать, во все включаться лично;

· расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых;

· учитывание интересов другого человека;

· готовность к социальному построению собственной жизни;

· самообразование, появление жизненных планов;

· формирование чувства достоинства, самоуважения.

Анализируя познавательные психические процессы, следует отметить, что в этом возрасте наиболее важными будут следующие особенности:

· способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного мышления;

· развитие теоретического мышления, содержание мышления становится богаче и сложнее;

· развитие формально-логического и рефлексивного мышления;

· становление мировоззрения;

· развиваются специальные способности, самоактуализация,

· восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим;

· внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом;

· память приобретает избирательный характер;

· развитие воображение подростка. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии».

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ермолаева М. Психология развития. - М.: «МОДЭК», 2006. - 376 с.
  2. Психология подростка. Под ред. А.А. Реан СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. -480 с.
  3. Блонский П.П. Психология, 2000г.
  4. www.psycho-diagnoz.kiev.ua.
  5. www.bestreferat.ru.
  6. www.personalita.ru.

 

 


Информация о работе Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития