Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Нарушения психического и личностного развития — это нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе. Эти нарушения вызываются отклонениями в механизмах мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной регуляции, а также могут происходить в результате асинхронности биологического, психологического и социального развития человека. Нарушения психического и личностного развития сопровождаются соответствующими особенностями поведения. К ним относятся упрямство, замкнутость, застенчивость, нечестность, лень, инфантильность, агрессивность и др.

Файлы: 1 файл

Нарушения психического и личностного развития.docx

— 49.52 Кб (Скачать файл)

 

 

Особенности поведения детей, имеющих  осложнения психического и личностного  развития 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения психического и  личностного развития — это нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе. Эти нарушения вызываются отклонениями в механизмах мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной регуляции, а также могут происходить в результате асинхронности биологического, психологического и социального развития человека. Нарушения психического и личностного развития сопровождаются соответствующими особенностями поведения. К ним относятся упрямство, замкнутость, застенчивость, нечестность, лень, инфантильность, агрессивность и др. 
 
Нарушения личностного развития и особенности поведения

 

 
Нарушения психического и личностного  развития

 
Краткая характеристика и причины

 
1. Упрямство

 
Особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей, педагогов и других взрослых. Эта  форма поведения обусловлена  мотивом самоутверждения. Психологами  выделены несколько «периодов упрямства»: возраст около 3 лет, период 6—7 лет  и подростковый возраст. В каждый из этих периодов ребенок стремится  «защитить» себя от внушающих воздействий  ближайшего окружения. Опасность упрямства  в том, что оно может привести к расстройству нервной системы  ребенка: возбудимости, раздражительности, неврозам. Кроме того, оно может  порождать детскую лживость. У  детей и подростков возникновению  упрямства способствует неудовлетворение их насущных потребностей, грубость в  обращении с ними или, наоборот, потакание  их капризам и необоснованным требованиям

 
2. Застенчивость и замкнутость

 
Застенчивость как качество личности проявляется в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении  с окружающими, наличии субъективных барьеров в общении. Застенчивость  может развиваться под влиянием излишне строгого, авторитарного стиля воспитания. Ранние проявления застенчивости можно скорректировать, постоянно ободряя ребенка, побуждая его высказывать собственное мнение, включая его в игры, требующие проявления инициативы, смелости, принятия быстрого решения и т. п. Полезно беседовать с ребенком о причинах его удачных и неудачных поступков и действий. Замкнутость — нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми. Может сопровождаться беспокойством, депрессией, ощущением одиночества, снижением самооценки, неуверенностью в себе, ощущением неполноценности

 
3. Лживость

 
Сознательное искажение действительного  положения вещей, стремление создать  неправильное впечатление о фактах и событиях ради достижения желаемой цели или избегания нежелаемых последствий. Лживость необходимо отличать от детского фантазирования. В последнем выражается склонность ребенка изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось бы видеть. Обычно такая мнимая лживость с возрастом проходит. Вместе с тем чрезмерное пристрастие ребенка к мысленному, а затем и словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, а также о недостатках воспитания. Поэтому такое фантазирование может перерасти в ложь с элементами хвастовства, когда ребенок преувеличивает свои достоинства в ответ на недооценку его окружающими людьми. Помимо этого причинами детской лживости являются: предъявление непосильных для ребенка требований или большое количество налагаемых запретов; страх перед наказанием, желание его избежать (в этом случае формируются также лицемерие, приспособленчество, озлобленность); стремление к самоутверждению (желание привлечь к себе внимание, утвердиться в желаемой позиции, завоевать признание и т. п.); самозащита и защита других людей; охрана личной жизни, защита своего внутреннего мира и др. Опасность лживого поведения заключается в том, что ребенок приучается извлекать изо лжи выгоду, и такое поведение становится привычным. 
Бороться с детской лживостью путем строгих разоблачений и наказаний бесполезно. Прежде всего следует устранить из жизни ребенка те негативные явления, которые побуждают его к искажению и приукрашиванию действительности. Замечено также, что дети-лжецы растут в семьях, в которых родители тоже лгут и нарушают общепринятые нормы. Поэтому важен пример честного поведения со стороны окружающих ребенка взрослых

 
4. Лень

 
Лень как психическое явление  есть состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности. Лень выражается в отсутствии желания делать что-либо, требующее волевого усилия. Она может  даже сопровождаться переживанием удовольствия от безделья. Лень имеет разную природу  и может быть как «нормальной», так и «патологической». В первом случае причиной лени является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослый призывает  ребенка. Во втором случае признаками лени являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Причиной такого состояния может быть физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием. Лень считается следствием неправильного воспитания. 
 
Она развивается, например, в результате частых ограничений самостоятельности ребенка, чрезмерной его опеки, ограждения его от участия в выполнении хозяйственно-бытовых дел и т.п. причинами лени могут выступать также возложенные на ребенка непосильные обязанности; неуспехи ребенка при овладении какой-либо новой деятельностью или, наоборот, достижение успеха без приложения особых усилий; праздный образ жизни семьи, пренебрежение взрослыми своих обязанностями. Невозможно преодолеть лень методами принуждения. Эффективно включить ребенка в совместную со сверстниками деятельность, вызывающую у него интерес и активность. Рост активности ребенка вызывает, например, включение в любую деятельность элемента соревнования. Переживание ребенком успеха в той или иной деятельности также будет способствовать преодолению лени

 
5. Инфантилизм

 
Психическая незрелость, незрелость эмоционально-волевой  сферы, задержка социального и нравственного  созревания личности, характеризующаяся  преобладанием черт, свойственных младшему возрасту. В поведении детей и  подростков психический инфантилизм  выражается в капризности, жажде  удовольствия, быстрой пресыщаемости, стремлении идти по пути наименьшего сопротивления, преобладании игровых интересов, неусидчивости, беспечности. Эти свойства могут сопровождаться возбудимостью, слабоволием, склонностью ко лжи и т.д. Такие дети не способны противостоять давлению извне, склонны к чрезмерному подчинению, не умеют преодолевать даже маленькие соблазны. Причинами инфантилизма могут быть как наследственные, так и социальные факторы, в частности деформация условий жизни, неправильное воспитание. Инфантилизм может привести к тяжелым социальным последствиям, так как инфантилы тянутся к людям с антисоциальным поведением. Таких детей и подростков следует постоянно контролировать, одновременно формируя у них правильные социальные установки, практические умения и навыки, самостоятельность, ответственность, отрицательное отношение к иждивенчеству


 
 
 Поведенческие отклонения в развитии детей 
 
Агрессивное поведение (агрессия) относится к поведенческим отклонениям, к формам девиантного поведения. Агрессивное поведение — целенаправленной деструктивное (разрушительное) поведение, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п. Агрессивность — это состояние, которое характеризуется устойчивым намерением индивида нанести другим людям физический или психотравмирующий вред и сопровождается враждебностью, гневом, ненавистью.  
 
Агрессивность в той или иной степени свойственна всем людям. «Доброкачественная» агрессия (Э. Фромм) является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. «Злокачественная» агрессия (Э. Фромм) проявляется в деструктивности, жестокости, ее целью является получение удовольствия. 
 
^ По форме выражения различают: а) физическую агрессию (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта; б) вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик и т. п.), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятие и т. п.). По направленности на объект или субъект бывает: а), прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта (безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение) или субъекта; б) косвенная агрессия — действия опосредованно (окольным путем) направлены на другое лицо (злобные шутки, сплетни и т. п.) или ни на кого не направлены (неупорядоченные взрывы ярости в форме крика, топота ногами, битья кулаками по столу и т. п.); в) аутоагрессия — выражение обвинений или требований самому себе, нанесение себе телесных повреждений или самоубийство. 
 
В коррекционной педагогике выявлены факторы детской агрессивности: 1) врожденная склонность (полагают, что наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии); 2) неблагоприятные условия существования (боль, жара, загрязнение окружающей среды и т. п.); 3) агрессивное поведение окружающих взрослых (родителей, педагогов и др.), поощрение взрослыми агрессивного поведения детей; 4) агрессивные игры; 5) агрессивность и агрессивное поведение группы; 6) массовая культура, в том числе средства массовой информации. В качестве причин агрессивного поведения детей и подростков также называют (И.П. Подласый и др.): естественную реакцию ребенка на унижение его достоинства (насмешки, издевательства и т. п.); ограничение свободы и самостоятельности, чрезмерная опека, подавление инициативы ребенка взрослыми; соперничество между детьми с целью добиться превосходства; проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество; результат депривации и фрустрации (с помощью агрессии ребенок пытается освободиться от переживания своих неудач, отомстить за них другим людям); выраженную направленность на других (экстраверсия) как черту характера. 
 
Детская агрессия устраняется, если правильно установлены и устранены породившие ее причины. Нередко при этом требуются консультации специалистов (врачей, психологов и др.). Педагог может распознать агрессивность по следующим признакам: упрямство, постоянные возражения, отказы от поручений, игнорирование просьб учителя; драчливость; длительная или постоянная подавленность, раздраженность; беспричинные вспышки гнева, озлобленность; жестокое обращение с животными; стремление оскорбить, унизить; властность, стремление настоять на своем; эгоцентризм, неспособность понять другого; эмоциональная глухота, душевная черствость; самоуверенность, завышенная самооценка. Специалисты советуют педагогам и родителям в общении с детьми с повышенной агрессивностью быть сдержанными и терпеливыми. Наказывать агрессивных детей, применять слишком суровые наказания — пустая трата времени и сил. Важно поставить ребенка, склонного к агрессии, в такие условия, в которых нежелательное поведение не приветствуется (игнорируется), а нормальное (неагрессивное) поощряется. Необходимо обучить таких детей эффективным методикам снятия эмоциональной напряженности, замещения агрессивных переживаний, а также переключить их активность в конструктивное русло, опираясь на их склонности, способности, интересы. 

 

 

 

 

 

 
Технологии  коррекционно-воспитательной работы с  подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних 
 
Коррекционно-воспитательная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса, направленная на изменение эмоционально-волевой сферы ребенка, его отношений к себе и окружающему миру, личностных качеств и привычек поведения. Целью коррекционно-воспитательной работы является преодоление негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование противоположных им положительных социально значимых качеств. В коррекционной работе педагога с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению, выделяют следующие этапы.

 
Этапы коррекционно-воспитательной работы с детьми, склонными к девиантному поведению:

 
1. Выявление причин отклонений  в поведении ребенка, изучение  сильных и слабых 
сторон его личности

 
2. Определение цели, задач и методов  коррекции поведения подростка 

 
3. Дискредитация, обесценивание  форм девиантного поведения и формирование мотивов положительного поведения (например, желания избавиться от недостатков, потребности улучшить личностные качества)

 
4. Выбор видов деятельности, в  которых наиболее успешно формируются  необходимые положительные качества, и включение в них подростка 

 
5. Обеспечение благоприятного положения  подростка в системе межличностных  отношений (осуществляется одновременно  с предыдущим этапом)

 
6. Закрепление формируемых качеств  через упражнение в естественных  условиях, через специально организованный тренинг или одобрение положительных изменений

 
7. Формирование у воспитуемого  в ходе всей коррекционной  работы рефлексивного отношения  к собственному поведению как  предпосылке организации его  самовоспитания


 
Для того чтобы внеклассная воспитательная работа обладала необходимым коррекционно-развивающим  потенциалом, она должна быть снабжена как общими методами воспитания (убеждение, беседа, упражнение, пример, поощрение, наказание, переключение, естественных последствий и др.), так и специальными методами. 

 

 

 
В коррекционной педагогике выделяют (А. Д. Гонеев, А. И. Кочетов и др.) четыре группы методов коррекции отклоняющегося поведения подростков: 
-методы разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва», метод «реконструкции» характера); 
-методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление своих достоинств и недостатков; переориентировка сознания; переубеждение; прогнозирование отрицательного поведения); 
-методы перестройки жизненного опыта (предписание, ограничение, переучивание, переключение, регламентация образа жизни); 
-методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения (поощрение и наказание, соревнование, положительная перспектива).

Общая профилактика отклонений в личностном развитии и поведении — система мер по предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии ребенка, а также по созданию социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических условий, максимально благоприятствующих этому развитию. Это работа, направленная на содействие семье в выполнении своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей школьников, занятости их общественно полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика — мероприятия, включающие психолого-педагогическую поддержку и социально-правовую помощь несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия, негативного влияния асоциальной среды.

 
       Коррекционно-воспитательная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения личностного развития и поведения, предусматривает координацию усилий школы, семьи, воспитательных систем в социуме, государства.


Информация о работе Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития