Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:23, контрольная работа
Нарушения психического и личностного развития — это нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе. Эти нарушения вызываются отклонениями в механизмах мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной регуляции, а также могут происходить в результате асинхронности биологического, психологического и социального развития человека. Нарушения психического и личностного развития сопровождаются соответствующими особенностями поведения. К ним относятся упрямство, замкнутость, застенчивость, нечестность, лень, инфантильность, агрессивность и др.
Особенности поведения детей, имеющих
осложнения психического и личностного
развития
Нарушения психического и
личностного развития — это нарушения структуры
и динамики отношения человека к окружающему
миру и самому себе. Эти нарушения вызываются
отклонениями в механизмах мотивационной,
эмоциональной, волевой и нравственной
регуляции, а также могут происходить
в результате асинхронности биологического,
психологического и социального развития
человека. Нарушения психического и личностного
развития сопровождаются соответствующими
особенностями поведения. К ним относятся
упрямство, замкнутость, застенчивость,
нечестность, лень, инфантильность, агрессивность
и др.
Нарушения
личностного развития и особенности поведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поведенческие
отклонения в развитии детей
Агрессивное поведение (агрессия) относится
к поведенческим отклонениям, к формам
девиантного поведения. Агрессивное
поведение — целенаправленной деструктивное
(разрушительное) поведение, наносящее
вред объектам нападения (одушевленным
и неодушевленным), причиняющее физический
вред людям или вызывающее у них отрицательные
переживания, состояние напряженности,
подавленности, страха и т. п. Агрессивность —
это состояние, которое характеризуется
устойчивым намерением индивида нанести
другим людям физический или психотравмирующий
вред и сопровождается враждебностью,
гневом, ненавистью.
Агрессивность в той или иной степени
свойственна всем людям. «Доброкачественная»
агрессия (Э. Фромм) является биологической
адаптацией, способствующей поддержанию
жизни, и возникает как реакция на угрозу.
«Злокачественная» агрессия (Э. Фромм)
проявляется в деструктивности, жестокости,
ее целью является получение удовольствия.
^ По форме
выражения различают: а) физическую
агрессию (нападение) — использование
физической силы против другого лица или
объекта; б) вербальную
агрессию — выражение негативных чувств
как через форму (ссора, крик и т. п.), так
и через содержание вербальных реакций
(угроза, проклятие и т. п.). По направленности
на объект или субъект бывает: а), прямая
агрессия — непосредственно направленная
против какого-либо объекта (безличные
обстоятельства, предметы или социальное
окружение) или субъекта; б) косвенная
агрессия — действия опосредованно
(окольным путем) направлены на другое
лицо (злобные шутки, сплетни и т. п.) или
ни на кого не направлены (неупорядоченные
взрывы ярости в форме крика, топота ногами,
битья кулаками по столу и т. п.); в) аутоагрессия —
выражение обвинений или требований самому
себе, нанесение себе телесных повреждений
или самоубийство.
В коррекционной педагогике выявлены
факторы детской агрессивности: 1) врожденная
склонность (полагают, что наследственность
влияет на чувствительность нервной системы
к возбудителям агрессии); 2) неблагоприятные
условия существования (боль, жара, загрязнение
окружающей среды и т. п.); 3) агрессивное
поведение окружающих взрослых (родителей,
педагогов и др.), поощрение взрослыми
агрессивного поведения детей; 4) агрессивные
игры; 5) агрессивность и агрессивное поведение
группы; 6) массовая культура, в том числе
средства массовой информации. В качестве причин
агрессивного поведения детей и подростков также
называют (И.П. Подласый и др.): естественную
реакцию ребенка на унижение его достоинства
(насмешки, издевательства и т. п.); ограничение
свободы и самостоятельности, чрезмерная
опека, подавление инициативы ребенка
взрослыми; соперничество между детьми
с целью добиться превосходства; проявление
комплекса неполноценности, стремление
доказать другим свое преимущество; результат
депривации и фрустрации (с помощью агрессии
ребенок пытается освободиться от переживания
своих неудач, отомстить за них другим
людям); выраженную направленность на
других (экстраверсия) как черту характера.
Детская агрессия устраняется, если правильно
установлены и устранены породившие ее
причины. Нередко при этом требуются консультации
специалистов (врачей, психологов и др.).
Педагог может распознать агрессивность
по следующим признакам: упрямство, постоянные
возражения, отказы от поручений, игнорирование
просьб учителя; драчливость; длительная
или постоянная подавленность, раздраженность;
беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
жестокое обращение с животными; стремление
оскорбить, унизить; властность, стремление
настоять на своем; эгоцентризм, неспособность
понять другого; эмоциональная глухота,
душевная черствость; самоуверенность,
завышенная самооценка. Специалисты советуют
педагогам и родителям в общении с детьми
с повышенной агрессивностью быть сдержанными
и терпеливыми. Наказывать агрессивных
детей, применять слишком суровые наказания
— пустая трата времени и сил. Важно поставить
ребенка, склонного к агрессии, в такие
условия, в которых нежелательное поведение
не приветствуется (игнорируется), а нормальное
(неагрессивное) поощряется. Необходимо
обучить таких детей эффективным методикам
снятия эмоциональной напряженности,
замещения агрессивных переживаний, а
также переключить их активность в конструктивное
русло, опираясь на их склонности, способности,
интересы.
Технологии
коррекционно-воспитательной работы с
подростками. Профилактическая работа
среди несовершеннолетних
Коррекционно-воспитательная
работа — составная часть учебно-воспитательного
процесса, направленная на изменение эмоционально-волевой
сферы ребенка, его отношений к себе и
окружающему миру, личностных качеств
и привычек поведения. Целью коррекционно-воспитательной
работы является преодоление негативных
установок и поведенческих стереотипов
личности и формирование противоположных
им положительных социально значимых
качеств. В коррекционной работе педагога
с детьми и подростками, склонными к девиантному
поведению, выделяют следующие этапы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Для того чтобы внеклассная
В коррекционной педагогике выделяют
(А. Д. Гонеев, А. И. Кочетов и др.) четыре
группы методов
коррекции отклоняющегося поведения подростков:
-методы
разрушения отрицательного типа характера (метод
«взрыва», метод «реконструкции» характера);
-методы
перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное
-методы
перестройки жизненного опыта (предписание,
ограничение, переучивание, переключение,
регламентация образа жизни);
-методы
предупреждения отрицательного и стимулирования
положительного поведения (поощрение
и наказание, соревнование, положительная
перспектива).
Общая профилактика отклонений в личностном развитии и поведении — система мер по предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии ребенка, а также по созданию социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических условий, максимально благоприятствующих этому развитию. Это работа, направленная на содействие семье в выполнении своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей школьников, занятости их общественно полезной деятельностью во внеурочное время.
Специальная профилактика — мероприятия, включающие психолого-педагогическую поддержку и социально-правовую помощь несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия, негативного влияния асоциальной среды.
Коррекционно-воспитательная
и профилактическая работа с детьми, имеющими
нарушения личностного развития и поведения,
предусматривает координацию усилий школы,
семьи, воспитательных систем в социуме,
государства.