Особенности применение методов и методик в специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:58, реферат

Описание работы

Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Файлы: 1 файл

специальная психология.docx

— 21.81 Кб (Скачать файл)

                            Международный Славянский Институт

                                      Нижегородский филиал

 

 

 

                                                     Реферат

 

По дисциплине: Специальная психология

На тему: Особенности применение методов и методик в специальной психологии

 

 

 

                                                                       Выполнила: ст. Большакова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              г. Нижний Новгород

                                                      2013 год

                                                

Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

По Е. Л. Гончаровой специальная  психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими  и психическими недостатками, определяющими  потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность  взрослых — в особых формах психологического сопровождения.»

Специальная психология исследует  различные формы и стороны  развития психики в неблагоприятных  условиях.

Иначе говоря, её может интересовать то, как протекает процесс:

психического развития в самых  патогенных ситуациях;

как и каким образом могут  изменяться в зависимости от многообразных  параметров этих условий различные  характеристики психогенеза.

изучение запаса прочности процесса развития.

Исследуя каким образом психике, даже в осложнённых, стеснённых условиях, удаётся сохранять свою целостность, реализуя основные функции по адекватному отражению окружающего мира и регуляции поведения?

При этом неблагоприятные ситуации сами по себе не всегда способны вызвать  отклонения в развитии. Сочетанием разнообразных характеристик индивида, опосредующих их воздействие. Поэтому  одни и те же условия для разных людей могут иметь различные  последствия. Неблагоприятная ситуация признаётся патогенной, способной спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила её воздействия превышает  компенсаторные возможности индивида и относительно устойчиво изменяет характеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полноты и скорости отражательных и регуляторных функций и в результате изменяет темп её возрастного развития.

Осложнёнными условиями могут  быть:

нарушения в деятельности анализаторов,

опорно-двигательного аппарата,

разнообразные церебральные,

речевые расстройства, то есть факторы  внутреннего порядка.

Существуют и внешние неблагоприятные  факторы, которые формируются при  серьёзных и длительных деформациях  социальной ситуации развития:

тяжелые психотравмирующие обстоятельства жизни,

воспитание за пределами семьи,

несоответствующие возрасту ребёнка  образ жизни,

виды деятельности,

требования и ожидания со стороны  взрослых.

Последнее может касаться, в частности, детей, рано и ярко проявивших какое-то дарование и в связи с этим начинавшим раннюю профессиональную подготовку, а то и профессиональную деятельность.

Даже сама по себе нестандартность  одарённых детей может существенно  менять систему отношений к ним, что способно выступить в качестве осложнённой ситуации развития.

В качестве отдельных направлений  в специальную психологию входят:

1. психология умственно отсталых (олигофренопсихология),

2.психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология),

3. психология детей с недостатками  речи,

4. психология детей с задержкой  психического развития,

5.психология слепоглухих 

6. психология лиц с недостатками  опорно-двигательного аппарата.

1. Задачи в специальной психологии.

В задачи специальной психологии входит:

изучение закономерностей и  особенностей психического развития детей  и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в  разных условиях, и прежде всего  в условиях коррекционного обучения;

создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных  учреждений;

психологическая оценка эффективности  содержания и методов обучения детей  с недостатками развития в разных условиях;

психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;

психологическая коррекция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических  методик.

2. Диагностические методики в  специальной психологии.

В специальной психологии отсутствуют  какие-либо особые, специальные методы исследования.

В ней, как и в общей, детской  и педагогической психологии, применяются: Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент —  это активное вмешательство исследователя  в деятельность испытуемого с  целью создания условий, которые  выявляют какой-либо психологический  факт.

Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

Изучение продуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)

Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений  и предназначены для получения  данных со слов обследуемого.

Проективные методики (предназначены  для диагностики личности):

Методики структурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла.

Методики конструирования —  создание из деталей осмысленного целого.

Методики интерпретации — это  истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

Методики дополнения — например: незаконченное предложение.

Методики экспрессии — рисование.

Методики катарсиса — игровая  деятельность в особо организованных условиях.

Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.

Обучающий эксперимент — форма  естественного эксперимента, который  характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов  происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью  данного метода выявляется не столько  наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

Условно-рефлекторные методики

Каждая из методик применяется  в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта  изучения.

3.Оссобенности методик в специальной  психологии.

3.1. Эксперементально психологические методики.

Так, экспериментально-психологические  методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом  эксперименте, представляющие собой  различные задания, выполнение которых  требует применение обследуемым  определённых операций и действий, позволяют выявить наличие и  особенности этих действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребёнка, свойства его личности.

Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при  обследовании ребёнка, в большей  или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить  задание, необходимо понять инструкцию и на основе её понимания осуществить  определённые действия.

Чем сложнее инструкция, тем большим  должно быть участие мыслительных процессов  в её понимании (независимо от степени  сложности самого задания).

Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития.

Из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая  методика имеет ограничения, связанные  с особенностями конкретного  недостатка развития, а также определённые возрастные границы своего применения.

3.2. Анкетирование.

Анкетирование можно применять  при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально  развивающимися это возможно раньше.

Требует специальной разработки метод  анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и  особенностей развития ребёнка в  раннем возрасте.

При этом наиболее значимые данные могут  быть получены не исследователем в  короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит  ребёнка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развитие в течение длительного  периода времени.

3.3. Наблюдение.

Особое значение при изучении детей  с недостатками развития приобретает  наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных  методик в раннем и дошкольном возрасте часто не даёт значимых результатов.

Тщательное наблюдение за поведением ребёнка должно осуществляться и  в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень  многое для понимания характера  трудностей ребёнка при выполнении им различных заданий.

3.4. Невербальные психологические  методики.

Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик.

Поскольку у нескольких категорий  детей с отклонениями развития имеются  значительные недостатки словесной  речи, затрудняющие понимание ими  словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень  умственного развития этих детей, используя  словесные задания.

Невербальные задания, решение  которых может быть выражено в  форме практических действий, позволяют  обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребёнка или об особенностях восприятия.

Прямо противоположная ситуация имеет  место при изучении детей с  глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий  становится невозможным. Часть заданий  наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы  таким путём.

Поэтому намного большее значение, чем при исследовании лиц с  нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учётом своеобразия речи незрячих.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или исследования были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определённой группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно  таких же заданий группой нормально  развивающихся сверстников.

Другими словами, в исследованиях  специальной психологии для сравнения  всегда организуются контрольные группы.

                                       Список литературы

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - - 480 с.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В б т. - - М., 1983. - - Т. 5.

Годфруа Ж. Что такое психология. - - М., 1992. - - Т. 2.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - - М., 1985.

Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. - - М., 1973."

Пожар Л. Психология аномальных детей  и подростков - - патопсихоло-гия. - - М., 1996.

Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - - М., 1995.


Информация о работе Особенности применение методов и методик в специальной психологии