Для государственных
вузов с платной формой
обучения Госкомвуз в декабре
1993 г разработал и ввёл государственный
стандарт бакалавра (4 года учёбы)
по направлению 521400 «Юриспруденция».
Строя систему подготовки
бакалавров по американскому
образцу, авторы не учитывали,
что в США после 4 лет обучения
в колледже и получения степени
бакалавра надо ещё
закончить трёх годичную правовую
школу при университете и только
после этого он может заниматься
юридической деятельностью. Но Госкомвуз
разъяснил, что лица получившие звание
бакалавра, вправе занимать гос. должности.
В настоящее
время в нашей стране образование
переживает нелёгкие времена.
Общеизвестно, что юридическое образование
занимает приоритетное место
в системе высшей школы,
т.к. оно призвано сыграть
особую роль в условии формирования
гражданского общества. В целом
юридическая наука РФ в
данных условиях получает качественно
новые основы для собственного
развития. Впервые в истории
России ей представляется возможность
стать важнейшим институтом гражданского
общества. Задача же учёных юристов –
способствовать ей (юридической науке)
реализовать эту миссию.
Непрерывное
образование признано во всём
мире, как мощное средство направленное
на обогащение личности в культурном,
профессиональном и духовно-нравственном
смыслах. В настоящее время российское
законодательство пытается реформировать
систему высшего образования, приближая
её к мировым стандартам. Придерживаясь
международного законодательства об образовании,
пытаться обеспечить каждому человеку
получение высокого уровня образования,
особенно это необходимо в сфере юриспруденции.
3. Профессиональный
долг, ответственность и совесть
юриста
Где
бы юрист ни работал: в суде,
в прокуратуре, в милиции, в
органах власти, в юридических
службах фирм, – всей своей
деятельностью он должен добиваться,
чтобы проблемы и вопросы решались
по праву, по закону.
Юрист должен
иметь не только высокую квалификацию
в вопросах права и правоприменения
– он должен справедливо относиться
к людям.
Обеспечение
престижа закладывается на стадии
подготовки юриста-профессионала
– в процессе юридического
образования. Юридическое образование
– составная часть образования
в нашей стране и задачи,
которые поставлены перед
образованием, являются задачами
юридического образования. Это,
прежде всего его качество, во-вторых,
непрерывность этого образования.
В-третьих, интеграция образования
и практики. В-четвертых, интеграция
российского юридического образования
в мировую систему в целом,
и прежде всего в европейскую
систему образования. Но юридическое
образование имеет специфику,
в силу этого эти задачи, они
несколько трансформируются, и ряд
из них невозможно решить силами
только вузов.
Деятельность
юриста всегда вызывала глубокое
уважение и почитание, признавалось
элитарной и приоритетной
в любой социальной среде. Сейчас,
когда наше общество переживает
трудные процессы демократизации
и построения правовой государственности,
особенно остро ощущается нехватка
интеллектуальной правовой культуры
во всех областях юридической
деятельности.
Юрист, работающий
в сфере межличностного общения,
кроме юристов – профессиональных
знаний должен ещё владеть
и высокой культурой ведения
диалога. Успех и неуспех
в работе юриста, удачи или
неудачи, достижения или просчёты
во многом зависят от того
насколько он умеет работать
с людьми, оперировать фактами
и правом применять нужную
правовую форму. Это относится
к работе всех юристов без
исключения. Но понимание права
и значимости не сводиться
лишь к знанию содержания законов
и юридических норм, а к
прочному усвоению всей глубины
права, его основополагающих принципов
и идей. То есть усвоения права
включает в себя овладение
всеми его сторонами и характеристиками.
Глубоко понимать право, –
значит, знать и его роли
в жизни общества, о его ценности.
Итак, мы пришли к выводу, что
Юрист – это специалист, сведущее
лицо в юриспруденции, обладает
профессионально правовыми знаниями
и умеющее применять их в
практической деятельности.
Результатом
глубокой подготовки юриста, его
специальных знаний и оточенного
умения является развитое чувство
права и законности, своего рода
правового и не правового
– та точность юридического
знания и умения, которая выражает
сущность юридической работы.
Юрист –
специалист принадлежит к особой
группе профессий. Эта профессия,
призвана обеспечить управление
в обществе. По мнению болгарского
философа В.С.Добриянова, в основе
структуры общества лежит
четыре первичных компонента: материальное
производство, воспроизводство людей
и управление4. В соответствии с этим самостоятельную
группу профессий состоят так же виды
деятельности по управлению, в том числе
деятельности юриста. В работе любого
юриста, есть общие черты. Многие авторы
имеют различное мнение о классификации
этих черт. Но, наверное, самое точную классификацию
приводит доктор юридических наук, профессор,
член – корреспондент РАН С.С.Алексеев.по
его мнению, основные черты таковы.
Профессия юриста – непосредственно
политическая профессия. В своей
основе она является государственной
работой, касающейся коренных вопросов
политического характера…
Юридическая специальность
– профессия, условно говоря, точная.
Она выражается в деятельности, которая
основана на точных, строго фиксированных
показателях…
Профессия юриста – жизненная,
глубоко человеческая специальность.
Юристу в его работе приходится охватывать
буквально все стороны жизни
общества, деятельности человека –
и хозяйство, и изобретательное
дело, и семью, и многое другое…
Особой чертой юридической
профессии является то, что работа
носит организаторский характер.
Задача юриста организовать применение
правовых норм, воплотить их в жизнь…..
Ещё одна существенная черта.
Профессия юрист – творческая
профессия. Она выражается в творческом
применении знаний, направленных на строгое
осуществление начал законности…
Наконец, профессия юрист
характеризуется тем, что ему
предоставлена большая самостоятельность
в работе.
Юристы
призваны работать за соблюдение
законности. Но каждый юрист имеет
свои профессиональные функции
в зависимости от разновидности
юридической деятельности.
В древнем
Риме, где профессиональная юриспруденция
во многих отношениях получило
высокое (классическое), развитие, функции
сводились к следующим трём:
Ageve, т.е.
руководить процессуальными действиями
сторон в суде, в иных учреждениях
давать советы о предъявлении
иска и т.д.;
Cavere, то
есть составлять формулы документов
юридического значения, отражать
интересы клиента;
Vespondere, т.е.
советовать, давать консультации
по юридическим вопросам, разъяснять
их, и толковать юридические нормы.
Цицерон
говорить, что истинный законовед
– «это тот, кто сведущ в
законах и обычном праве…
и который умеет подавать
советы, вести дела и охранять
интересы клиента»
Конечно,
в этих кратких формулах не
могло быть учтено все разнообразие
юридической работы. Если же
попытаться охарактеризовать главное
в профессиональных функциях
юриста на современном этапе,
то, пожалуй, выявим что главное
в них – это деятельность
по ведению юридических дел.
Юридические
дела – это жизненные случаи,
выступающие в качестве
обособленных, самостоятельных
предметов юридического рассмотрения.
К
ним относится преступления,
гражданские споры, конфликты, возникающие
в связи с применением трудового
законодательства, и всё же другие
случаи, которые требуют рассмотрения
и решения в соответствии с
нормами права.
И
все эти дела имеют важное
значение. Это понимали ещё юристы
древности. Поэтому один из первых
образцовых в этом смысле сводов законов
– римское право (XII таблиц) регулирует
имущественные и гражданские отношения
с огромной точностью. Многие нормы римского
права технически настолько совершенны,
что действуют и сейчас. А это значит, что
и сегодня образцовый юрист должен знать
римское право.
Человек
начавший работать в сфере
борьбы с преступностью должен,
прежде всего, понять всю сложность
социальной жизни, её изнанки,
он должен узнавать зло и
людей его несущих, а так
же научиться самосовершенствоваться
учиться и уметь учить других. Борьба с
преступностью – это главное направление
деятельности юриста, но в то же время
нельзя забывать о том, что те с кем приходится
вести эту борьбу тоже были людьми, не
совершавшими преступлений, не были настолько
социально запущенными. Что их сделало
такими? Надо вникнуть в это, для принятия
правильного решения. Для юриста не
допустимо потерять чувство объективности
даже тогда, когда в душе ты кипишь негодованием,
если ты встал в ряды борцов с преступностью
– не имеет права. Сложность работы заключается
не только в том, что нужно работать с людьми
и именно их поставить на правильный жизненный
путь, а в том, что нужно каждодневно проявлять
широту взглядов, уметь заглянуть и в
будущее, разрабатывать меры, с помощью
которых можно предупредить новое преступление.
Это самые необходимые качества тех кто,
став юристом, выберет путь борьбы с преступлениями.
Умение понять человека, увидеть в преступление
человека – очень важно. Может даже самое
важное.
4."Созвездие"
нравственных качеств юриста
Труд юриста
разнообразен и сложен. Вся
его деятельность протекает в
постоянном решении разнообразных
задач и поиске истины. Каждое
новое дело требует индивидуального
подхода и не похоже одно
на другое, обладает особыми, только
ему присущими признаками. Здесь
юристу необходимо проявлять
такое качество, как инициативность,
но все его шаги строго регламентированы
и это отличает его труд
от труда других работников.
Это налагает существенный отпечаток
на личность человека. Его
труд разнообразен, но всегда
протекает в рамках дозволенного
и через это нельзя переступать,
хотя возникают ситуации, когда
это необходимо.
Для большинства
юридических профессий характерна
высокая эмоциональность труда,
при этом очень часто возникают
отрицательные эмоции, которыми
необходимо управлять и подавлять,
не дать им выплеснуться наружу.
Для этого необходим подбор
кадров исходя из психологических,
моральных и профессиональных
характеристик каждого человека.
Необходимо разрабатывать профессионограммы
и профессиограммы для каждой
конкретной юридической профессии,
чтобы избежать ошибок при
подборе сотрудников.
Деятельность
многих юристов диктуется государством.
Оно возлагает на органы юстиции
определённые задачи, создаёт условия
для подготовки и переподготовки
юристов. Это очень важно, так
как способствует более высокой
квалификации сотрудников, более
грамотному и квалифицированному
решению дел, но и определяет
повышенные требования к каждому
работнику. Труд многих профессий
сопряжён с наделением человека
властными полномочиями, что
требует от него чувства ответственности
за свои действия.
Основная задача
психологического юридического
труда - выявление рациональных
соотношений между требованиями,
которые предоставляются законом
и правовой свободой и наличием
творческого, самостоятельного начала
в юридической работе. В этом
юридическая деятельность опирается
на экспериментальные данные
различных наук: психологии, социологии
и др.
Много трудностей
подстерегает юриста в процессе
его деятельности, много профессиональных
и общетеоретических знаний требуется
от современного специалиста.
Поэтому каждому, исходя из
своих личностных характеристик,
а так же собственного желания,
необходимо подобрать наиболее
подходящую профессию и приложить
максимум усилий и стараний
к выполнению своих профессиональных
обязанностей. В этом случае не должно
возникнуть серьёзных затруднений в выбранной
работе.
Определение профессионально
значимых качеств личности
юриста очень важно и необходимо
в современном обществе. Выделение
таких качеств способствует улучшению
деятельности работников, которые так
или иначе связаны с юриспруденцией.
Определение индивидуально психологических
качеств способствует установлению пригодности
личности к той или иной деятельности.
При этом если будет разработана устойчивая
система подбора кадров по их личностным,
правовым и некоторым другим характеристикам,
то это поможет уже на первом этапе решить
такую важную проблемы, как качество исполнения
своих профессиональных обязанностей,
соответствие и способность справляться
с возложенными задачами. Ведь в случае
профессиональной непригодности, человек
подвергается значительным психологическим
перегрузкам, что приводит к неудовлетворённости
своей деятельностью, безразличию к работе,
что может послужить причиной для перехода
в другие структуры или изменения профиля
работы.
В связи
с этим выделяют следующие
факторы профессиональной пригодности:
высокий уровень социальной адаптации,
нервно-психическая устойчивость, высокий
уровень интеллектуального развития,
коммуникативная компетентность, организаторские
способности. Эти факторы включают
если не все, то большинство
психологических качеств юридической
личности.