Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Шкала оценки результатов:
· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.
· Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.
· Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.
· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.
3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) [1]
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
· Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов
· Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов.
· Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
· Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.
4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.) [24]
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
· Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов
· Высокий уровень агрессивности -- 7-10 баллов.
· Средний уровень агрессивности --4-6 баллов.
· Слабый уровень агрессивности --0-3 баллов.
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:
1) Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
№ |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
слабый |
средний |
высокий |
повышенный | |||
1 |
Арина В. |
11 |
+ |
|||
2 |
Женя К. |
13 |
+ |
|||
3 |
Настя П. |
5 |
+ |
|||
4 |
Илья М. |
13 |
+ |
|||
5 |
Вика В. |
7 |
+ |
|||
6 |
Никита Е. |
16 |
+ | |||
7 |
Матвей Н. |
17 |
+ | |||
8 |
Настя А. |
10 |
+ |
|||
9 |
Кристина А. |
10 |
+ |
|||
10 |
Настя К. |
5 |
+ |
|||
11 |
Ратмир З. |
11 |
+ |
|||
12 |
Динар С. |
13 |
+ |
|||
13 |
Ваня С. |
11 |
+ |
|||
14 |
Ваня М. |
7 |
+ |
|||
Итого: |
2 ребёнка 14,29% |
4 ребёнка 28,27% |
6 детей 42,86% |
2 ребёнка 14,29% |
2) Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
№ |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | ||||
слабый |
средний |
высокий |
повышенный | ||||
1 |
Арина В. |
4 |
+ |
||||
2 |
Женя К. |
4 |
+ |
||||
3 |
Настя П. |
3 |
+ |
||||
4 |
Илья М. |
6 |
+ |
||||
5 |
Вика В. |
3 |
+ |
||||
6 |
Никита Е. |
2 |
+ |
||||
7 |
Матвей Н. |
2 |
+ | ||||
8 |
Настя А. |
8 |
+ |
||||
9 |
Кристина А. |
4 |
+ |
||||
10 |
Настя К. |
2 |
+ |
||||
11 |
Ратмир З. |
3 |
+ |
||||
12 |
Динар С. |
6 |
+ |
||||
13 |
Ваня С. |
5 |
+ |
||||
14 |
Ваня М. |
4 |
+ |
||||
Итого: |
3 ребёнка 21,43% |
7 детей 50% |
3 ребёнка 21,43% |
1 ребёнок 7,14% |
3) Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Таблица 3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.
№ |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
компоненты | |||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | |||
1 |
Арина В. |
11 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
2 |
Женя К. |
9 |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Настя П. |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
4 |
Илья М. |
8 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
5 |
Вика В. |
2 |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
6 |
Никита Е. |
11 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
7 |
Матвей Н. |
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
8 |
Настя А. |
4 |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
9 |
Кристина А. |
9 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
10 |
Настя К. |
3 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
11 |
Ратмир З. |
9 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
12 |
Динар С. |
7 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
13 |
Ваня С. |
11 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
14 |
Ваня М. |
6 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|
Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста