Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ПичаеваOffice Word (5).docx

— 149.05 Кб (Скачать файл)

Шкала оценки результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

· Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

· Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) [1]

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного  возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в  ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует  результаты по его окончании).

Инструкция. В ответах следует  лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод  об уровне агрессивности ребёнка (чем  больше итоговая сумма, тем выше уровень  агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

· Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов.

· Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

4. Методика “Рисунок  несуществующего животного” (автор  - Колосова С.Л.) [24]

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

На основании анализа каждого  рисунка подсчитывается итоговая сумма  балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень  агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов

· Высокий уровень агрессивности -- 7-10 баллов.

· Средний уровень агрессивности --4-6 баллов.

· Слабый уровень агрессивности --0-3 баллов.

Каждая из обозначенных выше методик  имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и  качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

1) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  Лаврентьевой Г.П. и Титаренко  Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень  агрессивности, 30% средний, 42% высокий  и 14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.1 ).

Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

слабый

средний

высокий

повышенный

1

Арина В.

11

   

+

 

2

Женя К.

13

   

+

 

3

Настя П.

5

+

     

4

Илья М.

13

   

+

 

5

Вика В.

7

 

+

   

6

Никита Е.

16

     

+

7

Матвей Н.

17

     

+

8

Настя А.

10

 

+

   

9

Кристина А.

10

 

+

   

10

Настя К.

5

+

     

11

Ратмир З.

11

   

+

 

12

Динар С.

13

   

+

 

13

Ваня С.

11

   

+

 

14

Ваня М.

7

 

+

   
 

Итого:

 

2 ребёнка

14,29%

4 ребёнка

28,27%

6 детей

42,86%

2 ребёнка

14,29%


 

 
         
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

2) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  «Беседа с детьми на тему: «Я  и телевизор»: 20% детей имеют слабый  уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень  агрессивности (см. табл.2 ):

 

Таблица 2 Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике «Беседа  с детьми на тему: «Я и телевизор»

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

 

Уровень агрессивности

слабый

средний

высокий

повышенный

1

Арина В.

4

 

+

   

2

Женя К.

4

 

+

   

3

Настя П.

3

 

+

   

4

Илья М.

6

+

     

5

Вика В.

3

+

     

6

Никита Е.

2

   

+

 

7

Матвей Н.

2

     

+

8

Настя А.

8

 

+

   

9

Кристина А.

4

 

+

   

10

Настя К.

2

+

     

11

Ратмир З.

3

 

+

   

12

Динар С.

6

 

+

   

13

Ваня С.

5

   

+

 

14

Ваня М.

4

   

+

 
 

Итого:

 

3 ребёнка

21,43%

7 детей

50%

3 ребёнка

21,43%

1 ребёнок

7,14%


 

 
         
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

3) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  Лаврентьевой Г.П. (структурализированное  наблюдение, проводимое воспитателем): 28,57% детей имеют слабый уровень  агрессивности, 42,86% средний, 21,43% высокий  и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.3):

Таблица 3 Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

Ф.И. ребенка

Кол-во баллов

компоненты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Арина В.

11

+

-

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

+

-

+

2

Женя К.

9

-

-

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

3

Настя П.

2

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

4

Илья М.

8

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

+

-

5

Вика В.

2

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

6

Никита Е.

11

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

-

+

-

7

Матвей Н.

15

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

8

Настя А.

4

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

9

Кристина А.

9

+

-

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

10

Настя К.

3

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

11

Ратмир З.

9

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

-

12

Динар С.

7

-

-

+

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+

-

+

13

Ваня С.

11

-

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

+

-

+

+

+

-

14

Ваня М.

6

+

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+


 

 

 
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста